7 мин.

Как устроен футбол. Подключения в атаку центральных защитников

The Athletic. Часть 11 из серии материалов «Как устроен футбол», в которой подробно рассматривается механика игры.

«Аталанта» Джан Пьеро Гасперини движется только в одном направлении.

«Он хочет двигаться вперед. Его первое намерение — движение вперед», — сказал однажды Мартен де Роон о своем тренере. «Если развернемся назад, у другой команды будет возможность прессинговать нас, продвинуться вперед и все остальное. Они те, кто должен двигаться назад. Мы же должны идти вперед».

В полуфинале Лиги Европы против «Марселя» левый центральный защитник «Аталанты» Берат Джимсити превратил рутинную схему организации атаки в нечто более опасное, делав именно это. Там, где большинство защитников развернулись бы назад, он пошел вперед – и это сработало блестяще.

Розыгрыш начался достаточно размеренно, когда «Аталанта» вернула мяч после длинного заброса, а затем перевела начало атаки на левый фланг Джимсити. Увидев перед собой 25 метров открытого газона в центре поля, Джимсити сделал то, что сделал бы любой современный центральный защитник. Он продвигал мяч в полуфланге до тех пор, пока игрок «Марселя» Амин Харит не выдвинулся из линии полузащиты, чтобы противостоять ему, тогда он благополучно отдал мяч своему крайнему защитнику Маттео Руджери.

Пока что все достаточно обыденно.

Следующее, чему учат делать большинство центральных защитников в этой ситуации, — это садиться назад. Товарищ по команде, принимающий мяч у боковой линии, может попасть в ловушку, и ему, возможно, придется быстро вернуть мяч. Сделав несколько шагов назад и в сторону, Джимсити обеспечил бы короткий безопасный отыгрыш был бы в состоянии оказать поддержку в защите в случае потери мяча.

Но вместо того, чтобы перестраховаться, Джимсити поступил именно так, как это делает «Аталанта»: он продолжил продвигаться вперед.

Для любого другого игрока, кроме центрального защитника, это могло быть обычным тактическим выбором. Большинство игроков с детства учат продолжать двигаться после передачи, чтобы, когда соперник поворачивается, следя за мячом, воспользоваться преимуществом потери внимания на долю секунды, чтобы проскользнуть за ним и освободиться за следующей линией.

Что отличает «Аталанту» от большинства команд, так это то, что не только ее полузащитники и нападающие двигаются и перемещаются между линиями. В неортодоксальной схеме Гасперини 3-4-3 внешние центральные защитники являются просто еще одним взаимозаменяемым компонентом в двух широких, вращающихся ромбах, которые разрушают оборону постоянным шквалом проходов и ротаций. Даже защитники должны быть готовы двигаться вперед.

Когда Джимсити отдал мяч Руджери, левый ромб «Аталанты» уже был в активном вращении. Пока центральный защитник продолжал свое движение вперед, Теун Купмайнерс, ближайший полузащитник, проскользнул за ним в теперь уже свободную зону для поддержки атаки, забрал мяч у крайнего защитника и одним касанием доставил мяч верхом на проносящегося Джимсити, который ожидаемо оказался открыт в ширине атаки. Кто вообще должен следить за центральным защитником, когда он подключается в атаку?

Это был один из тех странных наигранных шаблонов, которые работают настолько гладко, что начинаешь задаваться вопросом, почему все команды не делают этого.

Если задуматься, то проход, совершаемый крайним центральным защитником, мало чем отличается от прохода крайнего защитника, который продвигается прямо по флангу, а затем сваливается внутрь под ответный мяч. Это обычный паттерн на самых высоких уровнях игры. Ферлан Менди из «Реала», например, часто передает мяч выше вдоль боковой линии, а затем сам смещается внутрь, чтобы показать открывание под ответный мяч, в тоже время освобождая зону позади себя для смещения Тони Крооса.

За несколькими примечательными исключениями есть и пример великолепного Алессандро Бастони из миланском «Интера» Симоне Индзаги. Не часто увидишь от центральных защитников продвижение мяча в стиле «отдал-открылся».

Конечно, отчасти это связано с несоответствием наборов навыков. Даже крайние центральные защитники в тройке — это в первую очередь защитники, медленные и крепкие, а не те игроки, которых вы обычно предпочитаете видеть делающими забегания в атаку и врывающимися в свободные зоны. Но именно это делает их движения вперед такими неожиданными, приводя в замешательство защиту, пока они пытаются понять, как справиться с этими неожиданными выдвижениями вперед.

Более серьезная проблема – это страховка в обороне. Основная причина, по которой большинство команд просит не выдвигаться вперед центральных защитников, очевидна: независимо от атакующего преимущества, обычно полезно сохранять цельность линии обороны на случай, если вы потеряете мяч, тогда даже очень хорошей атаке придется преодолеть оборону для того, чтобы достигнуть цели.

Мы видели доказательства этого недостатка в первом матче того же полуфинала против Марселя.

Розыгрыш был похож на наш первый пример. И снова «Аталанта» отыграла длинный мяч на своей половине поля и перевела атаку на левый фланг. На этот раз Де Рон — обычно полузащитник, а в последнее время импровизированный крайний центральный защитник — продвинул мяч по полуфлангу и избавился от него, но в этом случае Купмейнерс стал смещаться перед ним, а не позади него, и забрал мяч, прежде чем он успел дойти до крайнего защитника.

Как и Джимсити, Де Рон продолжил свое продвижение, атаковав пространство в полуфланге, но в этом эпизоде ​​тайминг был выбран неверно. «Это как музыка, — сказал однажды Гасперини о стиле игры в атаке, — «можно сыграть слишком поздно или слишком рано». Не получив дополнительного преимущества за счет продвижения от своего центрального защитника, Купмайнерс отправил мяч прямо на нападающего Джанлуку Скамакку.

Передача была неплохой, но недостаточно хорошей. Когда «Марсель» загнал нейтральный мяч в угол, Де Рон уже перебежал на несколько метров позицию для прессинга под верным углом, позволив сопернику разыграть мяч вокруг него. Вместо того, чтобы остаться сзади и страховать партнера в задней линии, Купмайнерс тоже выдвинулся вперед, за счет чего последовавшая контратака оказалась почти катастрофической для «Аталанты».

Это головная боль для центральных защитников, которые хотели бы продолжить движение вперед – они могут попытаться внести свой вклад в атаку, но какой бы полузащитник ни должен был занять их позицию сзади страхуя, он не сможет дать такой же объем и качество оборонительных действий.

Для большинства топ-команд это достаточная причина, чтобы оставить своих центральных защитников в позиции. Позиционная игра, которая сейчас доминирует на высшем уровне, предпочитает медленные построения атак и прочные структуры превентивной обороны за линией мяча для предотвращения выходов в быстрые атаки с последующими ротациями впереди, по той простой причине, что даже самые эффективные атаки терпят неудачу и им нужно будет выиграть эпизоды при переходе в оборону после своей потери. Это сложно сделать, когда твои лучшие защитники заняты врываниями в штрафную соперника.

Но «Аталанта» Гасперини предлагает взглянуть на другой, более беззаботный способ игры, и вот уже почти десять лет с их результатами трудно поспорить. Ни одна команда в пяти ведущих лигах Европы по своим выступлениям не превосходит свои скудные ресурсы более стабильно, чем «Аталанта», чей успех зависит от тех, кто вращает широкие ромбы, в которых даже защитники могут свободно продолжать свои продвижения, совершая забеги вперед, пасуя и перемещаясь через линии.

По мере того, как все больше топ-команд выбирают современную пятерку защитников с быстрыми, техничными центральными защитниками и опорными полузащитниками, которых отбирают в первую очередь за их способность предотвращать контратаки, аргумент против таких широких ротаций от игроков обороны, основанный на технических навыках, начинает ослабевать. Почему бы «Арсеналу» не отправить своих гибридных защитников, вскрывать коридоры в атаке? Почему «Манчестер Сити» не может использовать какого-нибудь защитника, ставшего полузащитником, например, Джона Стоунза или Мануэля Аканджи, чтобы тот сваливался в свободную зону за бегущим центральным защитником для укрепления обороны?

Как это обычно и бывает с «Аталантой», они показывают всем разные способы игры, а единственный способ, который они знают, — это идти вперед.

Оригинал текста: https://www.nytimes.com/athletic/5502722/2024/05/22/how-football-works-attacking-runs-centre-backs/