2 мин.

Немного о ФИФА

Природа скандала в этой организации, в общем, совершенно очевидна. И нет, это не «антироссийский заговор», ищущих его в каждом кустарнике просьба не беспокоиться.

Скандал в ФИФА – прямое следствие устройства этой организации.  Собственно говоря, он имеет весьма обычные корни, и корни эти – в кризисе возраста.

Любая организация, в которой не происходит систематической смены руководства, неизбежно загнивает, и это совершенно неизбежно, какие бы бюрократически-драконовские меры борьбы с гниением не использовало руководство. Двадцатилетнее правление одной и той же команды превратило ФИФА в трухлявый пень, пронизанный ходами древоточцев и обросший грибами. Собственно, ровно такая же ситуация характерна и для государств – и заканчивается зачастую так же, беспорядками.

И методы борьбы с этим (реальной борьбы, а не самосохранения геронтократии, переходящей в старческий маразм) – те же самые. Это – внедрение процедуры цивилизованной смены власти. Эти методы – работают.

Проблема ФИФА в этом отношении тоже похожа на проблемы России и многих других стран. В ФИФА арифметическое большинство составляют федерации африканских, азиатских и прочих стран, которые просто ещё не доросли до цивилизованного управления, и именно они – опора «трухлявого пня». Именно они проголосовали за Блаттера, и они же будут голосовать за любого руководителя, который просидел на троне двадцать лет, не поссорившись с «болотом».

Проблема в том, что все обсуждения этого вопроса в России сводятся к заслугам Блаттера перед футболом, которых немало. Но это – одна сторона вопроса, как и замена Блаттера на нового руководителя сама по себе. Как говорил советский водопроводчик, «да тут прогнило всё, систему надо менять».

И вечные рассуждения о то, «кто же может заменить его на посту?» - всего лишь один из классических видов «подставы», традиционный шулерской приём. Что бы ни утверждали многочисленные «престарелые диктаторы» любого толка, управление – что страной, что международной организацией – дело, которое по силам вовсе не отдельным «исключительным людям». И с другой стороны – власть развращает человека, причём любого. Как бы прекрасно ни начинал свою деятельность новый политик, получив пожизненную власть, он превращается в такого же персонажа, вызывающего одновременно смех и отвращение. Именно поэтому реформы в ФИФА надо начинать с двух вещей – большей открытости организации и внесения в устав классического пункта – президент управляет ФИФА не более двух сроков.