5 мин.

Как по маслу

 Мне иногда кажется, что некоторые поражения бывают по-своему одухотворены. Не только в символичном, ассоциативном своем смысле. Они словно человеческая рука, настойчиво трясут за плечи и указывают на истинное положение вещей. Что важно, не всегда подобные указатели отчетливо воспринимаются в плане определения дальнейших выводов. Особенно, если таковые очевидны, но по ряду причин не могут восприниматься всерьез. Яркая иллюстрация – нынешняя ситуация в Томске с недавними 4-0 от «Зенита». В нем упрямо не признают, что от ликвидации клуба (ну хорошо, глобальных изменений в клубе) выиграют практически все. Разве что, исключение составит РФС, которому придется переверстывать календарь или дарить очки задаром по примеру  сочинской «Жемчужины». Однако подобное, согласимся, уже дебри крайностей. Главное остается болтаться на поверхности: так жить нельзя.

«Томь» лишилась Валерия Непомнящего, лишилась уже недюжинного количества очков, лишилась репутации крепкого середняка и грозы авторитетов. Словом, глагол «лишиться» способен стать самым частоупотребляемым словом относительно сибиряков в ближайшем будущем. Однако его разрушительная сила пока не вызывает у поклонников «зеленых» осознания того, что дела идут как нельзя отвратительно. Точнее – в это никто не хочет окончательно поверить. Чем поверить и принять, куда легче написать очередное письмо премьеру, чья рука уже давно главный символ «Томи», гордо возвышающийся над стадионом. Он красноречиво подчеркивает наличие славных футбольных традиций в прекрасном, без преувеличений, городе. Традиций, которые приказали долго жить.

Уже далеко вторичный вопрос, как же так, кто виноват и как ненадежно финансирование спорта за счет подключения к государственной капельнице. Последнее и вовсе далеко не сенсационная новость, а очевидный факт, который можно, выражаясь языком программистов, выделить в виде цикла с энным количество повторений. Да-да, это тенденция замкнутого круга. Кризис и «Томь» - это давно уже синонимы. И то, что в один из сезонов задержали зарплату, предположим, на 5 месяцев, а в другом уже только на 3 – отнюдь не показатели стабильности и прогресса. Копили проблемы долго и тщательно. Любопытно, что при всем при этом оставались как минимум 3 вещи: более-менее вменяемый результат, Валерий Непомнящий и неплохие игроки. И даже удавалось жить за счет аренд, принимая в Сибири то Дзюбу, то Павла Погребняка, то Никиту Баженова. Теперь не стало ни тренера, ни результата, но еще остаются футболисты. Что с ними будет в данный конкретный момент даже интереснее, чем вопрос о будущем клуба.

«Томь» ведь всегда позиционировалась как команда, способная дать игровое время молодым и реанимировать тех, кто это время не получал в других, более именитых клубах. Группа из вдруг зачахших, кстати, тоже ведь по-преймуществу состояла из людей в юном футбольном возрасте. Лично у меня всегда было стойкое ощущение, что в «Томи» есть возрастной Климов и все остальные. Поэтому, слова о том, что кризис сплачивает команду, в контексте «Томи» кажутся полной чушью. Вполне возможно, сплачивает в вопросе, как жить дальше, кто кого завтра подвезет до дома (это, конечно, изрядно утрируя, но все же). Но уж никак не всецело объединяет и заставляет выходить на поле с горящими глазами. В этом видится главная печаль неважных дел у сибиряков – возможность потери хороших, талантливых футболистов, имеющих отличные перспективы вновь скитаться по арендам. Но оставаться в «Томи» сейчас – однозначно самый худший, безгарантийный вариант, даже если на данный момент гарантии вдруг будут кем-либо даны.                

А что, собственно, может предпринять непосредственно сам клуб? Начнем с того, что всеми силами хвататься за большой по российским меркам футбол, учитывая особенности ситуации, все-таки не совсем правильно. Кроме того, с подобными трудностями сталкивались и куда более именитые коллективы. Причем в самой что ни на есть футбольной стране – Бразилии. Один из старейших представителей бразильского чемпионата «Флуминенсе» пару-тройку лет назад боролся за выживание в главном турнире, затем в первой лиге, а затем и вовсе опустился во вторую, откуда начал свое возрождение, при этом погряз в более чем в ста миллионных долгах. И это в Бразилии. И это один из самых уважаемых и исторически богатых клубов. Легким усилием воли можно себе представить, как были «терпеливы» болельщики и с какой «легкостью» они разгромили захудалый стадиончик клуба «Вилла Нова», где «Флуминенсе» проводил свой  первый матч во второй лиге. Однако это не помешало обойтись без писем и в итоге все принять так, как есть.

Так, возможно, уважаемым поклонникам «Томи» придется смириться, что клуб до последнего будет барахтаться в борьбе за выживание, будет терять или с него будут списывать очки, произойдет массовая распродажа или реорганизация во всех её проявлениях. Но Бразилия, конечно, это всеобщий футбольный бум, это мания, балансирующая на грани помешательства. Проблемы «Томи» же лежат в плоскости нашей реальности, нашей российской нормы, где вера в помощь и доброго царя – уже давно самые слабые средства самоспасения. Да и так ли нужна сиюминутная вакцина помощи, когда симптомы наверняка не прекратятся полностью и, что точнее, в полную силу возобновятся через какое-то время. Это, в конце концов, эгоистично – тешить себя иллюзиями славного будущего, когда очередной месяц мучаются совершенно конкретные люди в реальности. А будущая реальность отнюдь не сладко-иллюзорна. Она жестока. Ровно, как и вся наша жизнь.  

На месте сибиряков, конечно, практически в любой момент может оказаться отечественный клуб с повышенной зоной риска. Упоминать их не имеет особенного смысла. Это как общая, так и частная беда, на ярком примере «Томи» убеждающая в мысли, что к ней не всегда относятся адекватно. Лозунги и выкрики о «развалинах» мало что способны изменить. Реальность испокон веков способны изменить лишь конкретные действия. К примеру, ротации. Если предположить, что текущий сезон «Томь» худо-бедно доиграет, а на следующий будет существовать немалая вероятность повторения пройденного, почему бы не заменить «Томь» чем-то вроде проекта «Краснодар» Галицкого? В нем нет «славных традиций футбола», зато пока есть финансовая основа, блестящая инфраструктура и наличие вектора развития. Может быть и не на «длинную» дистанцию. Но на вполне себе конкуретное настоящее.

Конечно, нельзя именно обвинять поклонников футбола в Томске в излишнем квасном патриотизме. Всегда грустно, хотя и немного романтично смотреть на процесс ухода под воду чего-то большого, но отслужившего свою миссию в этом мире. Однако куда больше жаль ухода красивой, мощной, с отточенным внутренним механизмом подводной лодки, нежели кусочка жидкого, в любой момент готового раствориться масла, способного представлять лишь сугубо символическую ценность.

Другие темы в блоге:

Плюс 90

По ту сторону победы

Планета