8 мин.

Самара готовится к первому матчу на новом стадионе. Спойлер: пока все плохо

01

 

1. Дата и время матча.

Дату матча-открытия 28 апреля (или тестовый матч на бюрократическом языке) объявили несколько месяцев назад. Но со стопроцентной уверенностью сообщили об этом только 19 апреля. До этого всегда звучала формулировка «предварительная дата». Еще во время последнего домашнего матча 15 апреля «Крыльев» с «Енисеем» диктор на стадионе говорил: «Точная дата матча открытия будет объявлена позднее». Вероятность переноса матча на следующую домашнюю игру 6 мая была очень высока - со сроками строительства стадиона сильно опаздывали и опаздывают. Но тогда бы на «Самара-Арене» еще сложнее было провести три тестовых матча, как того требует ФИФА. Потому что «Крылья» заканчивают сезон, и осталось два домашних матча: как раз 28 апреля и 6 мая. На третью игру по-прежнему что-то надо придумывать.

Время начала матча — 18:00. Если кто забыл — суббота 28 апреля рабочий день. Календарь российских праздников опубликовали еще в январе. Забота о болельщиках во всем.

02

2. Продажа билетов.

19 апреля на официальном сайте «Крыльев» объявили о дате начала продаж билетов — 23 апреля. На первую тестовую игру стадион должны заполнить на треть — 15.000 мест. Для российских менеджеров и администраторов футбольных клубов пора устраивать мастер-класс по организации продаж билетов. Это реально загадка, как можно сделать столько ошибок при организации не самого сложного процесса. Ростов, привет! Самара с вами.

- В интернете.

Все просто - ее не было. Хотя на матчи «КС» это давно уже отлаженный процесс. Сложно было загрузить план-схему нового стадиона в программу продажи билетов?

- В оффлайне.

Билеты продавались в пяти билетных кассах ТЦ города, в фан-шопе «Крыльев» и в кассах старого стадиона «Металлург». В ТЦ и фан-шопе продажа должна была начаться в 10:00, на стадионе — в 11:00. Напомню, что 23 апреля это понедельник, рабочий день.

Те кто хотел купить билеты в первых рядах, приехали к открытию касс в ТЦ. Но обломались: ни в одном из пяти не начали продавать в 10:00. Причина - «Не работает программа», и кассиры не знали когда она заработает. Горячая линия сразу же повисла.

В фан-шопе программа работала, но на одного кассира была сотня желающих купить билеты. Сложно было дополнительно поставить 3-4 ноутбука и посадить за них кассиров? К тому же территориально магазин находится ближе всего к центру города и офисному кластеру, где работают тысячи людей. Соответственно большинство людей поехали бы за билетами именно в фан-шоп. Не нужно быть прогнозистом от бога, чтобы это понять.

В соцсетях сразу же зашумели: «фотографии очереди, которая двигалась со скоростью 20 человек в час», «жалобы на кассы в ТЦ, которые не работают».

03

 

04

На стадионе продавать билеты начали вовремя и программа не зависала, но работало только две кассы. Через полчаса открылась третья. Вы серьезно? Начало продаж билетов на первый матч на новом стадионе и у вас работает три кассы? Посадить десять человек за кассы это 10.000 рублей. Может это дорого для клуба? "Не ожидали ажиотажа" - скажут в администрации. Они видимо не слышали что даже на «Мордовию» в ПФЛ все билеты раскупили в первый день.

Итог: кассы в ТЦ — начали работать с 11-12:00 вместо обещанных 10:00. В фан-шопе работал один компьютер и люди стояли в очереди по два-три часа. В кассах стадиона продажа началась вовремя, но опять же три кассы и полуторачасовые очереди. На улице в этот день было +5 градусов.

05

- Перекупщики.

За неделю до начала продаж в неофициальных пабликах появилась информация о четырех билетах в одни руки, потом инфа поменялась на два билета. На официальном сайте «Крыльев» об этом вообще ничего не говорили.

В кассах сначала продавали только по два билета в одни руки. И люди в очереди стали обреченно сообщать друзьям по телефону, что билеты им не достанутся. Кто-то просил быстрее подъехать, пока очередь не подошла. Через полчаса с начала продаж от касс уже отходили с тремя билетами. А через час и по пять билетов в одни руки спокойно продавали. Билеты продавали без паспортов.

Сейчас на А**то 7 разных аккаунтов продают билеты от 500-1500 рублей, при цене билетов в 200-300 рублей. Судя по другим объявлениям этих пользователей они перепродают билеты и на другие футбольные матчи в России. Только один человек новичок в этой теме: помимо билетов продает телевизор, гараж и сдает квартиру посуточно.

Первый же матч — и руководство облажалось с перекупщиками. Попробует ли полиция наказать их за перепродажу билетов, чтобы на следующий матч не было соблазна? Думаю что нет. Хотя работы на два часа — договариваемся о покупке билета, выезжаем, снимаем на камеру, надеваем наручники.

05

 

06

 

- Другие города области.

Новый стадион это событие для Самары, и для других городов области. Тольяттинцы не будут приезжать на рядовые матчи «Крыльев» в ФНЛ (надеюсь что все же РФПЛ), но открытие стадиона это другое дело. Хотя почему нет, если бы маркетинг клуба об этом думал, то «Крылья» могли быть не просто городской командой, но и областной.

В Тольятти (700.000 жителей) продавали билеты в одном месте — касса в ТЦ, которая также не начала продажу вовремя. О других городах области никто даже и не вспомнил — Сызрань (170.000 человек), Новокуйбышевск (100.000), Чапаевск (70.000).

3. Дизайн

Дизайн и почему он важен футбольному чиновнику из провинции так же сложно понять как представить что когда-нибудь уйдет система откатов при трансферах. «Ааа дизайн, есть у нас толковый парнишка, двоюродный племянник нашего пресс-атташе. В компьютерах вообще мозг, сидит за ним сутками, что-то рисует. Хорошо получается, ярко, красочно».

Билеты напечатаны на стандартных бланках, как и на другие матчи ФНЛ. На лицевой стороне написано что матч пройдет на «Самара-Арене», но сзади билета — логотип и схема «Металлурга» - «И так сойдет» в действии. Такой билет не будет ценным экземпляром у коллекционеров, разве только из-за ошибки.

07
08
09

4. Трамвай

Чтобы доставлять болельщиков на стадион, в дни тестовых матчей и во время ЧМ будет работать скоростной трамвай — за 4 часа до и 3 часа после матча. В день матча «КС» - «Факел» трамваи будут ходить с 14:00 и до 23:00. Но главный прикол в том, что 13 других маршрутов в эти часы ходить не будут. Потому что мешают своей медлительностью скоростному трамваю, у которого только пять остановок за 16 км. пути.

Это требование ФИФА — добираться на стадион от ж/д вокзала не более 40 минут. И это возможно единственный метод: углубляться в развитие общественного транспорта и говорить про выделенные полосы для автобусов здесь не буду. Просто представьте себе эмоции обычных горожан, которые уже страдали 22 апреля во время обкатки скоростного трамвая, еще пострадают три раза во время тестовых матчей. А потом 6 раз во время матчей ЧМ. Привлекут ли такие действия новых болельщиков на стадион? Нет. Повысят лояльность простых жителей к клубу? Тоже нет. Останется ли наследие в виде скоростного трамвая после ЧМ? И даже здесь нет.

Создали видимость хорошего транспорта для иностранных болельщиков - «Смотрите, у нас есть скоростной трамвай. Не хуже чем в ваших европах». Может лучше реконструировать систему общественного транспорта, чтобы она осталась после ЧМ для города? А зачем — пустим на 6 дней скоростной трамвай для иностранцев, а самарцы пусть дальше страдают в старых трамваях и маршрутках.

Официально это тестовый матч, а не матч-открытие. Но неважно как вы его назовете — для болельщиков он будет первым на новом стадионе. И если некоторые ошибки допускаются, но полностью обосраться — это уже слишком. А мы еще даже не были на стадионе. Боюсь, что менеджмент клуба ничего не будет менять и во время следующего матча: «И так все билеты раскупили за пять часов, зачем заморачиваться».

10

 

Фото: официальный сайт "Крыльев Советов", соцсети: telegram, vk,