13 мин.

Василий Филиппов. Пособие для начинающих авантюристов

Главного тренера гандбольного московского "Спартака" хочется о многом расспросить, пока у него свежи впечатления о финише сезона. Ведь Василий Филиппов стал участником и в известной степени вдохновителем уникального соревновательного приключения. Команда, которой еще год назад попросту не было, стартовала с нуля и с наставником-дебютантом во главе, а остановилась в нынешнем мае лишь в шаге от титулов чемпиона России и обладателя Кубка страны.

— Есть подозрение, что по итогам такого сезона вы могли бы написать пособие. Для начинающих авантюристов.

— Ну да. Авантюра в нас и впрямь получилась интересной, поучительной.

— Как вы вообще на нее решились?

— Все происходило постепенно. Сначала прошлым летом в столице заговорили о проекте возрождения там сильного гандбольного клуба. Потом для него стали собирать состав. И я даже дал по этому поводу несколько консультаций. Сначала реализацией идеи занимался Николай Чигарев. Затем появилась информация, что главным тренером станет Сергей Толстых. Потом мне предложили стать его помощником, причем речь шла не о роли статиста, а о полноценном участии в тренировочном процессе. А что — интересно! Я уже знал, какие в команду подбирались игроки, и согласился. Получилось так, что какое-то время Толстых не было в Москве. И я продолжал заполнять вакантные позиции в составе. А через какое-то время стали снова искать тренера. Спросили и меня: не хочешь стать главным? И я ответил, что готов.

— Почему сразу? Для приличия полагалось поразмышлять. Да и риск был велик.

— Подумал: если откажусь сейчас, больше никогда и не предложат. В себе был уверен. Прошел школу и "Чеховских Медведей", и сборной у Владимира Салмановича Максимова. В принципе знал, что делать. Правда, не до конца представлял как.

— Вы завершили карьеру игрока в 2014-м. Пауза до назначения в "Спартак" растянулась на три года...

— Когда закончил играть, трудоустроился преподавателем физвоспитания в МГУ, на кафедру игровых видов спорта. Тренировал группы студентов — девушек и ребят. Университет выставлял две команды на чемпионат Москвы. Я помогал обеим, а в той, что посильнее, был играющим тренером. Это интересное и довольно серьезное соревнование.

Есть еще такая команда — "Тихие Медведи", в ней играют в гандбол слабослышащие. Для них проводят первенство страны. Ребята попросили помочь подготовиться к финалу. Полгода их тренировал, потом съездили в Краснодар и стали третьими в России — это успех, какого у москвичей не было никогда.

Ах да, еще сборной российских журналистов помогал — она потом стала лучшей на турнире, приуроченном к брестскому финалу СЕХА-лиги. Короче, шесть дней в неделю у меня были плотно расписаны под самые разнообразные тренировки. А студентам из МГУ-2 пообещал по возможности руководить и бывать на играх уже после назначения в "Спартак". Вот сезон и доиграли.

— Итак, "Спартак"?

— Нет, в начале июля это была еще команда без названия, приписанная к столичному центру развития гандбола. Мы уже начали тренировки, отправились на сборы в белорусскую Малориту, а в Москве все обсуждались варианты имени. Там были и ЦСКА, и МАИ, и, кажется, "Кремлевские Ястребы". И только на 3 августа в столицу вызвали меня и капитана Диму Ковалева — на презентацию нового клуба "Спартак".

— Как восприняли такую вывеску?

— С восторгом. У меня отец ярый поклонник футбольного "Спартака". Я за него тоже с детства болею. Перед презентацией нам выдали поло с красно-белым ромбиком. Надел — сверхсилу почувствовал.

— Можно узнать, на какие смелые замыслы вас эта сверхсила для начала подвигла?

— Тогда, летом, у нас еще не было того состава, который сформировался к зиме. На белорусском сборе продолжали просмотры, там подписали Женю Семенова. До сентября решали оргвопросы по трансферу Саши Южбабенко. Алексей Песков приехал из Словакии и вовсе в ноябре. В начале сезона серьезно травмировался Саша Деревень. Но и без них, заполучив таких игроков, как Егор Евдокимов, Саша Черноиванов, Дима Ковалев, Олег Скопинцев, Дима Шелестюков, мы понимали, что должны бороться за медали. О золоте речь не заходила — замашек с первого раза обыграть "Чеховских Медведей" мы себе не позволяли. Но не попасть в четверку было бы неудачей.

Вообще-то мы еще смутно представляли, что сможем на площадке. До старта чемпионата России на турнире в Гомеле обыграли команды хозяев, Гродно и Запорожья. Но, пожалуй, это не был уровень Суперлиги.

— Ну, в ней вы тоже дебютировали лихо. Стартовые победы над СКИФом и "Невой" вас удивили?

— Пожалуй, да. Все-таки это были обладатель Кубка страны и серебряный призер. Причем краснодарцы уже начали чемпионат ничьей с чеховцами. Для нас же все было на старте внове. В первой игре вообще случился курьез. Со столика уже по ходу матча подсказали, что у нас в технической заявке не оказалось Семенова. Пришлось от греха подальше отсадить Женю со скамейки. Я оглянулся — там всего четыре запасных. А на площадке единственный вариант задней линии: Шелестюков — Трушин — Цахариас. И все равно выиграли.

— Неполным осенним составом вы вообще сыграли лучше, чем укомплектованным по весне.

— Согласен.

— Объясните парадокс.

— Как бывший игрок знаю: когда чувствуешь, что тебя ни при каком условии не посадят на скамейку, раскрепощаешься. Возможно, и в этом одно из объяснений успехов первой половины сезона. Есть игроки, которые при обострении конкуренции начинают тревожиться, волнуются. Мы постоянно подчеркиваем на установках, что для нас все одинаково важны, сколько бы ни играли, что у всех в команде значимые роли, в разных матчах разные. Но у каждого в голове свое.

Я рассчитывал, что с полным комплектом на всех позициях, с равноценными заменами станет лучше. Но стабильность, наоборот, весной пропала: кто-то в матче играл хорошо, кто-то проваливался. Скажем, Шелестюков осенью выглядел гораздо увереннее. Благодаря его смелости в концовках мы вытащили несколько игр. А с выздоровлением Деревеня игра Димы потускнела, хотя мы продолжали постоянно выпускать его в "старте". Он старался так же играть на команду, но прежней полезности не было.

— Проблема-сюрприз?

— Да. Помните январскую ничью с "медведями" в Лужниках? Тогда Черноиванов играл с болезненной травмой пятки, на уколах. Деревень не успел форму набрать. Первый большой матч провел Рома Сураев, взятый в арену после травмы Сорокина. Мы рассуждали так: вот теперь состав восстановим — еще не так накатим! Но в реальности команда стала скованной, заиграла с оглядкой.

— Были в сезоне крутые повороты, на которых вы осознавали нехватку знаний и опыта?

— Честно говоря, нет. Вот не было такого, чтобы не понимал, что делать, чтобы растерялся и остался без решения. Конечно, делал ошибки, но вариант следующего шага держал в уме всегда. Разумеется, не стеснялся советоваться с теми, кто знает и повидал больше моего.

— С кем, например?

— Чаще всего — с Эдуардом Кокшаровым. Побывал у него на сборе в Македонии. Национальная команда, "Вардар" — все это очень познавательно. В начале сезона не раз созванивался с Владимиром Салмановичем. Он посоветовал много полезного по части планирования работы.

— А советы отца? Из опыта былого игрока "Кунцева"?

— К ним тоже прислушиваюсь. Но отец уже больше болельщик. Он не советует. Он просто говорит: надо делать так и так. Я отвечаю: ты лучше по-другому предложи — так или так. Оставляй выбор, возможность подумать.

— Спрошу о каверзах в управлении коллективом. Они ведь возможны, если команда не очень уступает тренеру в возрасте, а местами его даже переросла.

— Об этом на протяжении сезона часто спрашивали и меня, и ребят. Мы сразу четко оговорили взаимоотношения по линии тренер — игрок. На улице кое-кто может обратиться ко мне и на "ты", как прежде. В зале все иначе. С соблюдением субординации вообще не было проблем. А Саша Черноиванов, который старше меня на два года, можно сказать, подавал здесь пример.

— Важные решения вы принимаете единолично? Или есть формат коллективного мнения?

— Ну, к примеру, по тактике игры в обороне всегда советовался с Черноивановым и Евдокимовым. Понимаю, что они в этом деле поднаторели побольше моего. Разумеется, в ходе игры часто сверяю мнение с ассистентом Иваном Чугаем.

А еще для меня важно, чтобы тренерские решения были понятны спортсменам. И я стараюсь по возможности их ребятам объяснять. Тогда, к примеру, у игрока, оставшегося на скамейке, не будет психологического напряжения или опасений, что его наказывают. Допустим, Женя Цахариас или Леша Песков всегда знают, кто из них начинает матч правым полусредним, а кто запасным. И почему решено именно так.

— В сезоне хватало неожиданностей из разряда организационных засад?

— Не припомню такого. За пятнадцать сезонов в Суперлиге успел настолько все в ней познать, что на первых порах, пока у нас шла отладка клубных структур, легко ориентировался в вопросах и выбора гостиниц, и организации питания.

— По сути, состав "Спартака" — это два очерченных возрастных пласта: сформировавшиеся мастера и молодежь, которой необходимо прогрессировать. Получалось работать на ее развитие?

— На каждую тренировку выходишь с намерением оставить время, чтобы индивидуально поработать с молодыми игроками. Но, к сожалению, удается это далеко не всегда. По ходу занятия его план корректируется, что-то затягивается. Да и график подготовки к играм порой очень плотный. Приходится ограничиваться работой молодых в общей группе.

— Задним числом не сожалеете, что маловато доверяли Илье Рябову, Жене Трушину, Максиму Макарову?

— Этими парнями доволен. Рябов здорово тренируется, был хорош на подмене в линии. Но вот защищаться он может только вторым, а не в центре. Значит, возможен вариант использования в обороне сразу трех линейных — но тогда мы вообще перестанем бежать! Макаров неплохо себя зарекомендовал, когда на длительных отрезках подменял на левом фланге Скопинцева. Но вообще соглашусь, что задача добиться максимума в тяжелых матчах (а их хватало) диктовала выбор в пользу опыта.

— Довольны собой как тактиком?

— В принципе да. Получалось придумывать разные варианты атак против разных соперников, часто предлагали их ребятам прямо по ходу игр. Всегда призывал их действовать умно, с хитринкой. Когда выходило, удовольствие получали и они, и я.

— А в защите?

— Имели в центре двух таких "столбов", каких нет ни у кого. Так что не было резонов отказываться от схемы 6-0. Был ею доволен. Потом у Егора и Саши пошли проблемы с травмами. Пришлось перестраиваться на 5-1. Кстати, в Чехове и это сработало. Вообще, с учетом потери в воротах опытного Сорокина, обижаться на оборону нам грех.

— Большую часть сезона "Спартак" был фактически безразличен к модным тактическим веяниям. Бежать "быстрый центр" стали не сразу, вратаря не снимали, даже когда имели атаку после тайм-аута в последние пять секунд...

— Когда играл, был сторонником надежности. Не любил подкруток, передач из-за спины. Так вот, замена вратаря представлялась мне такой же экстравагантностью. Я видел игры, когда она помогала спастись. Но бывало и обратное. Вспомним ничью сборной со словаками в последнем отборе на "Европу".

Во время чемпионата в Хорватии присмотрелся, как этот прием применяют гранды. К концу сезона составил о нем довольно полное представление. К раундам плей-офф мы отработали игру без вратаря в меньшинстве. В большинстве мы пробовали атаковать всемером. Планируем наиграть и вариант "семь на шесть".

— Концовка сезона вас сильно расстроила?

— От финала Кубка еще не отошел. Ведь играли неплохо, долго вели. Делали все, что нужно было. Даже не ожидал, что получится такое разнообразное нападение без травмированных Цахариаса и Деревеня. Похоже, сработал тот же эффект, что и в начале сезона, когда игроки раскрепостились без подмены. Нашли мотивацию на фоне сильной усталости и морального опустошения. Но и сами отдали игру, в которой вели в два мяча за четыре минуты до конца. Так проигрывать намного обиднее, чем когда уступаешь много или с самого начала...

— Что ощущали, соперничая с Максимовым?

— Знаете, в этих противостояниях для меня не было никакой персонализации. На той стороне была команда "Чеховские Медведи". Ее воспринимал как единое целое.

— Исход сезона объективен?

— Думаю, да. Плей-офф получился для нас куда более тяжелым, чем для "медведей"

— А если бы вы не отдали им "регулярку"?

— Скорее всего, для нас ничего не изменилось бы. Получили бы тяжелые игры против "Сунгуля". Да и с "Динамо-Виктором" играть в Буденновске не легче, чем против "Невы" в Питере. А касательно возможных двух матчей дома, то в арена в Чехове для нас действительно более домашняя, чем дворец ВТБ.

— Взгляните на сезон "Спартака" не изнутри, а отстраненно. Это вообще нормально: команда, собранная с нуля и с молодым тренером, крушит всех и выходит в фавориты?

— Думаю, так быть не должно. Какие бы опытные игроки к нам ни пришли, команда только собралась. Причем Цахариас три сезона на таком уровне не играл, Евдокимов — два. Думаю, на старте СКИФ и "Нева" должны были сыграть против нас иначе. Может, сказалась первоначальная недооценка?

— А может, это просто слабость лиги?

— Конечно, уровень чемпионата сильно упал с тех времен, когда играли мы. Турнир стал острее, но в классе ведь никто не поднялся. Даже "медведи" опустились. Чтобы они проиграли в Снежинске — такое прежде невозможно было представить.

— Делаете наметки на будущий сезон?

— Он будет сложнее и интереснее этого. Добавятся Суперкубок, Кубок ЕГФ. Надо укрепляться. Занятость в решающих раундах немного отвлекала от трансферной работы. Надо наверстывать. В прошедшем сезоне изначальной целью у нас было место в четверке, потом вкус крови заставил думать о золоте. Новых задач нам пока официально не поставили. Вопросы развития команды в клубе пока не обсуждались.

— Лигочемпионский "финал четырех" понравился?

— Результаты полуфиналов немного шокировали, особенно проигрыш "ПСЖ". А вообще два последних "финала четырех" с их сюрпризами подсказывают простой вывод. Ты можешь быть заведомо слабее по подбору игроков, по финансовым возможностям, но если у тебя есть запредельный настрой и эмоции для победы, ее можно достичь.

— Жизнь у вас сегодня интереснее, чем в бытность игроком?

— В начале карьеры, еще в ЦСКА, жилось очень интересно. Потом, в "Чеховских Медведях", пришли другие ощущения, но тоже не скучал. А сейчас — вообще! Эмоции так и прут. Сам рвешься на площадку. Но включаешь голову и понимаешь, что надо не показывать, а понятно разъяснять. Фантастический драйв...

Новиков

Фото: пресс-служба ГК "Спартак".