3 мин.

«День Сурка» в Формуле 1

Все истории, блуждающие среди команд по поводу беспорядков в стране и усиливающееся политическое давление практически идентичны тем, что наблюдались год назад. Протесты, зачастую с применением насилия, против самодержавия королевской семьи Бахрейна продолжаются, в то время как мир Ф1 требует, чтобы обстановка нормализовалась, иначе...

За последний год правительство страны вложило немалые деньги для улучшения имиджа государства, чтобы убедить ведущие мировые СМИ в том, что ситуация полностью под контролем и проведению Гран-при в 2012 году совершенно ничего не угрожает. И до недавнего времени всё было хорошо.

Очень часто говорится, что не надо смешивать спорт и политику. Но это как раз пример того, как политики используют спорт для отстаивания своих собственных интересов, и тут уже начинается путаница. В Бахрейне, в отличие от гонок в других странах, правительство готово ради проведения Гран-при нарушать права человека. Если, скажем, было бы отменено Гран-при Китая из-за каких-то политических разногласий, то это не было бы катастрофичным.

Но в Бахрейне Гран-при имеет колоссальное значение. Это никогда не было ничем большим, чем великолепной рекламой королевству, но с тех пор как в 2011 году там начались беспорядки, было сделано много усилий, чтобы показать всему миру, что ситуация нормализовалась. Именно поэтому было потрачено немало сил и миллионов долларов в попытках убедить как можно большее количество людей в том, что гонка может пройти без каких-либо помех и неприятностей.

Там была проведена массивная кампания. Например, ESPN, получила огромное количество писем от людей, находящихся в "гуще событий", которые уверяли, что сообщения СМИ не соответствуют действительности, а в стране царит мир и порядок. Через какое-то время сходство между сообщениями становилось всё более и более значительным.

Берни Экклстоун предпочитает настойчиво поддерживать организаторов гонки в Бахрейне. Нет ничего плохого в том, что у него и у его коммерческих партнеров есть некоторые обязательства по защите Гран-при. Но очень часто кажется, что он пересекает линию между бизнесменом и неофициальным представителем власти. Экклстоун и ФИА - особенно Жан Тодт - должны четко осознавать, что происходит, прежде чем делать заявления по ситуации внутри королевства.

К сожалению, ожидания тех, кто считает, что Формула 1 и ФИА будут стоять на своем, крайне ошибочны. Это, в конце концов, организации, которые продолжали проведение гонок в пострадавшей от санкций Южной Африке спустя годы после того, как многие команды и спортивные организации отвернулись от режима апартеида (расового разделения "белых" и "черных" - Википедия). И когда, наконец, после Гран-при ЮАР 1985 было объявлено о прекращении гонок в ЮАР из-за режима, это не было каким-то проявлением проснувшейся совести, а произошло лишь потому, что спонсоры стали закрывать свои логотипы на машинах, опасаясь запятнать свою репутацию.

И вопрос о проведении Гран-при Бахрейна в 2012 году снова перетекает в финансовую плоскость. Если спонсоры решат продвигать свои бренды на фоне национальных волнений - гонке быть. Если страховщики решат, что будет слишком дорого покрыть многомиллионные расходы, или если политическое давление станет настолько серьезным, то всё, возможно, будет пересмотрено.

Martin Williamson - ESPNF1