11 мин.

Герман Чистяков: «В Дагестане будут созданы семь региональных центров «Анжи»

После столь бурных футбольных выходных, что подарила республике команда «Анжи», было бы логично застать генерального директора клуба Германа Чистякова в понедельник бездельничающим. Не тут-то было: незадолго до интервью руководство клуба и игроки команды побывали в махачкалинской школе №39 с благотворительной акцией, а на носу уже совещание со службой безопасности. Но мы решили расспросить менеджера клуба не о порядке на стадионе, не о звездных новичках команды и даже не столько о футболе – в конце концов, Карлос и Это’О сейчас итак одни из самых цитируемых имен в российских СМИ.  В специальном интервью для РИА «Дагестан» Герман Чистяков рассказал о футболе в контексте нашей, дагестанской жизни, и о личных впечатлениях на новом месте работы.   

– Герман Анатольевич, у «Анжи» уже полгода новый менеджмент. Какими результатами работы за этот период Вы довольны, а какими не очень?

– Честно говоря, я редко бываю доволен проделанной работой. Доволен количеством очков, набранных нашей командой, доволен коллективом, я сейчас говорю о команде футболистов, который получился, и теми отношениями, которые у нас сложились внутри него. Ну а чем недоволен, я могу долго перечислять, я очень многим недоволен. И пока никаких оценок ни себе, ни проделанной работе мы не ставим. Работы проделано много, но оценивать ее, и тем более положительно, я бы не стал.

В частности, есть понимание, что в структуре клуба есть дефицит менеджеров топ-уровня, клуб растет огромными шагами, по многим показателям нас можно сравнивать с ведущими клубами страны, а работает практически тот же коллектив, который не заточен под такие амбиции и задачи. Значит, тут тоже придется усиливаться, нельзя покупать таких серьезных футболистов, а в клубном хозяйстве остаться с прежним багажом. Всё должно быть сбалансировано и органично. Мы пока еще только начали что-то делать непосредственно здесь, внутри республики. Все наши планы по инфраструктуре, по детскому футболу только начинают воплощаться – пусть основная часть еще в виде проектов, каких-то бумаг, но и видимые шаги уже делаются. Так, не надо забывать, что мы многое сделали на стадионе «Динамо», и старенький стадион стал гораздо уютнее и современнее. Спасибо и руководству стадиона, они меняют кресла, и скоро все трибуны получат новые сиденья, что сделает и картинку лучше, и места удобней. Когда я смотрю наши трансляции (кстати, и тут мы не смирились с качеством, и теперь все наши матчи идут в HD формате), меня не покидает ощущение, что картинка с нашей арены – одна из лучших в стране. А раздевалки теперь у нас точно одни из лучших, поверьте, я бывал на всех аренах в России.

Очень многое делается для того, чтобы после наших матчей мальчишка, который вчера, увидев Роберто Карлоса, Это’О, Жиркова, мог завтра пойти играть в футбол в каком-нибудь селении, в другом городе, да и в Махачкале тоже, так как пока даже в столице нормальных возможностей для этого практически нет.

– И что планирует сделать «Анжи», чтобы снять эту проблему?

– Мы начали создавать региональные центры единообразного инфраструктурного формата – это минимум два полноразмерных поля, большой корпус, где будут находиться методические классы, закрытый зал, тренажерный зал, уютные раздевалки. Обязательно будет стенд с информацией об «Анжи». Хотим, чтобы там же была возможность приобрести фирменную атрибутику клуба, будет кафе или просмотровый зал, где ребята смогут смотреть матчи главной команды, небольшая парковка и прочее. Обязательно будем организовывать визиты и мастер-классы ведущих игроков команды в эти центры. Ребята должны чувствовать, что клуб рядом, что до звезд можно не просто дотянуться, но и чему-то научиться у них.

– Это будут школы-интернаты?

– Нет. Это не интернаты, жить там дети не будут. Концепция региональных центров, она потому и называется так, чтобы дети без отрыва от семьи и своего места проживания имели возможность тренироваться в системе «Анжи». И только, наверное, с 14 лет наиболее талантливых, перспективных ребят мы будем забирать в интернат, который будет расположен в Махачкале, на первом этапе академия расположится на «Хазаре». А так – до 14 лет все будут тренироваться по месту жительства, ну максимально близко к нему – кто-то живет рядом в селении, в пригороде, но это всё равно будет близко. В этих центрах будут единые методики, выбранные, отобранные нами, в том числе и приглашенные, тренеры, которые умеют работать с детьми. И вот этот план уже реализуется, он практически акцептован акционером, согласован бюджет.

– Такие центры будут во всех городах?

– Они будут во всех крупных городах Дагестана. Будет семь региональных центров по всей республике. Более того, один центр уже есть - это школа в Хасавюрте, где играет команда «Победа». Создатель и вдохновитель этого проекта Михаил Убайдулаев и стал моим заместителем по вопросам развития детского футбола. И мы договорились, что его школа войдет в нашу систему. Именно ему поручено выстроить инфраструктуру. В помощь ему будет приглашен опытный человек, который закроет вопрос методик и обучения детей и тренеров. Причем очень важно, что при поиске места под строительство таких центров мы будем тщательно искать возможность разместиться рядом с общеобразовательной школой. Наш приоритет – растить не просто футболистов, а личностей, многогранных и образованных. Они должны учиться бок о бок с другими детьми, чтобы иметь полноценный круг общения и не зацикливаться только на футболе. И этим обычным школам мы тоже намерены помогать, привозить туда педагогов из России, из-за рубежа, проводить мастер-классы и семинары на разные темы, а не только на футбольные.

– Вы коснулись темы кадров…

– Это огромная проблема, и не только Дагестана, но и всей страны. А с точки зрения детских тренерских кадров – это настоящая беда. За долгое время унижения этой профессии, как в плане оплаты этого труда, так и отношения к ней, мы растеряли практически всех в этом деле. Там остались или сумасшедшие энтузиасты, или люди, которые нигде не смогли себя реализовать. Чтобы поменять эту картину, нужно находить людей совершенно другого уровня. Наверное, имеет смысл приглашать лучших со всей страны, может, и не только из России, обучать своих и создавать целый пласт специалистов нового формата и качества. Мы прекрасно понимаем, что в Дагестане сейчас за раз найти профессиональные кадры – это очень большая проблема, поэтому это тоже задача, решением которой тоже будем заниматься. Она на самом деле тяжелая, но она благородная, потому что помимо обучения детей, получается, что мы будем готовить и тренерские кадры. То есть педагогический состав, наверное, большей частью будет молодой, значит он будет расти в профессиональном плане, станет проводником для развития футбола.

– И перенимать опыт у приглашенных тренеров…

– Да, будем обучать, будем и вывозить куда-то, в том числе и за границу, с тем, чтобы повышать их квалификацию. То есть это большой объемный проект, затрагивающий как сам детский футбол, так и тренерские кадры для его развития.

– В рамках этого проекта можно рассматривать перевод фарм-клуба «Анжи» «Дагдизель» в Дербент?

– Тут, конечно, совокупность причин и оценка их, вдобавок с учетом гостеприимства наших дербентских коллег, позволили нам принять решение руководства «Дагдизеля». Мы просто согласились с ним – оно логичное, правильное. К тому же получается, что благодаря этому мы уже сейчас даем хоть небольшой толчок развитию футбола в Дербенте.

– Правда что «Дагдизель» со следующего года будет переименован в «Анжи-2»?

– Нет, я думаю, что мы не будем менять название. Название хорошее. Я всю жизнь футболом интересовался и, честно говоря, даже не думал, что мне когда-нибудь придется оказаться в месте, где играет «Дагдизель», хотя это название мне всегда нравилось. Оно какое-то своеобразное. У нас же в стране много было названий-клонов – «Динамо» миллиард штук, «Спартаков» разных, а таких самобытных названий немного. «Кристалл» или «Ротор», «Факел» – такие оригинальные названия надо сохранять, ведь это тоже бренды. Вот и «Дагдизель» уже имеет свою многолетнюю историю, которую, как мне кажется, совершенно не нужно терять. Мы будем сотрудничать, работать в партнерстве, потому что мы хотим, чтобы там получали обкатку молодые ребята, которые пока не могут попасть в молодежный состав команды, и тем более в основной.

– Вы уже рассказывали в ряде СМИ о переходе «Анжи» на стадион «Хазар». Когда можно ожидать первую игру на новом стадионе?

– Если всё получится, то в ноябре мы сможем там сыграть. И «Анжи-Арена» – так она теперь будет, скорее всего, называться – станет для команды еще одним стадионом. Вместимость увеличена до 29 000, арена гораздо современней и удобней, но надо будет проверить, насколько она будет комфортна для зрителей, особенно с точки зрения логистики. Сейчас, глядя на ажиотаж вокруг наших матчей, есть уверенность, что мы легко заполним «Хазар», но у «Динамо» множество плюсов: удобно добираться, отличная атмосфера, поэтому сейчас рано говорить, какой из площадок будет отдано предпочтение. Кстати, здорово, что будет возможность выбирать: у многих клубов, причем считающих себя большими, нет вообще ни одного своего стадиона, а мы сможем выбирать из двух, а скоро добавится третий. Кстати, по новому стадиону тоже не прекращается работа: не далее как в четверг иностранный проектировщик предоставит акционеру практически финальный проект, и мы обязательно тоже покажем его общественности. Хорошо продвигается вопрос и с землей под строительство, и здесь нам здорово помогает республика и лично президент Магомедсалам Магомедов.

Вообще, хотел бы отдельно поблагодарить президента республики. Это очень здорово, когда первое лицо так неравнодушно к спорту, к футболу, к «Анжи». Любые вопросы решаются оперативно, без проволочек, ему можно позвонить даже по такому несерьезному вопросу, как, например, торговля водой на стадионе. Когда мы не понимаем друг друга с полицией, он всегда выслушает и постарается помочь. Только при таком отношении можно решать большие задачи по развитию футбола в регионе. И тут нам откровенно повезло с руководством республики. Хочу отметить, что на все вышеперечисленные проекты тратится куда больше денег, чем тот 21 миллион, который заплачен за Это’О. Просто эти вопросы идут параллельно, и может быть нам надо громче об этом говорить, чтобы всем стало ясно: «Анжи» работает по всем направлениям, и осуществляется грандиозный проект, где команда – лишь часть большого дела.

***

– Герман Анатольевич, до перехода в «Анжи» Вы не бывали в Дагестане, а сейчас почти постоянно тут. Какие впечатления о республике были у Вас до приезда к нам, каковы они сейчас?

– Они, конечно, разительно отличаются от тех ощущений, ожиданий, которые у меня были до приезда сюда. Конечно, напичканный информацией из СМИ, я думал, что здесь чуть ли не война идет, что летают трассирующие пули и надо ползком передвигаться. Я уже как-то в одном интервью в шутку рассказывал, что думал, как надо будет от самолета к БТРу переходить, и на БТРе на стадион (смеется). Конечно, это не так. Очень хорошие люди живут, гостеприимные. В коллективе есть очень много хороших ребят, которые к тому же и неплохо работают, никогда не жалуются из-за того, что надо оставаться допоздна или рано приходить. Мы, уж так получается, работаем почти без выходных. И мне нравится, что люди относятся так хорошо к своей работе и не ноют.

Есть, конечно, и негативные впечатления, они в основном связаны с неорганизованностью жизни, например, в Махачкале. С бесконечной стройкой – ощущение, что эти бульдозеры живут какой-то своей жизнью и что ими давно никто не управляет, что они сами по себе начинают вгрызаться в асфальт там, где им захочется.  И это при том, что есть прекрасная природа, отличный климат, море, есть все условия, чтобы здесь был красивый город, который будет привлекателен не только для местных жителей, но и для туристов. Хороший край, хорошая республика, которая, к сожалению, свой потенциал не выжимает до конца с точки зрения качества жизни, привлекательности. Наверное, в том числе и для этого пишется новая история «Анжи», чтобы и эту ситуацию «переруливать», вносить свою лепту в улучшение жизни в республике.

– Что Вас удивило тут больше всего? Чего Вы никак не ожидали?

– Самое яркое впечатление – это болельщики. Больше всего, конечно, поразила «Дикая дивизия», потому что название движения такое, вроде не совсем подразумевающее диалог. Но оказалось, что ребята: «а» – вменяемые, «б» – с определенными четкими ценностями. Получается конструктивный диалог, и они болеют действительно за свою команду, а не против кого-то. Я вот от многих, кто приезжал, уже слышал – так в России мало где болеют. Нет оскорблений, нет унижений в чей-то адрес. Если ты их не провоцируешь, они действительно направляют всю свою энергию на эмоции в поддержку именно своей команды и иногда умудряются завести этим целый стадион. И это впечатление было очень яркое и неожиданное. Тем более что и по многим другим вопросам нам удается сотрудничать – не без шероховатостей конечно, но, тем не менее, всё пока решается в рабочем порядке.

Если говорить не о футбольной составляющей – это, конечно, простые люди. Я, если честно, с Кавказом близко до этого не сталкивался, с дагестанцами по жизни тоже не приходилось общаться до этого. В то же время я был напичкан, помимо разговоров о ситуации в Дагестане, мифами и стереотипами о местных людях и т.д. А на деле оказалось, что тут нормальные хорошие люди, которые хотят того же, что и все – спокойной жизни, мира, сохранения каких-то своих семейных ценностей. Для меня вот это тоже было приятным открытием. Более того, в отличие от каких-то других мест, во-первых, здесь мне очень нравится отношение к старшим. Во-вторых, здесь молодцы, что в семьях как минимум три ребенка, потому что люди думают о том, что кому-то надо жить на этой земле дальше, а не как принято в большей части нашей страны – один ребенок, и достаточно. Тут есть такие вещи, которым, я считаю, надо учиться, которые надо перенимать и другим регионам, а не смотреть сквозь московский прищур на всё это и думать, что именно в Москве находится пуп земли.

– Уже успели поездить по республике?

– К сожалению, из-за загруженности не так много пока удалось. Я знаю, что в Дагестане есть много красивых мест, которые мне очень хочется посетить. Моя семья, которая уже приезжала сюда, тоже всё время просит, чтобы я повозил их по республике, потому что им местные ребята уже много рассказывали про здешние красоты. Но, повторюсь, занятость сейчас такая, что пока, к сожалению, на всё это просто не хватает времени. Постараюсь еще всё наверстать.

                                                   Интервью брал специально для РИА Дагестан

ps

Кстати, сегодня у Германа Анатольевича День рождение :)