8 мин.

Анатомия игры: Восемь дней Андрея Талалаева в роли главного тренера ФК «Ростов»

 

СООТНОШЕНИЕ ИМЕНИ, ЦЕНЫ, КАЧЕСТВА

Готовность команд перед началом сезона все, и болельщики, и специалисты оценивают по-разному. Не только по результатам в товарищеских играх,  высказываниям в прессе тренеров и футболистов,  качеству игры, демонстрируемой на определенных этапах подготовки к сезону, но и по именам игроков, собранных в клубах. Видя, каким был  «Ростов» перед сезоном, а тем более после первой победной игры со «Спартаком» (4:0), можно было предположить, что его в этом году ждет безоблачное будущее. Едва ли не каждый футболист основного состава ростовчан — игрок своей национальной сборной, и если не первой, то молодежной уж точно. Радич, Адамов, Окоронкво, Калачев, Живанович, Блатняк, Гацкан, Иванов давно уже заслужили звания лидеров и системообразующих игроков. Но только вот системности и законченности в игре на первом этапе чемпионата мы не увидели. И, на мой взгляд, взгляд изнутри команды, это вина не только руководителей клуба и тренерско-медицинского штаба, но и самих футболистов, которые стеснялись предъявлять претензии друг другу и требовать от партнеров качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не только в игре, но и на тренировках. Условный класс и мастерство нивелировалось, особенно в матчах, где не хватало психологического настроя, и с командами, которые закрывались и действовали весь матч дисциплинированно («Волга» — 0:3, «Краснодар» — 1:3, «Кубань» — 1:2). Нежелание терпеть и преодолевать себя прослеживалось не у всех, но и этого хватало, чтобы хорошие по качеству игры чередовались с откровенно провальными. Но кубковая игра с «Динамо» (1:0), матч с «Амкаром» (3:0) и ЦСКА (1:2), проведенные на разных этапах и с разными тренерами, лишний раз показали достаточно высокий уровень мастерства футболистов, их умение играть разнопланово. И, самое главное, способность терпеть и выжимать максимум при должном настрое и самоотдаче. Ну и, конечно, четкое выполнение стратегического плана на конкретную игру.

ШАНС ИЛИ ПОЧЕТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Ни в коем случае не критикуя предшественников и последователей, скажу, что получил возможность возглавить команду на две выездные игры с «Томью» и «Спартаком» (по решению нового руководства) в течение восьми дней — два четырехдневных игровых цикла. Именно столько времени у меня было на то, чтобы попытаться объединить разношерстных исполнителей одной игровой идеей, которая сама по себе была проста до безобразия — набор очков невзирая ни на что. А между тем, перед глазами вставала довольно  интересная картинка. Первое — громкие имена плюс амбиции всех — и клубного руководства, и футболистов, и моего тренерского штаба. Второе — третье место с конца в таблице и наибольшее количество  пропущенных мячей. Третье — три поражения подряд, десять пропущенных мячей и соответствующее психологическое состояние игроков. Четвертое — энтузиазм молодежи, получившей игровую практику в последних матчах (Маляка, Кулеша, Байрамян) и сдержанный пессимизм опытных футболистов, недоумевающих по поводу чередования блестящих фрагментов игры (первые тридцать минут с «Краснодаром») с ужасными провалами (двадцать пять минут второго тайма с тем же «Краснодаром» и двадцать минут с «Рубином»). Пятое — удручающее функциональное состояние (по оценкам медицинского штаба) и обилие травмированных (Иванов, Радич, Буссаиди, Янков, Кириченко, Лейсал), к которым после игры в Томске добавился Салата, при двух дисквалифицированных (Окоронкво и Чеснаускис). Шестое — огромное желание изменить ситуацию у всех  и загоревшиеся глаза, даже с какой-то по-хорошему игровой злостью, после первого же собрания, на котором все вышесказанное было мною озвучено прямо, без обиняков, с произнесением фамилий и иллюстрацией записями фрагментов матчей.

ПЕРВАЯ ИГРА — «ТОМЬ»

План подготовки к игре с «Томью» был прост. Распределить игровые функции в обороне на всю команду, а не только на номинальных защитников и опорных центральных полузащитников, и выбрать футболистов, способных физически и тактически выполнить это на поле. Ну и прокатать основные групповые и командные перестроения за две тренировки, да еще и не перегрузив игроков. В этом плане пять лет, проведенные мною в юношеской сборной, сослужили хорошую службу. Там тоже за короткие сроки необходимо было объяснить ребятам и прокатать в тренировке все основные аспекты игры: действия в атаке (позиционной и быстрой), в обороне и переход из атаки в оборону и обратно. Здесь успели прокатать только оборону (пока определяли, кто будет левым защитником - Хохлов со сломанным носом, играющий в маске, или Живанович) и стандарты у наших ворот, где четко были определены задачи каждого.

В атаке мы сделали ставку на скорость и сильные стороны опытных игроков. В частности способность Адамова принять мяч любой сложности, особенно стоя спиной к воротам, скоростной дриблинг фланговых игроков Блатняка, Чеснаускиса, Калачева  и Григорьева, дальние удары Маляка, Гацкана и Блатняка, умение Ребко и Калачева быстро и точно доставить мяч в любую точку. Этого, кстати, особенно не хватало в обоих поединках. Проанализировав умение «Томи» играть на открытом пространстве, решили максимально приблизить линию отбора к своим воротам и терпеть до 60 — 70 минуты до выхода свежих Чеснаускиса и Григорьева. Зная активность крайних защитников «Томи» в домашних матчах, мы, тем не менее, откровенно рассчитывали на фланговое преимущество в концовке встречи, поскольку все команды по календарю проводили четвертую игру подряд в короткий микроцикл, и усталость игроков обороны томичей должна была непременно сказаться. Но удаление и пенальти, реализованный Канунниковым, изменили наши планы.

После 0:1, играя вдесятером, мы решили рискнуть. Прошу прощения за некоторые тонкости, которые, может быть, и не всегда видны с трибуна или тем более по телевизору. Перейдя на схему 1+4+3+2, мы оставили впереди двух нападающих Григорьева и Адамова. Гацкан же, при игре в обороне закрывавший позицию Окоронкво, получил задание при наших атаках выдавливать Маляку вперед к воротам соперника. Именно так он и отдал две голевые передачи. Молодой же Васильев и Чеснаускис должны были успеть вторым темпом в атаку, а в обороне — с тем же Малякой закрывать всю ширину атаки соперника. К слову, этот же прием сработал и в игре со «Спартаком» после того, как мы пропустили два мяча. Именно поэтому мнение о вторичности тактических перестроений на высоком уровне считаю неверным. Тактика — психология — самоотдача всех футболистов и, конечно, мастерство исполнителей, работают и в детских школах, и в Лиге чемпионов.

Поблагодарив ребят за первое столь дорогое очко в Премьер-лиге (особенно если вспомнить потерю ряда ведущих игроков), я со своими помощниками уже в самолете задумался о предстоящей встрече со «Спартаком».

 

ВТОРАЯ ИГРА —  «СПАРТАК»

Просмотр игры «Локомотив» — «Спартак» не порадовал. Подопечные Валерия Карпина при достаточно хорошей игре железнодорожников добились внушительного преимущества в счете, но главное — показали идеальную дисциплину и, наверное, самый быстрый переход из обороны в атаку из всех виденных мною в матчах «Спартака» в этом сезоне.  Причем стало заметно взаимопонимание не только у атакующей тройки игроков, но и у Комбарова  с крайними защитниками, которые научились очень грамотно и быстро заполнять все свободные зоны в момент контратак соперника. В день прилета первым делом провели восстановительные мероприятия и принялись считать «раны». К ранее травмированным футболистам добавились Живанович (он все-таки вышел на поле, но после двух обезболивающих уколов) и Ребко (в день игры со «Спартаком» у него поднялась температура). Поэтому мы вынуждены были привлечь  еще молодежь из дубля — Харламова, Васильева и Миронника, которые все  два дня подготовки к матчу работали в общей группе.

Моделируя на тренировке игру со «Спартаком», мы акцентировали внимание наших игроков не только на быстрых прорывах Веллитона и Дзюбы,  но и на активном прессинге Жано в любой из зон поля, насколько, конечно, это возможно сделать за два неполных дня. На футболистов, похожих на них антропометрически и по выполняемым функциям, были надеты жилетки другого цвета, и во всех технико-тактических моделях, которые мы успели прокатать, они исполняли роль условного противника. И, кажется, игроки поняли и почувствовали, как им надо действовать, и были готовы к этому. Поэтому отсутствие в стартовом составе Дзюбы стало неприятным сюрпризом. А появление его во втором тайме, да еще практически на позиции крайнего нападающего, спутало нам все карты и позволило спартаковцам забить два мяча за короткий отрезок времени. И если в Томске для противодействия нападающим соперника  достаточно было опускать в разрыв между крайним левым защитником (Живановичем) и центральным защитником одного из опорных хавбеков (Маляку или Гацкана), то в Москве это было намного сложнее, поскольку  игра «Спартака» в линии  атаки отличалась большей активностью и разнообразием. К примеру, Комбаров в начале второго тайма был переведен на другой фланг и стал чаще доставлять мяч в штрафную площадь верхом, где свежий Дзюба просто продавливал Хохлова, уставшего от четкой и дисциплинированной опеки в первом тайме Жано  Не рискнув (может быть и зря) выпустить на поле вместо него Миронника, впервые попавшего в заявку на матч основы, мы отправили на помощь Васильева, который должен был помочь закрыть фланг и, обладая хорошо поставленным ударом,  успевать поддерживать атаку. Ну а резкий и техничный Байрамян должен был начинать и разгонять наши атаки именно из этой зоны, оторвав, тем самым, правый фланг атаки «Спартака» от наших ворот. Сравняв за десять минут до конца игры счет, наши игроки попытались, и этот запал был виден в их глазах, забить и победный мяч, но, зная их функциональное состояние, верилось в такую возможность, конечно, с трудом. Пропустив третий мяч, опять-таки после доставки его с фланга и удара головой из пределов вратарской  Комбарова, пришлось признать, что игра на выходах — главный бич всех российских вратарей. И молодого, талантливого Антона Коченкова в частности, хотя мы еще в марте обращали его внимание на этот компонент игры.

 

И в заключение хотелось бы сказать вот о чем. Мы часто сетуем  на нежелание наших футболистов полностью выкладываться на поле. И это касается не только ростовских, но и практически всех  российских игроков. Большая доля правды в этом, конечно есть. Однако, думаю, при четкой постановке задач, умелой подготовке, настрое, нормальных человеческих отношениях, своевременном финансировании, оптимальном использовании сильных качеств игроков можно добиваться побед и получать удовольствие от результативной игры и запредельной самоотдачи.

Материал из  еженедельника "Футбол" №32

не забывайте присоединяться к блогу

Конференция Петра Каменченко

Конференция Ярослава Кулемина

официальная группа Вконтакте

официальная группа Facebook