2 мин.

Когда тренер должен вмешиваться? Мнение тренеров Штутгарта

В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!

После долгой паузы практически в 2 месяца я возобновляю цикл своих статей, посвященных тренировочному процессу.

Сегодня у нас речь пойдет непосредственно о коучинге. Когда и как тренер должен вмешиваться в тренировку правильно, чтобы это не мешало развиваться и творчески мыслить игрокам, но в то же время обучать игроков своему видению футбола.

Материал для статьи я взял у одного из немецких коллег, который работает в футбольном клубе «Штутгарт».

Три момента вмешательства тренера:

1. Перед упражнением

Тренер должен объяснить упражнение таким образом, чтобы игроки могли понять цели, желаемые действия, которые ожидает тренер, и почему эти действия важны для личностного и коллективного развития.

Фразы должны быть простыми и понятными, необходимо говорить медленно и с минимальным количеством слов, обращая внимание на реакции игроков через их мимику.

Демонстрация упражнения всегда обязательна. Игрок должен видеть четкое движение, которого от него хочет добиться тренер.  Потенциальным недостатком при демонстрации действия на ранней стадии обучения является риск навязывания игроку менее идеального шаблона движения. Имеет смысл перед тем, как демонстрировать упражнение, попросить игроков выполнить самостоятельно и посмотреть на их понимание движения.

2. В ходе упражнения

Без обратной связи обучение практически отсутствует.

- корректировать ошибки, но давать проявлять творчество

- мотивировать

- поощрять и наказывать

- сконцентрировать внимание игроков именно там, где этого хочет тренер.

3. После упражнения

Ключевым инструментом является способность задавать вопросы. Вопросы повышают осведомленность игроков и поощряют внутреннюю обратную связь. Вопросы создают самостоятельных игроков, предоставляя им возможность брать на себя ответственность за свои собственные интерпретации и понимание, а также за принятие решений. Ключом к эффективному заданию вопросов является способность тренера выслушивать ответы игроков и переориентировать, подсказывать или наталкивать для получения лучший или наиболее полных ответов.

Безусловно, с какими-то моментами вы можете быть согласны, с какими-то нет, но таков взгляд тренеров футбольного клуба «Штутгарт» на этот принципиально важный тренерский момент.