4 мин.

Критика спортивной журналистики

Собственно, претензии к спортивной журналистке у меня стали формироваться давно, но это не помешало мне быть постоянным и интеллектуально-зависимым ее потребителем. В начале, конечно, был «Спорт-Экспресс». Метаморфоза моих отношений с этим изданием (от ежедневного приобретения до нежелания заходить даже на сайт) заняла несколько лет. В основе моей перемены было обостренное чувство спартаковского болельщика (ссылки на «Спорт-Экспресс» на ВВ в тот период появлялись исключительно под заголовком «Вести из стана врагов»). Но даже тогда, когда я окончательно разминулся с ВВ, «Фратрией» и стадионом, неприязнь к «Спорт-Экспрессу» не стала меньше. Но уже по причинам стилистического характера. Я, пожалуй, не буду иллюстрировать эту мысль конкретными примерами, потому что в одном клике от этой записи на сайте лежит серия статей Василия Уткина «15 лет вместе на ярмарке тщеславия».  Так вот: эти заметки удивительным образом попали в мои тогдашние ощущения, и я не берусь повторить их точнее, полнее и фактурнее.

Кстати, «15 лет на ярмарке тщеславия» я читал уже на Sports.ru (важная для этого материала ремарка).  Sports.ru покорил меня демократичностью, оперативностью, гибкой и оригинальной редакционной политикой.

В этом месте стоило бы вспомнить поговорку «Чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться» и не писать дальше, но я нудно продолжу о своих разочарованиях.

Нет-нет, Sports.ru не перестал быть демократичным, оперативным и смелым в редакционном плане, но (ведь все выше перечисленное по большей части – комплименты Навоше) я стал все острее чувствовать низкое качество авторских материалов. Конечно, не всех. И, конечно, я понимаю и признаю право авторов на отдельные профессиональные неудачи. Но меня удручает другое: я не вижу профессионального роста у большинства читаемых мною авторов. Я говорю не о знании матчасти или способности к оригинальности мышления; я говорю о стилистической безвкусице. Да-да, претензии у меня ровно те же, что были когда-то к «Спорт-Экспрессу».

Вот пример. Дмитрий Герчиков уже год-полтора в каждой статье, где есть упоминание об испанском гонщике, использует слово – «Пиренеец». Я не самый большой стилист, но каждый раз в статьях Дмитрия я спотыкаюсь об это слово. Каждый раз я заново проверяю себя и Дмитрия на литературную адекватность и набираю слово «Пиренеец» в Яндексе и Гугле (в целом мой алгоритм проверки выглядит – по степени увеличения доверия – так: Яндекс-Гугл-Даль-Ожегов). И каждый раз я вижу в результатах поиска одну и ту же картину: слово «Пиренеец» в Рунете употребляется или в контексте собачей и коровьей пород, или в материалах спортивной прессы.

Я примерно знаю алгоритмы формирования поисковой выдачи. Я понимаю, что спортивных материалов о «Пиренейцах» элементарно больше, чем каких-то других (не считая ветеринарных), и они чаще обновляются. Но даже при этом я не нахожу ответа на вопросы – «Неужели эти десятки и сотни спортивных и околоспортивных журналистов не чувствуют синтетичность этого термина? Что человек не идентифицируется по полуострову, на котором он родился? Что возможный пример употребимости таких конструкций, слово «Апеннинцы», в русских словарях обозначает одно из нескольких племен, проживавших на территории современной Италии, но вовсе не жителя этого «сапога» (а поисковая выдача, кстати, опять забита спортивными репортажами)?»

Это всего лишь отдельный пример. При желании я могу привести еще, и еще, и еще… Но важно даже не это. Важно, что этот стилистический ляп оккупирован, «приватизирован» и общепринят именно в спортивной прессе.

Но бог с ней, с критикой формы. Я готов критиковать и содержание. Люди, которые отпишутся в комментариях, скажите: где в Рунете можно найти качественную футбольную аналитику? Не «Как Гинер и Газзаев справлялись с бразильцами?» и не «Куда улетучился спартаковский дух?», а – например – «Тактические сходства и отличия «Барселоны» сезонов 05/06 и 08/09».

Нет, ну правда… Есть две великолепные команды, триумф которых мы еще помним явственно и осязаемо (а не в форме былинных преданий). Обе они играли так, что захватывало дух, но – очевидно – по разному. Я по крупицам  весь этот сезон выискивал информацию об игре «Барселоны» на конференциях Уткина и Деменьтьева, в немногочисленных трансляциях на общедоступных каналах и прочих фрагментарных источниках, но этого мало. Тем более, сейчас, в межсезонье, когда писать почти не о чем, а память об этом ошеломляющем футбольном явлении еще не выцвела и фактуры для материала много, такая аналитика будет востребованной. Но увы…

Увы и по многим другим поводам: по удивительной эстетической и тактической схожести «Баварии»-98/99 и «Милана»-06/07; по трем (или четырем?) командам Сэра Алекса Фергюсона, о которых не упомянул только ленивый, но никто не рассказал, как они играли; по многим-многим другим.

Большого смысла в этой «простыне» нет, ибо я не сказал ничего нового. Но мне будет чертовски приятно, если кто-нибудь побрюзжит вместе со мной.