6 мин.

Топ-10 стартовых «завалов»

Старт гонки всегда является сложным моментом даже для лучших гонщиков, а масса машин, входящих в первый поворот, вызывают настоящий хаос. Сайт espnf1.сom составил топ-10 стартовых "завалов" в Формуле 1.

 

"Гран-при Италии", 1978

С точки зреня количесвта машин, участвовавших в столкновении, авария 11 болидов является рекордом, но это привело к гибели Ронни Петерсона. Большая часть вины лежит на стартере, который потушил красные огни светофора еще до того, как все машины выстроились на стартовой решетке. В конце концов это привело к трагедии, когда пилоты вошли в шикану - Джеймс Хант был вынужден уходить от столкновения с Риккардо Патрезе и врезался в Ронни Петерсона, которого отбросило в барьеры. Еще восемь машин также столкнулись, но все медики были сосредоточены на Витторио Брамбилла, которого ударило в голову оторвавшимся колесом. Петерсона вытащили из машины, он лежал на треке с серьезными, но не опасными для жизни, травмами. Обоих пилотов доставили в госпиталь - Брамбилла был вскоре выписан, а у Петерсона после операции начались осложнения, и на следующий день он скончался.

 

"Гран-при Бельгии", 1998

Не одна, а две стартовых аварии случились на мокрой трассе в Спа. Первая произошла, когда Дэвид Култхард потерял контроль над своим McLaren, его развернуло на 90 градусов, и в него врезались другие машины, в результате чего гонка была приостановлена. При рестарте пелетон не досчитался четырех пилотов - трое остались без машин, а Рубенс Баррикелло получил травму. Когда они попытались стартовать во второй раз, Мику Хаккинена закрутило в первом повороте, и он зацепил Джони Херберта, а Култхард столкнулся с Вурцем, в результате чего на трассе появилась машина безопасности. Незабываемый день для Култхарда не закончился и на этом - когда Михаэль Шумахер был далеко впереди и попытался пройти его на круг, Култхард перекрестил траектории и выбил Шумахера. После этого багровый Шумахер пришел в гараж McLaren и стал кричать на Култхарда "ты пытался бл*ть убить меня", и пару пришлось разнимать механикам.

 

"Гран-при Монако", 1950

Доказательством того, что стартовая "свалка" не является чем-то новым в Формуле 1, является "завал" во второй гонке чемпионата мира Формулы 1. Нино Фарину, шедшего вторым, занесло на луже масла в повороте Tabac после маниакального старта. После этого еще восемь пилотов попали в аварию, и к концу второго круга осталось только 19 из стартовавших пилотов, и трек был залит топливом. Только Хуан-Мануэль Фанхио и Луиджи Виллорези избежали хаоса, но когда Фанхио подъехал снова ему замахали желтыми флагами. Фанхио лидировал в гонке и поднял руку вверх, предупреждая эхавших позади него гонщиков об опасности. Когда он подъехал к месту происшествия, то увидел, что трасса блокирована, и маршалы пытаются устранить "завал". Тогда он оттолкнул одну из попавших в аварию машин и поехал дальше. Аскари и Виллорези последовали за ним. но не смогли даже близко подобраться к Фанхио. Фанхио финишировал первым, опередив Аскари на целый круг.

 

"Гран-при Великобритании", 1973

Крупная авария с большим количеством машин, которое могло быть еще больше, если бы не хорошее мышление Джеки Стюарта. Гонка началась с аварии двух машин на стартовой решетке, когда Джеки Оливер "догнал" Ники Лауду, но превратилась в большую аварию после одного круга, в результате чего гонка была остановлена. Новичок Джоди Шектер вышел очень широко в траву, его развернуло и бросило в пит-уолл. Другим было некуда деваться, и они попали в аварию тоже. Лидеры узнали обо всем по желтым флагам, когда они заканчивали круг, и горе мусора у стены. Стюар великолепно сориентировался и вовремя затормозил, поднял руку вверх, дабы предупредить следовавших за ним. "Его молниеносная реакция, безусловно, спасла жизни", - отметил Эрик Даймок из Guardian. Большинство пилотов не пострадали, но вызволение из железного плена Brabham Андреа де Адамича заняло 40 минут, и он больше никогда не принимал участия в гонках. Наиболее пострадавшим был Surtees, который потерял все три своих машины. Рестарт состоялся через 100 минут, пелетон не досчитался девятерых пилотов из тех, кто стартовал.

 

"Гран-при Великобритании", 1976

Спустя три года вновь очередной сумасшедший старт. Огромная толпа посетила Брендс-Хэтч, чтобы посмотреть на Джеймса Ханта, но когда он попал в аварию в первом повороте, которая случилась, когда Клей Регаццони врезался в своего напарника по Ferrari Ники Лауду, его гонка казалась законченной. Когда мусор от, по крайней мере, полудесятка машин был убран, некоторые команды подготовили запасные машины для своих пилотов. Но стюарды сообщили, что замена машины не может состояться, если пилот не закончил первый круг, включая Ханта и других. Столкнувшись с разъяренной толпой, они вынуждены были отступить, Хант стартовал и победил. Но его радость была не последней, когда Ferrari обжаловала результаты гонки, и более чем через два месяца он был дисквалифицирован. и победителем объявили Лауду.

 

"Гран-при Германии", 2001

Доказательством того, что даже великие могут ошибаться, стали события в Хоккенхайме, когда чемпион мира Михаэль Шумахер испытывал проблемы с коробкой передач на самом старте, и Лучано Бурти был не в состоянии избежать столкновения с Ferrari. "Prost Бурти взлетел в воздух и приземлился между Arrows Бернольди и Ферстаппена", - сообщила Daily Mirror. Рестарт состоялся, но Шумахер остался смотреть гонку в качестве зрителя. Поклонники Шумахера подбадривали своего кумира, а Ральф одержал одну из своих шести побед в карьере.

 

"Гран-при Великобритании", 1986

Не так много машин столкнулось, но было много мусора в первом повороте после аварии Arrows Тьерри Бутсена, после которой он вылетел в барьеры, а многие, ехавшие позади, не смогли избежать осколков. День Жака Лафитта начался с его награждения за наибольшее количество проведенных Гран-при, а закончился в больнице в двумя сломанными ногами: из-за травм он закончил карьеру. Немного удачливее был Найджел Мэнселл, у которого отказала трансмиссия, и он радировал команде, что его гонка закончена. Рестарт позволил ему сесть в запасной автомобиль, на котором он выиграл, совершив подвиг, ведь Williams объявил ему, что готов, но механики забыли положить в машину бутылку с водой.

 

"Гран-при Канады", 1980

Алан Джонс и Нельсон Пике стартовали с первого ряда и вошли во второй поворот на трассе Нотр-Дам. Пара коснулась колесами друг друга, и Пике врезался в стену, "вызвав цепную реакцию, когда следующие за ним машины начали врезаться друг в друга", как написала Times. Берни Экклстоун, в то время менеджер Пике, кричал: "Джонс опирался на пике и толкнул его в стену". Шесть пилотов прыгнули в запасные машины, в то время как другим пришлось отдать свои машины старшим напарникам по команде. При рестарте Джонс опередил Пике только лишь для того, чтобы потом обратно выпустить вперед бразильца. Он уже был близок к победе, когда его двигатель сломался. И хотя Дидье Пирони первым пересек финишную черту, он был дисквалифицирован за фальстарт, и Джонс получил победу, а вместе с ней и титул чемпиона мира.

 

"Гран-при Аргентины", 1979

Восемь машин приняли участие в аварии на первом круге, когда Джон Уотсон и Джоди Шектер коснулись колесами и стали виновниками "завала". К счастью, никто не пострадал, и день, начавшийся хаосом, закончился фарсом. Хуан-Мануэль Фанхио слишком рано взмахнул клетчатым флагом шедшему пятым Ронни Петерсону вместо лидера гонки и победителя Марио Андретти.

 

"Гран-при Франции", 1989

Одна из наиболее впечатляющих аварий произошла на автодроме Поль Рикар с полетом March Маурисио Гугельмина после столкновения с Williams Тьерри Бутсена и "приземлением" на Ferrari Найджела Мэнселла. Опять же, несколько резервных машин были задействованы в гонке, и хотя Мэнселл получил травмы головы и шеи, он решил ехать, взял машину напарника Герхарда Бергера, начал с пит-лейн и пришел к финишу вторым.

 

Спасибо за внимание!