11 мин.

Андердоги драфтов НБА, часть 1

Сегодня, а по Москве уже завтра, в 3.00, состоится один из самых ожидаемых и потенциально самых сильных за последние годы драфтов НБА.

Внимание аналитиков и фанов сосредоточено на явных фаворитах, на первой десятке пиков. Дэвис, Кидд-Гилкрист, Барнс, Бил, Робинсон, Лиллард, Риверс - эти фамилии мусолятся и тасуются, разнообразные мок-драфты отправляют парней то в одну, то в другую команду, а некоторые генеральные менеджеры некоторыхфраншиз на глазах сходят с ума, пытаясь заполучить пик в первой десятке и игрока, способного уже сейчас повести за собой любую команду в ассоциации.

Топ-10 пик - это круто. Топ-5 - еще круче. А за удивительное везение Нью-Орлеана кое-кто готов повесить Дэвида Стерна за первом же баскетбольном щите.

Однако за суетой вокруг «сильнейшего за годы» драфта многие как-то забыли, что в топ-5 можно заполучить не только Леброна Джеймса, Дуайта Ховарда или Криса Пола, но и Грега Одена, Адама Моррисона или Николоса Цкитишвили. У вас есть гарантия, что Дэвис или Барнс попадет в первую, а не вторую категорию?

Впрочем, о эпических фейлах на драфте писали уже не раз. А я попробую подойти с другой стороны. Давайте посмотрим - так уж ли ужасно, если у вас есть только одинокий унылый пик в самом конце второго раунда и какую рыбку можно выудить в подвале драфта.

Критерии просты - запоминающаяся карьера в НБА и не выше, чем тридцатый пик. Ну а поскольку работа предстоит большая (62 драфта, как никак, уже прошло), свои изыскания я разобью на несколько частей.

Часть 1. Детство. 1950-1965 годы.

1950:

  • Эрл Ллойд - #108, Вашингтон Кэпиталс. Восемь славных сезонов в НБА, 560 матчей, чемпион 1955-го года в составе Сиракьюз Нэшнлс. Как мог такой игрок «дожить» аж до 9-го раунда драфта, раунда, из которого только Нейт Делонг попал в лигу, сыграв там аж целых 17 матчей? Все просто, Эрл Ллойд - первый темнокожий баскетболист НБА. Выбрать негра в первом раунде - об этом не могло быть и речи, хотя с другой стороны, Чак Купер, второй афроамериканец в ассоциации, был выбран 12-м. Проморгали? Безусловно.

  • Джордж Кинг - #90, Чикаго Стагс. Еще один удивительно недооцененный на драфте игрок, как и Эрл Ллойд, был подобран Сиракьюз Нэшнлс из распавшейся команды. Чикаго Стагс участвовали в драфте 1950го, однако прекратили своё существование еще до начала сезона, и Джордж Кинг дебютировал в НБА именно за Нэшнлс. Один из лучших разыгрывающих (хотя тогда такой позиции и не было) 50-х провел в лиге 411 матчей и стал чемпионом 1955-го, причем именно он забил решающий штрафной и сделал перехват в концовке седьмого матча финальной серии с Форт-Уэйном, выигранного Сиракьюз 92:91.

1951:

  • Джордж Демпси - #68, Филадельфия Уорриорз. В седьмом раунде Филадельфии удалось выловить еще одного будущего чемпиона НБА, игрока не особенно звездного, но вполне добротного. Этот защитник оборонительного плана проведет в лиге 315 матчей и поможет Филли стать первой в 1956-м.

1952:

  • Джек МакМахон - #59, Рочестер Ройалс. В НБА провел 524 игры. Еще один защитник, еще один чемпион (1958-го в составе Сент-Луис Хаукс), еще один не слишком яркий, но надежный средний игрок, из тех, на которых и держится на самом деле НБА. После окончания игроцкой карьеры еще 10 сезонов проработал тренером различных команд НБА и АБА.

1954:

  • Артур Споэльстра - #34, Рочестер Ройалс. На драфте 1954-го, как и на предыдущем, 53-го, андердогов практически не было, лишь считанные игроки, добравшиеся до низких пиков, вообще хотя раз вышли на площадку в матчах ассоциации. На этом фоне и Артур "Арт" Споэльстра, отыгравший 278 игр в 6 сезонах, кажется звездой.

1956:

В 50-х годах то ли команд было слишком мало, то ли скауты работали хорошо, но игроки, выбранные ниже 30-го пика, чаще всего вообще не пробивались в состав команд лиги. Еще бы, одно дело 30 команд, и совсем другое - 8. Конкуренция была значительно выше нынешней. Но вот в 1956-м два добротных игрока ушли под непозволительно низкими пиками.

  • Боб Хопкинс - #75, Сиракьюз Нэшнлс. Средней руки центр, оказавшийся не совсем готовым к НБА - после 29.8 очков за игру в колледже его показатели за карьеру в лиге не впечатляют - только 8.2 очка. Тем не менее 273 матча за четыре сезона.

  • Фил Джордон - #43, Миннеаполис Лейкерс. Еще один центровой, оставивший значительно более заметный след в истории НБА. Все-таки 11 сезонов в лиге удается отыграть не каждому. 442 игры, больше 10 очков в среднем за карьеру - совсем неплохо. Но в истории он остался тем, что помог Уилту Чемберлену набрать свои знаменитые 100 очков в заменитом матче 1962-го года между Уорриорз и Никс. Дело в том, что именно Джордон был основным центровым Никс, и именно он должен был противостоять великому Уилту. Однако из-за гриппа (хотя есть мнение, что Джордон просто не смог оправиться от попойки накануне матча) Фил был вынужден пропустить игру, и оставшийся единственным «большим» в составе Никс Дэррелл Имхофф просто физически ничего не мог противопоставить Чемберлену.

1957:

  • Вуди Солдсберри - #60, Филадельфия Уорриорз. 1957 год стал годом первого настоящего провала, менеджеры команд НБА проглядели не просто хорошего, но все же не звездного игрока, но будущего участника Матча Всех Звезд. Как так получилось, загадка...то ли вновь повлияла расовая принадлежность, то ли внезапное помрачение, но как бы то ни было, Вуди Солсбери был подобран только в 8 раунде - а в результате этот 60-й номер драфта получил награду лучшего новичка года! Впереди у мощного форварда были 7 сезонов в НБА, 462 игры, матч Всех Звезд в 1959-м и перстень на закате карьеры в составе Бостона в 1966-м году.

1958:

  • Адриан Смит - #86, Цинцинатти Ройалс. Этот год ознаменовался уже двумя крупными промахами скаутов. Наиболее грандиозный - это выбор Адриана Смита аж в 15-м раунде. А ведь этот защитник был уже чемпионом NCAA в составе Кентакки! Удивительно, чем руководствовались менеджеры НБА? Вероятно, Адриан разобиделся, и отложил свой дебют за Цинцинатти до 1961-го, успев выиграть в составе сборной США Олимпиаду-1960. Наверное, его карьера в НБА могла бы быть успешнее, но тем не менее 719 игр и титул MVP Матча Всех Звезд 1966 года говорят о высочайшем уровне его таланта.

  • Дон Ол - #36, Филадельфия Уорриорз. Предыдущие участники нашего хит-парада в лучшем случае ярко сверкнули один сезон. Или вовсе не сверкали, не поднимаясь выше статуса ролевиков. Дон Ол пять (!) раз подряд попадал на Матч Всех Звезд, набирал в среднем за карьеру 15.9 очка, и по праву считался одним из лучших снайперов 60-х. Так мало того, что выбрали его только в 5-м раунде - так еще и «прозорливые» менеджеры Уорриорз тут же сплавили его в Детройт Пистонс!

1959:

  • Джон Барнхилл - #77, Сент-Луис Хоукс. Джон Барнхилл не стал ни чемпионом НБА, ни участником матча Всех Звезд. Однако выбор такого добротного игрока под 77-м номером - просто нонсенс. Ведь мало того, что этот защитник провел 426 матчей в НБА, он еще и дважды, в 1970 и 72-м, добился вместе с Индианой Пейсерс победы в АБА, серьезном в те годы конкуренте лучшей баскетбольной лиги мира.

1960:

  • Элвин Эттлс - #39, Филадельфия Уорриорз. «Андердог» драфта этого года, несомненно, легендарный Элвин "Эл" Эттлс. Он никогда не выделялся индивидуальными качествами, не был яркой звездой и не выигрывал никаких титулов и наград, оставаясь всегда в тени партнеров. Но легендарным я назвал его не случайно. Элвин Эттлс - удивительный пример верности одной единственной команде, причем даже не родному городу или штату, а именно команде. Все свои 711 матчей Элвин провел в составе Уорриорз, даже после переезда команды из Филадельфии в Сан-Франциско. А после окончания карьеры еще 14 лет, до 1983-го, тренировал Сан-Франциско, а затем и Голден Стейт Уорриорз, приведя команду к триумфу в 1975-м. Немудрено, что майка Эла с номером 16 навеки закреплена под сводами домашней арены Голден Стейт.

1961:

  • Доннис Батчер - #60, Нью Йорк Никс. Не всегда будущие легенды и участники матчей звезд добираются до 7-го раунда. В 1961-м этого и не произошло. Но все таки Никс умудрились под 60-м номером получить вполне неплохого защитника - Донниса Батчера, который провел в НБА 5 полноценных сезонов и сыграл 279 матчей. А в последствии еще и три сезона тренировал Детройт Пистонс.

1962:

На драфте 1962 менеджеры не пропустили в низшие раунды ни одного сколько-нибудь заметного игрока. Хотя всё равно умудрились опростоволосится - под 1 и 2 номерами были выбраны Билл Макгилл и Пол Хог, сыгравшие аж 223 матча за карьеру, причем на двоих. Но это уже другая история.

1963:

  • Реджи Хардинг - #48, Детройт Пистонс. Реджи Хардинг - одна из самых знаковых и трагических фигур в истории НБА. Несомненный талант, прирожденный атлет ростом 213 см и весом 113 кг, он стал первым в истории НБА задрафтованным школьником. Но даже несмотря на отличный дебют (11 очков и 10.5 подборов в первом же сезоне), карьера Реджи Хардинга не сложилась. И жизнь тоже. Неадекватное поведение, отсутствие образования, проблемы с наркотиками, с оружием, с полицией, попадания в тюрьму - в общем весь набор трудного подростка из бедного черного квартала. В результате - неполных 4 сезона в НБА, попытка закрепится в АБА, конфликты с партнерами и руководством, и окончание карьеры в 25 лет. А в 1972-м, в возрасте 30 лет, Реджи Хардинг был застрелен на одной из детройтских улиц.

1964:

  • Эм Брайант - #53, Нью Йорк Никс. В нашем списке - еще один хороший, хотя и не хватавший звезд с неба, баскетболист. Солидные 8 сезонов, 556 игр и чемпионский перстень 1969 года с Бостоном - вполне удачная карьера. А уж для 53-го номера драфта и вовсе прекрасная.

  • Джон Тресвант - #40, Сент Луис Хоукс. По своей роли в командах и месту в истории Джон чем-то напоминает Эма Брайанта - типичный ролевик, среднего класса игрок, не претендующий на звездный статус. Но без таких игроков не может существовать ни одна чемпионская команда - вспомните хотя бы Шейна Батье и Марио Чалмерса. Мощный форвард честно отыграл 9 сезонов и 559 игр.

1965:

Этот год ознаменовался двумя потрясающими провалами генеральных менеджеров. Трудно даже сказать, какой хуже.

  • Джим Фокс - #67, Цинциннати Ройалс. Долгая и славная карьера этого мощного форварда началась необычно для 60-х годов. После одного единственного сезона в университете Южной Каролины, где Джим сразу стал лидером по очкам и подборам, он выставил свою кандидатуру на драфт - и судя по 67-му пику, никто из скаутов не разглядел потенциала молодого парня. С досады Фокс уехал...в Европу, и отыграл два сезона за мадридский Реал и бельгийский Расинг. И дебютировал в НБА только в 1967-м, где провел 743 матча за десять полновесных сезонов, войдя в историю команды Сиэтл Суперсоникс - рекорд франшизы по подборам в одном матче (30) до сих пор принадлежит Джиму Фоксу.

  • Боб Лав - #33, Цинциннати Ройалс. Снова Цинциннати подбирает игрока, который должен был уйти на пару раундов выше, и на этот раз это не просто ролевик и добротный игрок, а настоящая звезда Лиги. Хотя сначала казалось, что 33-й номер - это еще аванс. Судьба Боба Лава вообще досточно удивительна для того, чтобы рассказать о нем поподробней. После драфта ему не удалось попасть в команду, и сезон 65-66 Лав провел в Континентальной Баскетбольной Ассоциации, став там новичком года. Со второй попытки он закрепился в Цинциннати, однако только в качестве запасного. В 68 году в результате драфта расширения он попал в Милуоки Бакс, и через некоторое время был обменян в Чикаго. Сезон 1969-1970 Боб Лав встречал в статусе запасного, с ярлыком средненького игрока без больших перспектив. Ему уже 27, играет он 12-13 минут за игру, набирает 6-7 очков...типичный запасной. Но вот что значит найти своего тренера! Великий Дик Мотта разглядел что-то в обычном ролевике - и свершилось небывалое преображение. Боб Лав становится твердым игроком старта, и в сезоне 69-70 проводит на площадке 38 минут, забивая 21 очко и собирая 8.7 подбора в среднем за матч! Дальше - больше. В следущие два года его результативность превышает 25 очков за матч. Он трижды, в 1971-73, участвует в матче всех звезд, в 71-м и 72-м попадает во вторую пятерку лучших по итогам сезона, и трижды (1972, 74, 75) - во вторую пятерку лучших в защите. Его номер - 10 - навсегда изъят из обращения в Чикаго Буллз. Единственное, что не удалось Бобу Лаву - стать чемпионом.Жизнь одной из первых звезд Буллз после окончания карьеры не менее удивительна, впору писать книгу. С детства Боб страдал от сильного заикания. На паркете это не столько важно, но в обычной жизни Бобу пришлось столкнутся с серьезными трудностями. Это сейчас после окончания карьеры баскетболисты могут всю жизнь бить баклуши, ну а Боб Лав был вынужден работать. А кому нужен жалкий заика? И Боб работал кем придется - кондуктором в автобусе, мойщиком посуды. И вот американская сказка - однажды владелец ресторана, где в то время на кухне протирал тарелки знаменитый Боб Лав, узнал в скромном посудомойщике легенду Чикаго Буллз. Он оплатил Бобу специализированные лечебные курсы, логопедов, и вот - снова, как в 1970, чудесное преображение. В 1993 году Боб Лав становится директором Буллз по связям с общественностью, он, который с детства не мог толком разговаривать! Американская мечта в действии: вот уже почти 20 лет Боб Лав успешно  работает в структуре своей родной команды.

На этой оптимистичной ноте заканчиваю первую часть сериала об андердогах драфтов НБА. Продолжение, как водится, следует...