7 мин.

«Селтик». Наедине с собой. Почему из-за падения «Рейнджерс» сильнее страдают «кельты»

Прошел год с тех пор, как клубы шотландской Премьер-лиги практически единогласно столкнули великий «Глазго Рейнджерс» в четвертый дивизион. Формально они имели на это полное право – слишком вольно «джерс» вел финансовую деятельность. Вот только время показало, что решение принесло больше вреда, чем пользы. «Рейнджерс» оказался той отрубленной веткой, на которой во многом держалась вся шотландская лига.

 

«Кельты» без «рейнджеров»

В те самые дни, когда защищать «Рейнджерс» было дурным тоном, автор этого текста отдыхал на одном из европейских курортов. И каждый день ему попадался один и тот же рыжеволосый шотландец, чью ногу украшала татуировка в виде флага Шотландии, а торс – футболка с символикой «джерс». Каждый день разная. Нет, подумалось, эти парни просто так не сдадутся. Когда позже стало известно, что и на дне профессионального футбола посещаемость игр «Рейнджерс» переваливает за 40 тысяч, удивляться было нечему – «джерс» без Премьер-лиги точно не пропадет. А вот Премьер-лига без «джерс»?..

Противостояние «Селтика» и «Рейнджерс» долгое время было канатом, который удерживал шотландский футбол от падения в пропасть и позволял хоть как-то зарабатывать на телетрансляциях и билетах. Два самых титулованных клуба страны напоминали сиамских близнецов, которые вроде бы бранятся друг с другом, но не могут существовать раздельно. Неслучайно до недавнего времени у них был один на двоих титульный спонсор – пивоварня Tennent’s Lager.

С сезона 1890/91, когда впервые была определена лучшая команда Шотландии, «Селтик» и «Рейнджерс» выиграли почти сотню чемпионств. Глазговианское дерби, которое в последние сезоны случалось как минимум четыре раза, часто сводилось к неприкрытой бойне, поучаствовать в которой был не прочь и тренерский штаб. Но желание быть сильнее соседа хотя бы характером двигало как «Селтиком», так и «Рейнджерс», а всем остальным это позволяло греться в лучах «старой фирмы».

Оставшись без самого принципиального соперника, «Селтик» спокойно выиграл очередной чемпионат и взял Кубок Шотландии. В середине прошлого сезона у «кельтов» обнаружились проблемы в выездных матчах, а Нил Леннон настолько разнервничался, что подвергся дисквалификации за оскорбление капитана «Сент-Миррена». Но к финишу команда пришла с 16-очковым отрывом от «Мазервелла». И что самое удивительное: впервые за пять лет команда Леннона пробилась в плей-офф Лиги чемпионов, прихлопнув по дороге «Барселону».

Успех в Европе принес «Селтику» не только солидные призовые, но и головную боль. Виктор Ваньяма, одно из главных открытий сезона, после долгих раздумий все же перебрался в «Саутгемптон», «Норвич» прощупывал почву относительно возможного перехода вратаря Фрейзера Форстера на случай, если будет потерян Джон Радди. А бомбардира «Селтика» Гари Хупера, чей контракт истекает через год, видеть в своих рядах хочет не только «Норвич», но и «Куинз Парк Рейнджерс».

Вот только в списке претендентов на лидеров «Селтика» нет клубов из первой половины таблицы английской Премьер-лиги. И это как нельзя лучше (или хуже?) характеризует репутацию чемпионата Шотландии: брать игроков даже из самой сильной его команды, даже после удачного сезона сегодня большой риск.

 

Остановка сердца

Для клубов попроще расправа над «Рейнджерс» не принесла ничего, кроме морального удовлетворения. Надежды на то, что, убрав с дороги сильного конкурента, они смогут поровну разделить его шкуру и жить долго и счастливо, не оправдались. Точно так же как не оправдались ожидания, возложенные на созданную в 1998 году по образу и подобию соседской Премьер-лигу. Многие клубы имеют финансовые проблемы и выполняют на континенте роль массовки.

Никому кроме «Селтика» в прошлом сезоне не удалось добраться в еврокубках хотя бы до группового этапа. «Мазервелл» вчистую уступил проблемному «Панатинаикосу» в квалификации Лиги чемпионов, этажом ниже «Данди Юнайтед» сдался оставшемуся без главного тренера московскому «Динамо» – 0:5, а «Сент-Джонстон» не нашел аргументов в споре с «Эскишехирспором».

Меньше остальных повезло вылетевшему от «Ливерпуля» «Хартс», хотя отношение английских команд к Лиге Европы и является дискуссионным вопросом. «Сердца» – венец многоступенчатой спортивной империи литовского бизнесмена Владимира Романова. Одно время клуб реально претендовал на роль третьей силы в чемпионате Шотландии, вакантную, кажется, еще с тех пор, как тогда еще не сэр Алекс Фергюсон оставил «Абердин».

Начало эпохи Романова вышло оптимистичным: «сердца» финишировали на втором месте в чемпионате, прихватив к тому же Кубок Шотландии. Но разбавить компанию «Селтика» и «Рейнджерс» хотя бы еще раз «Хартс» так и не удалось. Иногда команда занимала «свое» третье место, но чаще ее засасывало турнирное болото. В прошедшем сезоне «сердца» и вовсе рухнули на десятое место, чего с ними не случалось на протяжении тридцати лет.

Экспрессивный Романов все это время менял тренеров как галстуки, участвовал в литовском варианте «Танцев со звездами» и объявлял войну всем – от журналистов, которых он называл «обезьянами», до «погрязших в коррупции» УЕФА и ФИФА. Параллельно росла задолженность клуба перед налоговыми органами и собственными футболистами. Когда ее размер превысил разумные пределы, Романов выразил желание расстаться с надоевшим активом и даже начал переговоры с организованной группой болельщиков о продаже своего пакета акций.

Крах финансовой империи Романова поставил на грань жизни и смерти и клуб. Введение в «Хартс» внешней администрации привело к пятнадцатиочковому штрафу, а также запрету на регистрацию новичков. В столь сложной ситуации «сердца» не нашли ничего лучше, чем попросить «Рейнджерс» об организации товарищеского матча для сбора средств в помощь своему клубу.

А ведь год назад, когда решалась судьба «джерс», «Хартс» не только не протянул команде из Глазго руку помощи, но и принял активное участие в ее свержении. «Рейнджеры» об этом не забыли и ответили на предложение эдинбургцев отказом – мол, план предсезонной подготовки расписан уже от и до, свободных мест в календаре нет. При этом им ничто не помешало добавить в список товарищеских матчей выступление на 120-летнем юбилее «Данди», которое должно состояться уже после официального старта сезона.

 

Высокая политика

Шотландский футбол сегодня – это большая политика, и «Рейнджерс» знает в ней толк. После высылки в низшую лигу профессионального футбола весь мир для клуба из Глазго разделился на две части: черную и белую. Черного оказалось больше настолько, что исполнительный директор клуба Чарльз Грин стал грозить переводом команды в английский чемпионат. Не потому что «джерс» скучно, а потому что клуб не устроили планы по реструктуризации дивизионов чемпионата Шотландии. Из существующих четырех дивизионов планировалось сделать три по схеме «12+12+18». По интересам «Рейнджерс» такой вариант вроде бы и не бил – они в любом случае оказывались бы в третьей лиге, но рекордсмены Шотландии по количеству чемпионств искали любую возможность насолить своим обидчикам.

Против модели «12+12+18» успели высказаться «Сент-Миррен» и «Росс Каунти», а еще десять неназванных клубов в мае официально уведомили руководство лиги о готовности выйти из числа участников чемпионата Шотландии. В итоге инициатива по сокращению количества дивизионов была спущена в утиль: вместо этого было предложено объединить Премьер-лигу и Футбольную лигу в единый организм. То есть в Шотландии готовы идти на любые изменения – что структурные, что организационные. И не совсем понимают, какие из них нужнее и важнее. 

Ярослав Кулемин

Кто поменял политику «Динамо»? Почему Гус Хиддинк ушел из «Анжи», и сможет ли Самуэль Это’О стать играющим тренером? Какие вопросы задает французский чемпионат? Who is mister Rene Meulensteen? Остановить поезд, не пропустить ни одного матча, выкопать могилы на поле - на что только не готовы пойти люди ради футбола. А вам слабо? Как поживает шотландская Премьер-лига без «Рейнджерс»? Кто они, герои Кубка Либертадорес? Что увидеть в Барселоне, кроме «Камп Ноу»? Все это и многое другое - в новом номере еженедельника «Футбол».

Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях: