5 мин.

Иностранный легион: «за» и «против»

Несколько месяцев назад Мировая федерация волейбола (FIVB) выступила с инициативой ограничить число иностранных игроков в клубах согласно формуле 2+1 (два игрока на площадке, один на скамейке запасных). Помимо самой формулы, FIVB предлагает применять новинку повсеместно – она должна распространяться во всех без исключения странах, являющихся членами федерации.

Эта тема возникла не вчера и уже на протяжении длительного времени является предметом дискуссий экспертов и поклонников волейбола. В течение многолетней работы в волейболе мне довелось слышать множество аргументов, как в пользу, так и против привлечения легионеров. В этом посте изложу и собственную точку зрения по данному вопросу.

Чтобы адекватно оценить, нужны ли (и в каком количестве) иностранные волейболисты в клубах, сначала нужно понять, для достижения каких целей их привлекают.

Если цель – создание сильной, привлекательной, зрелищной лиги, привлечение спонсоров, повышение посещаемости матчей, то без большого числа иностранцев не обойтись. Лучший пример такой модели – итальянская лига, которая в течение последних 15 лет развивалась именно по такому пути. В одном чемпионате было собрано настоящее созвездие лучших игроков мира, которые сделали волейбол в Италии более зрелищным и более привлекательным для публики. С этой точки зрения число иностранцев, выступающих в клубах, было бы логично и вовсе не ограничивать, если каждый из них вносит определенную лепту для достижения именно той цели, о которой говорю. В то же время, все мы понимаем, что неограниченное количество иностранцев – это одна крайность, и подобного нет нигде, поскольку в спорте необходим разумный баланс.

Если же целью является повышение мастерства молодых волейболистов и воспитание игроков, которые в недалеком будущем должны стать опорой сборной страны, то число легионеров нужно строго ограничить. В России существующий лимит – два иностранца в команде, который полностью отвечает намерениям национальной федерации растить собственные кадры. Насколько этот лимит устраивает клубных тренеров – вопрос другой. В сложившейся ситуации несомненное преимущество будут иметь те команды, которые в своих рядах смогут сконцентрировать наибольшее число российских игроков высшего уровня.

Помимо упомянутых двух моделей, представляющих два полюса, есть еще и третья, промежуточная, которая применяется в целом ряде стран, в чемпионатах которых число легионеров варьируется от трех до пяти-шести.

Чего мы ожидаем, подписывая иностранного игрока? Прежде всего, того, что его технико-тактические возможности на высоком уровне. Иными словами, нам необходим игрок, который может завоевать доверие за счет качества своей игры и доказать, что по праву заслуживает место на площадке, которое, по сути, отбирает у доморощенного игрока. Игровые качества – это приоритетный показатель, которым руководствуемся при подписании иностранца.

Однако, пользуясь лексиконом математика, я сказал бы, что это необходимое, но не достаточное условие. Почти так же важны репутация такого волейболиста как личности, его человеческие качества. Недостаточно выбивать один эйс за другим или набирать наибольшее количество очков – если у игрока отсутствуют положительные моральные качества, и он не является личностью сильной, способной подавать пример партнерам (особенно более молодым, еще не сформировавшимся игрокам), непонятно, сможет ли такой игрок принести пользу команде.

Психологически стабильный игрок, способный повести партнеров за собой, выдержать давление в стрессовой ситуации на площадке, фанатично работать и на тренировках, и «заразить» команду своим положительным настроем – неоценим для команды и тренера. Свои личные качества он может проявлять не только на паркете, но и в раздевалке, в гостинице, в поездке. Нельзя забывать о том, что действия иностранных игроков всегда рассматриваются под микроскопом, от них требуют большего, и они должны быть готовыми к этому в психологическом плане.

Хотя лимит прежде всего регулирует численность легионеров, считаю ошибочным акцентировать внимание на количестве. Основным параметром в оценке целесообразности привлечения легионеров должно быть не их количество, а их качества. Если они настоящие спортсмены и сильные личности – и восьмерых-девятерых будет мало. Но если не соответствуют этим требованиям, и один будет перебором.

Разумеется, помимо упомянутых существует еще один аспект, который все более обозначает себя в современном спорте. Я назвал бы его PR-аспект, с учетом того, что он присущ спортсменам, которые являются не только превосходными игроками, но и медийными звездами. Самый наглядный пример – приезд в «Реал» Дэвида Бекхэма. По существу, испанский эпизод в карьере Бекхэма не сложился столь блестяще, как мог. С другой стороны, подписание такого легионера – феноменальный маркетинговый ход, поскольку «бизнес-проект Бекхэм» в относительно короткий срок перекрыл астрономическую сумму, которую «Реал» выплатил за него. Такое единение таланта, харизмы и славы встречается весьма редко, тем более в волейболе, но с ним все равно нужно считаться, поскольку современный спорт все больше работает согласно принципам современного бизнеса, стремящегося к извлечению максимальной прибыли из любого вложения.

С другой стороны, крах знаменитых реаловских «галактикос», баснословно дорогих легионеров, впечатляюще иллюстрирует старую истину о том, что команда всегда превыше игрока и что без единого целого (несмотря на высокие индивидуальные возможности каждого из спортсменов) рассчитывать на достижение хороших результатов не стоит.

Возвращаясь к началу, думаю, что инициатива FIVB заодно является попыткой реабилитировать волейбол в тех странах (каковыми, к примеру, являются Италия, Бельгия, Франция, Германия, Испания…), где он поднимался, прежде всего, благодаря иностранным игрокам и тренерам. Воспитание домашних игроков высочайшего уровня мастерства в этих государствах в последние годы стагнирует, потому что местный волейбол из-за большого количества легионеров стал жертвой такой модели, «съел сам себя». Поэтому не стоит удивляться, когда Италия натурализует кубинку Агуэро и предлагает паспорта иностранцам – кандидатам как в мужскую, так и в женскую сборную.

В восточноевропейских странах такого кризиса нет, и основных причин здесь по большому счету две: на протяжении прошедших двух десятилетий экономика этих стран испытывала большие трудности, и финансовые возможности для покупок дорогих легионеров в клубах этих государств практически отсутствовали; помимо того, эти страны всегда были экспортерами игроков, и таким образом заодно защищали и свои национальные волейбольные интересы. Поэтому неудивительно, что на европейском континенте сегодня законодателями моды являются Россия, Польша, Болгария, Сербия – страны, которые всегда уделяли много внимания воспитанию собственных игроков.