4 мин.

Позиция Вертиго

Близится пора жертвоприношений. Дело добровольное, и часть кандидатов, предварительно покопавшись в себе, вслух отказываются от рассмотрения на заветную роль. "Я остаюсь!" - спел Эриксен, просопел Альдервейрельд, пробубнил де Йонг. Остальным, пожалуй, не по чину. Тео Янссен слишком стар для этого. Это значит, готовятся и одевают новые башмаки с белой рубашкой ван дер Виль и капитан Вертонген.

С заменой ван дер Виля проблем нет – Грегори сам удобрил почву травмой, выявив в резерве игрока с талантом, по первым оценкам нисколько не уступающим – это Рикардо ван Рейн. Даже внешность их соотносима для взгляда издали и сверху. Есть очень серьёзная проблема с заменой капитана Вертонгена.

Из заявлений главного тренера очевидно, что прямая замена будет найдена на стороне. Мотив – недопустить потери качества. Бойлесен, Блинд, Копперс играли больше слева и по разным причинам не закрепились, мастер штрафных Денсвил (за ним две идеальных 9-ки в финале NextGen, гол и крестовина) слишком юн.

На самом деле, заменить Вертонгена для Франка де Бура принципиально невозможно, как невозможно заменить Хави для Гвардиолы. Здесь нескромная просьба - сожмите сейчас кулак. Чувствуете что-нибудь? Это затрепыхалась моя мысль. Можете ушатать её.

Франк де Бур говорит, де, Вертонгену лучше всего подойдёт "Барселона". Банальная фраза, но для де Бура новая. Потому что Франк говорит о себе, потому что Вертонген это он. А он переходил в "Барселону".

На сайте ZonalMarking, с нежностью исследующем тактические изыскания Барсы и Бьелсы, в качестве прощания и признания заслуг Гвардиолы подняли ревизию знаменитой статьи 2004 года о закате "позиции Гвардиола". О том, как ещё спелому Гвардиоле-игроку не находилось места в европейском футболе высокого уровня, что понимал и он сам ("Я не стал хуже – футбол изменился"). Гвардиола ушёл из Барсы в 30 лет, в 37 стал её главным тренером.

На уровне мифа известно, как получил своё амплуа Гвардиола. Йохан Круифф, возглавив "Барселону", пришёл посмотреть игру молодёжного состава. В перерыве подошёл к своему помощнику Рексачу, поинтересовался, что за парень бегает в полузащите справа, и тут же инструктировал его перемещение в опорную зону. Тот вмиг освоился. Вскоре Гвардиола дополнил "команду мечты" Круиффа, а под ней росли, смотря на Гвардиолу с обожанием, Хави, Иньеста, Фабрегас и другие менее удачливые дети. Но когда пришло время освобождать дорогу и мигрировать, оказалось, что "позиции Гвардиолы" больше нет, такие игроки тактически вымерли. Помните про инкубатор против мира? Гвардиола не стал хлопать дверью и немного помучался в Италии, попутно ввязавшись в допинговый скандал.

Категорически не принимая манеру Барсы, многие не учитывают скрытого художественного смысла пресловутых тысячи передач и давления на судью (по сути необходимого средства защиты своего радикального стиля изматывания). Того, что Гвардиола, если не выбирать выражение, надавал по морде своим могильщикам, то есть почти всем, кто тренирует и бегает по полю в большом футболе. Трудно проигнорировать вайб от условной смены голевого трио Анри-ЭтоО-Месси на квинтет Бускетс-Хави-Иньеста-Фабрегас-Тиаго, предъявленный в самом последнем триумфе Гвардиолы против "Сантоса". Гвардиола показательно размножил себя на поле, и это стало отложенной террористической акцией. Или перфоманс артом, произведением концептуального искусства, если это словосочетание может иметь смысл.

И всё же настоящий преемник у него один. Команда Гвардиолы началась с владения мячом на чужой половине в условиях постоянной угрозы при помощи конторы переводов Хави Экспресс. Это потом добавился Бускетс и наросло остальное. В этом свете уход Гвардиолы символичен тем, что совпадает с неизбежным старением Хави.

Претензии к "Аяксу" де Бура строятся вокруг излишне академичного, а потому вредного контроля мяча. Де Бур, подглядывая, пытался пофантазировать на тему "гвардиоловской полузащиты" и закономерно провалился, потому что не несёт в себе того конфликта и наследственности. Если у Гвардиолы больше всех пасует Гвардиола, извините, Хави, у де Бура по статистике это центральные защитники. Соответственно, владение в целом осуществляется ближе к своим воротам, где губительнее потери. Впрочем, передышки через передачи между центральными защитниками практиковались и в "Аяксе" ван Гала, так что причина трудностей нынешней команды совсем не в коррозийных свойствах этой детали. Занятно то, как отражается амплуа Франка де Бура в действиях его подопечных.

Если поднять мои граффити в начале сезона, я усматривал черты де Бура в обоих бельгийцах из центра обороны. Но моё внимание приковывалось к радужным диагоналям Альдервейрельда, фирменному знаку Франка благодаря голу Бергкампа на ЧМ-98. Вот наследник. А вот и нет, снова мираж.

Я не ошибся в наблюдениях, они оба прибегали в атаку, и Тоби ко всему отличали точные выхлопы издали. Однако по ходу сезона хореография изменялась. Вернулся нормальный опорный полузащитник, образующий широкую защитную линию из троих игроков для выдвижения в атаку крайних защитников. Во многом из-за того, что левый защитник часто оказывался больным местом, вместо него смог выдвигаться Вертонген. Не в полузащиту и не на фланг, а прямо в центр нападения.

Вертонген не то чтобы вылитый Франк де Бур. Он намного крупнее, например. Но тоже с левой рабочей ногой, тоже техничен, тоже универсален. Такой же уверенный. Тоже капитан по повязке и духу.

Долго выдвижения Вертонгена оставались курьёзными эпизодами. Затем они перешли в угрозу и, наконец, в передачи и голы. Это произошло ровно тогда, когда вылечилась игра "Аякса", утвердившись как одно из её постоянных условий. Стало уместно вспоминать изречение то ли Лео Беенхаккера, то ли ван Гала, что Франк де Бур, чаще игроков нападения оказываясь с мячом, является в его команде подлинной "десяткой", плеймейкером.

Вертонген уходит. Уходить придётся от своего тренера и в некотором роде от себя. Франк де Бур остаётся с болью в голове и недоумением в сердце.