6 мин.

Игра цвета. Как перекрашивали «Кардифф Сити»

Нынешний сезон наверняка вознесет в Премьер-лигу клуб «Кардифф Сити», впервые с 1962 года имеющий реальный шанс играть на одном уровне с лучшими клубами Англии. Для того чтобы достучаться до небес, валлийцам пришлось пойти наперекор традициям и сменить цвета и эмблему.

 

ЯВЛЕНИЕ ДРАКОНА

Представьте: вы привыкли смотреть на мир через красно-синие очки. Или через красно-белые. Или через красно-зеленые. Это не столь важно. Важно, что все, что вы видите, окрашено в одни и те же цвета. И вот однажды очки вам меняют на другие – более удобные, стильные, с качественной оправой. Только и линзы там другие, а мир выглядит как-то иначе. Непривычно.

Нечто подобное минувшим летом пережили фанаты «Кардифф Сити» – клуба, в одночасье сменившего владельца, эмблему и цвета. Первую попытку перекрасить «Кардифф» в начале века предпринял ливанский бизнесмен Сэм Хаммам, поражавший своими выходками еще во времена управления «Уимблдоном». По его задумке, клуб должен был именоваться «Кардифф Кельтс» и носить цвета валлийского флага.

Тогда это не получилось, но спустя 12 лет вторая попытка оказалась успешной. На момент покупки клуба малазийцем Винсентом Таном «Кардифф» находился на грани банкротства, а потому условия нового инвестора не встретили должного сопротивления. Основным цветом формы стал красный, а на клубную эмблему был помещен дракон. «Мы хотим показать, что клуб представляет столицу Уэльса и национальные интересы. Красный цвет является символом валлийской культуры, а также имеет особое значение в Азии, где символизирует процветание, силу и успех», – гласило официальное заявление на сайте «Кардиффа».

Красный дракон с середины прошлого века украшает флаг Уэльса. Его изображение также можно увидеть на деньгах. Сборная Уэльса по футболу носит прозвище «драконы». А первые упоминания символа встречаются еще в древних рукописях. При этом спортивные команды Кардиффа традиционно облачаются в синий цвет. Помимо футбольного клуба в столице Уэльса есть регбийный, который так и называется – «Кардифф Блюз».

Ребрендинг «ласточек» нарушил цветовую гармонию, царившую в валлийском футболе: там есть красный «Рексем», белый «Суонси», янтарный «Ньюпорт». Должен быть и «синий» клуб. «Кардифф» занимал эту нишу больше ста лет. Перемены вызвали ожесточенные споры в среде болельщиков, знавших, что выездной комплект формы «Суонси» в грядущем сезоне также будет красным.

Отдав часть прошлого, «Кардифф» обеспечил себе неплохое будущее. Тан пообещал инвестировать в клуб порядка 100 млн фунтов, часть которых должна пойти на модернизацию учебной базы и увеличение вместимости стадиона с 27 до 35 тысяч человек. Последнее кажется преждевременным шагом: заполняемость арены «Кардиффа» стабильно держится на одной и той же отметке – около 80 процентов от общего количества мест. Но Тан сморит в будущее – там его клуб стремительно набирает популярность в Британии и за ее пределами. 61-летний малазиец, чье состояние оценивается в 1,3 млрд долларов, хочет по максимуму использовать маркетинговые возможности в Азии.

 

В ПОГОНЕ ЗА МЕЧТОЙ

«Кардифф» рвется в Премьер-лигу на протяжении нескольких лет, но в последний момент ему всегда что-то мешает, и все заканчивается на стадии плей-офф. В этом сезоне удачно завершить погоню особенно важно: летом вступает в силу новый договор о продаже прав на прямые трансляции матчей АПЛ, согласно которому клубы получат 3 млрд фунтов за три года. Попасть в элиту теперь не только почетно, но и как никогда выгодно с материальной точки зрения. Тем более что у «Кардиффа» по-прежнему имеются долги. Только бывшему владельцу клуб задолжал 19,2 млн фунтов. В случае выхода клуба в Премьер-лигу сумма грозит увеличиться еще на 5 млн фунтов.

«Кардифф» начал сезон с семи побед в десяти матчах, до Нового года команда лишь раз теряла очки в родных стенах. В ее составе по-прежнему блистает полузащитник Питер Уиттингем, которого давно мечтают зафрахтовать клубы посильнее, а передняя линия получила усиление в лице вернувшегося домой Крейга Беллами. Все это еще больше путает фанатов, многие из которых никогда не видели свой клуб в элите, но знали, что их цвет – синий. А тут еще выяснилось, что сменой клубной раскраски ребрендинг может не ограничиться. Владелец «Кардифф Сити» задумал поменять название команды на «Кардифф Драгонс». И все бы ничего, но в столице Уэльса уже есть клуб с таким именем, и выступают за него геи. Так что продолжения эта история пока не получила.

 

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ

В истории британского футбола и раньше были клубы, решившиеся на «перекраску». Большинство грандов прошли этот этап еще на заре своей юности. Начинающие болельщики «Ливерпуля» наверняка удивятся, узнав, что первоначально их любимый клуб играл в сине-бело-голубых цветах, «одолженных» у соседнего «Эвертона». Клуб «Ньютон Хит», предшественник «Манчестер Юнайтед», выступал в желто-зеленой форме. Столетие спустя именно эти цвета стали символом противостояния с новыми владельцами клуба – американцами Глейзерами, получившими контроль над клубом в 2005 году.

Игроки лондонского «Арсенала» на протяжении тридцати первых лет существования клуба носили футболки цвета красной смородины. В память о тех временах в сезоне-2005/06 «канониры» вернули исторический оттенок на форму. Поиграть с тонами успели и в «Челси». Изначально лондонцы делали ставку на голубовато-зеленый цвет, имеющий специальное название – итон-синий. Позже его сменил другой синий – насыщенный, темный. Королевский. Поэтому, возможно, на постсоветском пространстве так любят называть «Челси» «аристократами». Но нигде, наверное, процесс не сопровождался такой болью, как в Уэльсе.

В фаншопе «Кардиффа» сегодня уживаются друг с другом красный и синий, на клубной эмблеме мирно соседствуют синяя птица и красный дракон, даже кресла на трибунах валлийского стадиона сохраняют привычную расцветку. Болельщикам с разными взглядами на ситуацию ужиться несколько сложнее. Современный футбол, в котором сильнее тот, у кого больше денег, ставит клубы перед сложным выбором: следовать традициям или поступаться принципами и хвататься за возможность выйти на новый уровень. Своя дилемма у фанатов. Проникновение азиатского капитала в европейский футбол будет только расти, будут возникать и другие спорные ситуации. «Кардифф» – лишь первая ласточка. Неслучайно ведь исконное прозвище клуба – «ласточки».

Ярослав Кулемин

Фото: Action Images

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях: