15 мин.

Помните салки? Сейчас они часть тренировочного процесса в футболе. В подвижных играх есть всё

Текст для тренеров.

Хотим разобраться с играми, в которых есть почти всё – c подвижными играми. Что это такое? Зачем они нужны? Что и как мы развиваем? Почему они должны быть в тренировочном процессе?

Что такое подвижные игры и почему они обязательно должны быть в вашем тренировочном процессе?

Для множества тренеров подвижные игры – это игры лишь для поднятия эмоционального фона, но никак не обучение. Но наш подход таков, что подвижные игры – это в первую очередь обучение. Обучение принципам игры, групповым коммуникациям, формирование двигательных навыков. И всё это – через игру. А во вторую – как раз эмоциональный фон.

Обычно подвижные игры выполняются без мяча (пока не говорим про подвижные игры для развития функциональной техники, о них будет в другой раз, они тоже нужны, но там много нюансов). Но отсутствие в них мяча – это плюс, а не минус, потому, что мяч забирает внимание футболистов и даже тренеров. А когда нет мяча, проще обучить базовым принципам игры.

Играя в подвижные игры, игроки постоянно должны принимать решения, сами условия автоматически направляют на это. Соответственно, подвижные игры напрямую обучают футболу.

Эти упражнения должны быть взаимосвязаны с последующими тренировочными упражнениями, к тому же выбираются они, смотря на задачи недельного цикла. Соответственно, они являются частью тренировочного процесса и они должны подводить к следующим упражнениям, это не просто игра-активация.

Эти игры подходят абсолютно любым возрастам, даже профессионалам, если правильно создавать условия игры.

А то, что это – игра, что в них есть конкуренция, есть цель у каждой команды – автоматически поднимают эмоциональный фон, игрокам не бывает скучно, если правильно организовать. И тем более будет веселье, хи-хи, ха-ха приветствуются.

Также в них сами по себе развиваются двигательные параметры, те же ловкость, мобильность, резкость, техника передвижения, где-то стартовая скорость и т.д.

Давайте теперь детальнее, чему мы можем обучать игроков в этих играх и как внедрять их в тренировочный процесс.

Обучение принципам игры через подвижные игры

Чтобы вы понимали, насколько важно это, мы должны начать с самого начала понимания игры.

Что значит тактика? Тактика – это по сути решения игроков. Не важно, сознательные или подсознательные. Решения игроков зависит от многих факторов, но на наш взгляд, самым важным фактором, с чего игроки отталкиваются при принятии решении - принципы и подпринципы игры.

 8 базовых принципов: структура, непрерывность, темп, расстояния, своевременность, давление, понимание игры и приоритет.

Эти принципы очень сильно помогают игрокам принять верное решение в игре на различных ситуациях.

Игра – это постоянный хаос, самим готовым решениям различных ситуаций игры не обучишь игрока, так как ситуаций на футбольном поле миллион и почти везде различные условия.

Ну например, мы не можем дать игроку какое-то решение, к примеру, «всегда играй широко». Почему? Потому что бывают ситуации, когда не обязательно играть широко, бывают ситуации, когда нужно располагаться компактно и т.д.

Но когда игрок научиться понимать принципы игры, эти принципы сами будут направлять игрока на верное решение. Ключевое слово – направлять.

Так получаем, что обучая принципам игры мы одновременно развиваем понимание игры, улучшаем качество решений игроков.

Приведу отличную цитату Ральфа Уолдора Эмерсона:

«Что касается способов, то их миллионы, тогда как принципов совсем немного. Усвоивший принципы может с успехом выбирать способы, подходящие ему. Тот же, кто испытывает различные способы, не имея представления о принципах, наверняка окажется в беде».

Отсюда вытекает, что не нужно обучать готовым решениям, а нужно обучать принципам, которые впоследствии сами направят игрока на верное решение.

Мы более-менее поняли, зачем нужны принципы игры. Теперь о том, как через подвижные игры мы можем отрабатывать принципы игры.

Как и говорилось, в подвижных играх игроки непрерывно принимают решения. Соответственно, здесь можно отработать принципы игры, которые, опять же, направляют на правильное решение.

В подвижных играх мы можем обучить пониманию всех 8 принципов, упомянутых выше. Показываю всего лишь на примере одной ситуации подвижной игры – структурных салок. Правила в них таковы, что обе команды не должны дать сопернику пройти за линию, осалить, и одновременно обе команды должны атаковать за спину соперника. Игрок доходит до линии (которая за спиной оборонительного блока соперника) – гол. Когда соперник на своей половине поля, то его нельзя салить.

Как мы в них можем обучить принципам? Берём лишь одну ситуацию. Такая ситуация, кстати, происходит и в реальной игре очень часто.

На рисунке снизу игрок красных под номером 5 хочет атаковать пространство между 1 и 3 голубых. Какие принципы, которых он должен соблюдать, мы чётко видим у этого игрока:

1) Структура – игрок, исходя из своей зоны ответственности, решает атаковать, что он и должен делать, учитывая расположение, то, за какое пространство отвечает.

2) Темп – он должен вбегать на максимальном темпе, пока соперник не успел закрыть пространство.

3) Давление – игрок видит пространство и решается туда давить.

4) Расстояния – он видит, что между 1 и 3 соперника есть небольшой зазор и это помогает ему в решении атаковать это пространство.

Но номер 3 сокращает дистанцию, закрывает это пространство.

Пятому номеру красных нужно что-то сделать. Он оттягивается чуть назад, тем самым провоцирует третьего номера выдвигаться и оставить своё пространство. Какие принципы чётко видны здесь:

1) Непрерывность – и в первую очередь непрерывность мыслей. Он сначала пошёл туда, но видит, что закрыто и теперь он в доли секунды должен поменять решение.

2) Понимание игры – он смотрит и видит, что партнёр слева под номером 6 готов атаковать пространство спереди, он близко и его корпус направлен вперёд.

3) Приоритет – и в соответствии с предыдущим пунктом он выбирает этот вариант как наилучший в этом эпизоде.

4) Темп – здесь теперь нужно менять темп действий. Он бежал на полной скорости, но теперь нужно её регулировать, остановиться где-то, немного выждать и потом оттягиваться назад.

Кстати, здесь не только темп действий, но и мыслей, скорость решения. Так быстро переключиться из одной ситуации в другую требует быстрого мышления.

5) Своевременность – игрок пошёл провоцировать третьего номера вытянуться. Здесь важен тайминг: когда остановиться перед ним, чтобы он поверил и когда начать движение назад. Если рано будешь это делать – он не поверит, если поздно – осалит.

6) Расстояния – на каком расстоянии перед соперником остановиться, какую дистанцию держать. Всё есть.

Он вытягивает соперника и пространство для шестого номера освобождается. Посмотрите, какие принципы теперь есть для шестого номера красных в этой ситуации:

1) Структура – это его зона ответственности здесь, поэтому он обязательно должен атаковать это пространство.

2) Темп – он обязательно должен атаковать эту освободившуюся зону на максимальной скорости, чтобы его не осалили.

3) Своевременность – нельзя ему начинать вбегать в это пространство, пока пятый номер не начнёт уводит третьего номера соперника, потому, что это будет рано, игрок под номером 3 увидит его. Также нельзя начинать это движение поздно, шестой номер голубых успеет прочитать и осалит, или же третий номер успеет поменять решение и вернётся на своё место.

4) Расстояния – игрок не должен бежать близко к третьему номеру, наоборот нужно располагаться шире, чтобы соперник не успевал накрыть.

5) Давление в атаке – игрок видит пространство спереди и должен атаковать её.

6) Понимание игры – мой партнёр открыл мне пространство, я свободен, третий номер пошёл за ним, соответственно я должен атаковать это пространство.

7) Приоритет – учитывая предыдущий пункт, он решает, что это наилучший вариант.

А теперь посмотрим на обороняющегося игрока под номером 6. Принципы, которым мы учим его здесь:

1) Структура – исходя из своей зоны ответственности, он обязан доиграть по сопернику.

2) Непрерывность – нельзя выключаться из эпизода, нужно доиграть по сопернику и осалить.

3) Темп – и решения, и действий должен быть максимальным, чтобы не терять время.

4) Расстояния – он изначально должен располагаться близко к своему оппоненту, чтобы успеть в случае, если соперник будет вбегать.

5) Давление в обороне – он должен прессинговать и осалить.

6) Понимание игры – игрок видит, что партнёр – третий номер на неудобном положении, видит, что появилось пространство для соперника. Соответственно:

7) Приоритет – доиграть по игроку – самый лучший вариант.

Ну а кроме этой ситуации есть ещё сотни ситуаций, которые могут возникнуть и в которых мы можем обучить принципам...

Здесь есть также несколько моментов:

1) Все эти принципы взаимосвязаны. Без взаимосвязи между собой эти принципы работать не будут, и вообще без взаимосвязи это будет выглядеть глупо.

2) Конечно, не стоит говорить детям эти принципы дословно, как написано. Это – чтобы вы лучше понимали, а детям может оказаться сложным для восприятия.

Например, приоритет вы можете заменить на «самый лучший вариант». Своевременность – на «делать во время». Структуру – на форму и т.д. Задача сделать так, чтобы игроки понимали. Задача облегчить, а не усложнять.

3) Не ожидайте, что через 2 тренировки они начнут понимать всё. Даже через год понимать всё чётко – невозможно. Всё будет постепенно. Это долгий процесс, но очень эффективный.

4) Просьба: не учите игроков делать позиционные ротации в структуре, когда они не знают ещё, что такое вообще структура и почему она нужна. Это к остальным принципам тоже относится. Всё постепенно. Сначала начинайте с базовых вещей. С простого понимания пространства. И далее постепенно...

5) Если вы думаете, что мы преувеличиваем, что мы из простой ситуации, где нужно тупо бежать вперёд – делаем сложную для понимания – ваше право. Но если ваши игроки потом не будут понимать игру, тупо бежать вперёд назад - это будет поводом задуматься.

Кроме того, вы можете заметить, что тут и психологическое развитие игроков. Агрессия, смелость, постоянные дуэли, помощь и поддержка партнёра и т.д. А в случае, если тренер будет и правильно общаться с игроками – это будет топово.

Короче, резюмируя эту главу: подвижные игры, наверное, самый лучший способ отработать принципы игры. Отсутствие мяча облегчает обучение принципам игры. Так что использовать их регулярно в тренировочном процессе – на наш взгляд – обязательно...

Как в них развиваются двигательные навыки?

Подвижные игры, также, очень эффективное средство для совершенствования двигательных навыков. Только вся разница в том, что в подвижных играх они развиваются автоматически, сами по себе. Те же ловкость, мобильность, техника передвижения, резкость, стартовая скорость и прочее можно развить через подвижные игры.

Как и отмечалось, главное отличие – в подвижных играх эти качества развиваются сами по себе. Игроки постоянно должны быстро стартовать с различных позиций, удобных и неудобных, они постоянно должны менять направление движения, они должны постоянно совмещать различные техники бега (приставным, скрёстным, спиной вперёд, прямой бег – задача тренера лишь направить игрока, когда какую технику бега использовать), тут постоянно присутствуют взрывы на короткие дистанции и т.д. и т.п.

И самое главное – они бывают в этих ситуациях сотни раз, так как условия сами направляют на это. А когда они будут находиться в этих ситуациях постоянно, то и двигательные качества будут развиваться.

Просто посмотрите на игру снизу и увидите, сколько в подвижных играх (даже в простой догонялке 1 на 1) двигательных навыков.

Какие типы подвижных игр существуют, какие подвижные игры есть и как вообще внедрить их в тренировочный процесс?

Можно выделить 2 типа подвижных игр: с направлением и без. Кому как, можно вообще не разделять. Суть в том, что неважно, с направлением или без, главное, чтобы подвижная игра выбиралась по задачам тренировки и по смыслу чтобы она подводила к основному упражнению.

Как внедрять их в тренировочный процесс? Во-первых, опять же, важно помнить, что они должны подводить к основному упражнению и чтобы она выбиралась по задачам тренировки, а не по тому, что пришло в голову.

Также на выбор упражнения влияют и другие факторы, такие как уровень игроков, их количество.

Мы на стороне того, что подвижные игры – это в первую очередь про принципы игры, игроки должны осваивать в них принципы игры (не говорю про дошкольный возраст). Соответственно, в первую очередь, как нам кажется, при выборе упражнений нужно отталкиваться от этого и выбирать самые эффективные подвижные игры, в которых доминирует понимание игры, в которых можно отработать в первую очередь принципы игры.

Подвижных игр очень много. Мы лишь приведём примеры самых известных, но очень эффективных.

1) Структурные салки

Задача: отработка принципов игры, развитие двигательных навыков, эмоциональный фон.

Цель: игроки делятся на две команды. Задача обеих команд – пройти линию соперника, которая за спиной их оборонительного блока так, чтобы никто не осалил, а также оборонять свою линию.

Правила: нельзя салить игрока, когда он на своей половине поля. Очко можно засчитывать по-разному, один из вариантов: какая команда первым прошла за линию (любой один игрок команды), та и выигрывает.

Голубые должны зайти в синюю линию и защитить красную, а красные – должны зайти в красную линию и защитить синюю.

2) Ручной мяч

Задача: отработать принципы игры, развитие двигательных навыков, эмоциональный фон.

Цель: игроки делятся на две команды. Задача: забить гол головой (можно добавить и другие части тела).

Правила: играется рукой.

Когда мяч в руках, игроки легко контролируют мяч, соответственно на это не уходит внимания. Это облегчает отработку принципов игры.

3) Шесть коридоров.

По сути, эта подвижная игра очень похожа на структурные салки. Но разница в том, что здесь чётко выделяется, какие пространства (коридоры) должна атаковать и защищать каждая команда. Игрокам нельзя просто встать на коридоры и закрыть.

4) Заморозки без направления

Игроки делятся на две команды. Водящая команда (или группа игроков) должна заморозить всех остальных игроков. Не замороженный игрок может разморозить замороженного. Кроме принципов игры, развития двигательных навыков, тут проще учить помощи партнёру.

Этим играм можно вносить изменения, менять условия и подстроить под задачи тренировки, уровень игроков. Мы просто дали варианты. Вариаций очень много.

Кроме того, есть такие подвижки, как: три базы (лагеря), невод, взятие линии, вышибалы (с переходами), взятие линии и т.д. Всё это будет на видео-пособии по подвижным играм. Такое, наверное, впервые в России.

Вообще, подвижных игр очень много. Самое сложное – выбрать из всего самые эффективные и подстроить под свои условия.

Также можно почитать методичку Никиты Шагина по подвижным играм. Там очень много подвижных игр. Только вся разница в том, что там они разделены на технику, физические качества, где-то на тактику. А мы подвижные игры связываем с принципами.

Бонус: подвижные игры с мячом

Мы говорили, что отсутствие мяча облегчает усвоение принципов игры. 

То есть, чтобы обучать принципам игры, нужно играть без мяча. Причину писали: мяч забирает очень много внимания и скорее будут мешать, чем будет полезным.

Но! Когда уровень игроков более-менее высокий, когда они умеют контролировать мяч, выполнять банальные приём – передачи и понимают базовые принципы, то можно добавлять мяч к тактическим подвижным играм, так как игроки сами по себе будут набирать множество касаний с мячом в меняющихся условиях, а это будет развивать технику и при этом они будут осваивать принципы.

Но даже так важно быть осторожным. Мяч может как развивать игрока, так и убить задачу подвижной игры. Поэтому мы больше на стороне подвижных игр без мяча, но с усвоением принципов игры.

Резюмируем

Подвижные игры – обязательно должны быть в вашем тренировочном процессе. Они не просто для веселья, а в первую очередь с помощью них можно обучаться и развиваться.

Подвижные игры, если не считать дошкольный возраст, это в первую очередь обучение принципам и подпринципам игры. Но не думайте, что игроки будут быстро осваивать принципы игры – это сложно, этому нужно время, но оно будет того стоить. Важно, чтобы всё было постепенно.

 И при этом, есть подвижные игры для развития различных аспектов техники игрока, ими также можно пользоваться (о них, возможно, будет отдельный текст).

Физические аспекты развиваются в подвижных играх сами по себе, потому что условия уже направляют на это.

Также, подвижные игры – игровые упражнения, в них игроки непрерывно принимают решения. Что может быть лучше?

Обычно подвижные игры являются подводящими к основному упражнению, соответственно они обязательно должны по смыслу решать задачи тренировки.

Они подходят для любого возраста, есть подвижные игры для любого уровня игроков. И даже банально меняя условия можно придумать вариацию подвижных игр.

Короче, подвижные игры – однозначно топ. Пользуйтесь!

видео-пособие по подвижным играм

Телеграм-канал автора