3 мин.

Футбол = искусство

Футбол, как вид спорта, который регулярно развивается и видоизменяется, больше не заслуживает к себе отношения как к простому спортивному состязанию с эмоциональной составляющей для масс. Футбол давно требует эстетического переосмысления! Искусство вбирает в себя такие аспекты как зрелищность, эстетическая осмысленность, воспитательная роль, свой предметный мир. Также в искусстве присутствует творческое игровое начало. Все это, конечно, применимо к футболу. Этот вид спорта, как самый зрелищный из спортивных игр, может вызывать исключительные по накалу переживания. Не зря к футболу стала применима театральная терминология - "премьера", "драматизм" и пр.

Например, описывая встречу двух команд, обращаем внимание на то что первая предлагает высокотехничную тактику с отточеными перемещениями, а вторая играет на результат. Такая игра как правило выглядит скучной за счёт защитной расстановки второй 5-3-2. И болельщику она неинтересна, так как футбол уже перестал интересовать только результатом. Матч воспринимается уже как спектакль, как особый вид театра. Особенность спектаклей в этом театре в непредсказуемости, спонтанности действа. Если в обычный театр зритель идет на знакомое представление, то в спортивном театре всегда есть элемент неизвестности, что придает ему остроту. В сочетании со своеобразной красотой, пластикой, мастерством, личным обаянием участников, динамикой матч-спектакль занимает особенное место. В этом театре, как и в театре обычном, классическом, есть свои актёры, свои статисты, свои примы.

Вольфганг Амадей Моцарт, известнейший австриец с жестом Пауло Дибалы. Картина итальянского художника Фабрицио Биримбелли.

Футбольный матч наиболее близок именно к театральному представлению особенно тем что главные в них - личности, к ним приковывается интерес зрителя, к носителям определенных качеств, не высказанных, но выраженных в движении, пластике, стиле, драматизме. И чем значительнее личность, тем сильнее эстетическое и драматическое воздействие на публику. Что театр, что матч - и то и другое зрелище, творимое актёром или спортсменом.

Эдвард Мунк - знаменитейший норвежец, вратарь "Крик" пропустил гол! Фабрицио Биримбелли.

Футбол, да и любой вид спорта позволяет проявлять творчество, самовыразиться, раскрыться. Но бывает так, что раскрывшись человек обнажает бессодержательнось, пустоту. И это не ускользает от зрителя, а в искусстве от слушателя или читателя. Здесь, наверное, и кроется тайна обаяния, когда, самовыражаясь, творец раскрывается как интересная, сложная натура. Все это происходит на уровне интуитивного восприятия, но тем не менее зритель угадывает за творчеством и широту, и размах, и удаль, и "безудерж карамазовский".

Футбол, как и спектакль создают главные роли. Людей, играющих главные роли вносят в залы славы, о них помнят, действа с их участием показывают на праздники, передают из уст в уста, восхищаются из поколения в поколение. Допустим, обожая и футбол и кино, вспоминая к примеру Эдуарда Стрельцова или Андрея Миронова, понимаешь, что эти люди творцы из разных, но таких похожих областей. И тот и другой творили, и были причастны к созданию шедевров киноискусства и искусства футбола. Так почему кино может называться искусством, а футбол нет?

P.S. Творения Биримбелли ни похожи ни на что другое. Он написал картины с Фредериком Шопеном в майке сборной Польши, Франца Кафки – в форме команды Чехии. Есть в его творчестве и представители отечественного искусства, где Достоевский представляет символику России, а Пушкин - СССР, наверняка для разнообразия.