7 мин.

Шумахер в последнем ряду

 Сегодня – не о футболе. Если честно, перед Лигой Чемпионов и после такой насыщенной неделе на уровне сборных, традиционного клубного уикенда, от футбола хочется немного отдохнуть. И переключиться хотя бы на денек на что-то другое. Думаю, это такое же закономерное желание, как уехать куда-нибудь в глушь от суеты города или слетать в заслуженный отпуск. Благо даже от самого нужного и любимого в этой жизни необходимо периодически отвлекаться.

Когда нынешним утром на моем телевизоре появилась картинка с Формулы – 1, где на корейском этапе Михаэль Шумахер сталкивался с нашим Виталием Петровым, мне стало немного грустно. Грустно, в первую очередь, не от того, что дни единственного российского пилота в королевских гонках, скорее всего, не будут исчисляться многочисленными сезонами. А от осознания факта, что время обмануть невозможно. Время вообще часто одухотворяют. Вроде как оно лечит или облагораживает. Вполне возможно, что это и так, но главное, чего никак не отнять у времени – его разрушительной силы. Так, именно эта сила уже не позволит живой легенде Формулы-1 Михаэлю Шумахеру вновь стать тем, кем он был несколько лет назад.

Шумахер для меня – не нарицательное понятие. Шумахер – это что-то из детства. Такое приятное, манящее, загадочное. Помню, мы с папой как-то вместе пошли в магазин. На момент похода, папе уже за тридцать, а мне не более 7 лет. На стенках магазина, оформленного в стиле «мы пережили перестройку», висели красивые плакаты с гонщиками на не менее красивых машинах. Все вокруг бегают, шумят, а я заворожено смотрю на эти стены. По возвращению домой, я настойчиво расспрашиваю папу о том, чем же занимаются эти люди. Так я впервые услышал о Формуле-1. И словно специально, как иллюстрацию к своему рассказу, папа включает телевизор. Там (как я узнал уже позже) – один человек из конюшни «Бенеттон» совершал пит-стоп на живописной трассе в Монако.  Нужно ли говорить о том, что это был Шумахер.

Недаром есть суждение, что первые впечатления, как правило, самые сильные и запоминающиеся. В дальнейшем я не то чтобы стал яростным поклонником Формулы, но в течение многих лет яростно переживал за Шумахера. Это было не только лично моим хорошим времяпрепровождением. Рубеж девяностых и нулевых – время, когда Формула-1 обретала какое-то особенное, совершенно новое лицо. Совместно с процессом технологического прогресса, строительства новых автодромов, повальной компьютеризации и приданию отменного графического оформления телетрансляциям (в нашей стране и вовсе только знакомились с гонками: не «шапочно», а основательно, за руку). Шумахер был в каком-то смысле символом всего этого. Символом всего прекрасного и удивительного, что содержали в себе королевские гонки, закономерно обретая недюжинную популярность.

Популярных и лучших гонок Шумахера каждый болельщик может вспомнить множество. Кстати, в тот самый вечер, когда я впервые увидел Шумахера в Монако, он, как сейчас помню, не победил. Повредил машину в борьбе с финном Мики Хаккиненом. Именно соперничества Шумахера и Хаккинена быстро стало для меня лейтмотивом всего того, что происходило на автодромах Формулы в те годы. Они зачастую сражались колесо в колесо, тактика на тактику, победа на поражение. Немец мог красиво выиграть на Маньи – Кур с четырьмя остановками, финн – в сумасшедшем триллере в Бельгии, обойдя Михаэля на последнем круге вместе с отстававшим на круг гонщиком.

Память услужливо вспоминает и вручение титула победителя Гран-При напарнику, остановившегося в паре метров от финиша по команде из боксов, чтобы помочь Михаэлю победить; и гонку в Канаде, когда из-за проблем с покрышками на старт не вышли больше половины команд; и более позднее соперничество с молодым Фернандо Алонсо; и одну из последних гонок в казалось бы триумфально завершающейся карьере, где Шуми сумел выбраться из конца пелотона после столкновения, и в итоге добраться до финиша третьим.

Тот финиш, в 2006-ом, и должен был стать для великого немца последним. И, честно признаться, я до сих пор не могу понять, почему этого не произошло. Более того, мне до сих пор малопонятны мотивы, служащие отправными точками для возобновления большой карьеры, какая, безусловно, была у немца. Что движет великими людьми вернуться в дело, где они уже достигли высшей точки успеха и призвания? Деньги (вряд ли), невозможность заниматься чем-то другим (возможно, но тоже далеко не всегда), стремление взять какой-либо реванш (по большей части подобное получается только в кино), необходимость доказать, что ты по-прежнему лучший (непонятно зачем), обычный интерес?

На мой взгляд, жуткой банальностью прозвучат слова о том, что в высшей степени (или хоть в какой-то степени) триумфальное возвращение случается далеко не у всех, если вообще случается. Хотя посмотреть на такие явления всегда, по меньшей мере, любопытно, что уж тут скрывать. Например, как Зидан вернется в футбол игроком, чтобы как следует однажды насолить Матерацци, прочно осевшему где-то в недрах «Интера». Или Александр Карелин повесит депутатский галстук на гвоздь, ведомый побуждением выйти на ковер и всем без исключения доказать, что сиднейский проигрыш Гарднеру на самом деле был чистой воды случайностью. Шутки шутками, но чаще всего такие попытки обратного самоутверждения выглядят просто-напросто нелепыми и необоснованными. Лучше уж уйти побежденным, чем затем многократно падать за финишем.

Впрочем, одна веская причина для возвращения именно у Шумахера все же была, на тот момент, когда он работал техническим директором (или на какой-то смежной должности) в Феррари. Если бы Шуми отъездил (с разной степенью успеха) пару гонок за итальянскую конюшню до конца того сезона, заменяя травмированного Массу, никто бы даже и не посмел заикнуться о бесполезности возвращения красного барона в Формулу-1. Теперь же даже самым отчаянным фанатам наверняка больно смотреть на то, как за счет их кумира делают себе имя другие. Теперь, обогнать Шумахера – это вроде как взобраться на своеобразный Эверест и доказать себе, что ты что-то умеешь. Обойти Шумахера, мирно плетущегося на Mercedes – это попытка других гонщиков сделать свое имя узнаваемым. Объезд Шумахера в борьбе за очковую зону – первая маленькая победа Виталия Петрова в больших гонках.

Помочь большому числу пилотов раскрыться за счет принесения себя в жертву – чуть ли не единственный смысл, по которому я нахожу пребывание немца в Формуле целесообразным. Соглашусь, что это какой-то глупый смысл, но другого пока просто не видно. Да, если заглянуть в статистику текущего сезона, то можно заметить, что Шумахер до сих пор входит в восьмерку сильнейших. От которой до лидерства – бездонная пропасть. Это вполне нормально, если и сам не претендуешь на вершины, если уже твердо уверовал и доволен своим статусом середняка. Однако возвращаясь в не самое далекое прошлое, подсчитывая все награды, трофеи, лучшие круги, побитые рекорды Шумахера, трудно поверить в то, что он готов довольствоваться этой ролью. Что готов и еще несколько сезонов выступать за не самый сильный Mercedes, в буквальном смысле наблюдая за процессом становления новых чемпионов, процессом написания совершенно новой истории.

Конечно, с момента триумфов Шумахера еще за Бенеттон, в Фомуле-1 многое изменилось. Сейчас это больше соревнование высоких технологий с вечно меняющимся техническим регламентом, нежели доминирование человеческого фактора над всем происходящим на пелотоне. А раз так, не будем исключать возможность, что изменились и гонщики. В частности, сам Михаэль. Да, это действительно нелегко представить, но в подобное можно постараться поверить. В конце концов, может быть, Шумахеру и по сей день доставляет неимоверное удовольствие напрямую, в болиде (а не через рацию в технической будке) заниматься тем делом, где он добился общемировой славы. Невзирая на меняющееся настоящее, несмотря вообще ни на что. Такая жизнь, что вероятно, совсем не устраивает его поклонников и болельщиков, но, судя по всему, вполне вероятно устраивает самого Михаэля, не пожелавшего окончательно заехать в боксы после, наверное, одного из самых выдающихся своих финишей в тройке призеров.

Другие темы в блоге:

Мы чемпионы, мой друг!

Самый короткий анализ

Европу заказывали?        

Еще больше интересных текстов на странице «Трибуна. Авто/мото»