4 мин.

Уроки футбола. Развивать сильное или подтягивать слабое?

Всем любителям поиграть в футбол посвящается.

Читать книги бывших футболистов и тренеров полезно и интересно. Не имеет значения, отечественных или зарубежных. Например, на меня пока наибольшее впечатление произвели две книги: «Вечная тайна футбола» Якушина и «Я — Златан» Ибрагимовича. И неважно, кстати, когда у авторов этих книг происходил активный период их футбольной деятельности. Есть в футболе вещи, которые не меняются и не изменятся наверное никогда. И вот об одной такой вещи далее и пойдёт речь.

Отрывок из книги Михаила Якушина «Вечная тайна футбола»:

Часто дебатируется вопрос: что в первую очередь должен делать тренер – развивать сильные качества игрока или подтягивать слабые? Не раз убеждался в том, что основное внимание надо уделять совершенствованию сильных сторон, ибо, если сосредоточишься на подтягивании слабых, футболист может превратиться в обычного середняка. Не надо, однако, мои слова понимать буквально. Совершенствуя хорошие качества, по возможности нужно добиваться и того, чтобы игрок осваивал новое, как бы приобретал дополнительное умение, что даст ему возможность действовать более разнообразно. Но нельзя перегибать палку.

Когда я тренировал сборную СССР, в ней выступал московский динамовец Геннадий Еврюжихин, игрок самобытный, быстрый, с неплохим ударом. Его игра была проста – он убегал с мячом от соперников и бил по воротам порой из самых неожиданных положений, причем мяч после его ударов часто по каким-то немыслимым траекториям влетал в ворота. В детстве и юношестве его никто квалифицированно футболу не учил, а в команду мастеров Еврюжихин попал из студенческого коллектива. И хотя техника владения мячом у него была невысокой, редкие природные данные, прежде всего высокая скорость, позволили ему стать вровень с лучшими игроками страны.

Когда Еврюжихин уезжал из сборной в свой клуб, я обязательно вручал ему записку со своего рода домашним заданием. В ней я, в частности, указывал: «Гена! Тебе как можно чаще надо практиковаться в дриблинге и обводке, осваивать финты, учиться хорошо контролировать мяч». Словом, я постоянно настаивал на том, чтобы он совершенствовал свои лучшие индивидуальные качества.

Парень умный и самолюбивый, Еврюжихин нередко переживал, когда слышал критические замечания в свой адрес, что он-де умеет только быстро бегать и непонятные голы забивать. Не знаю уж, по своей инициативе или под влиянием тренера клуба, но начал Еврюжихин увлекаться игрой в пас, что в общем-то было явно не его делом, а главный свои козырь – скоростные прорывы – как бы отодвинул на второй план. Роковая ошибка! В конце своей футбольной карьеры он хотя и стал играть разнообразнее, но из оригинального и грозного форварда превратился в обычного среднего футболиста.

Конечно от обстоятельств многое зависит, по себе могу сказать. Как-то раз я понял, что левой ногой играю не столь активно, как надо бы. Несмотря на то, что я правша, было очевидно, что замыкать передачи справа правой ногой не то что неудобно, но и с технической стороны ещё и неправильно. Приходилось больше внимания уделять работе с левой ногой.

А когда я в своё время чрезмерно увлёкся ударом пяткой, обнаружилось что у меня большой пробел в замыкании передач «щёчкой», за что не раз был сильно критикован товарищами по команде. Так что к отработке навыков действительно нужно подходить с головой.

 

Уроки футбола. Предисловие

Урок первый. Удар носком (пыром)

Урок второй. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)

Урок третий. Спортивные травмы или моя история лечения

Урок четвёртый. Если ты защитник

Урок пятый. Нормы ГТО и Слава Метревели

Урок шестой. Игра головой

Урок седьмой. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое

Урок восьмой. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот

Урок девятый. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот

Урок десятый. Остановка мяча

Урок одиннадцатый. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов

Урок двенадцатый. О заразительных пятках

Урок тринадцатый. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе

Урок четырнадцатый. Ведение мяча и финты

Урок пятнадцатый. Удары с подрезкой мяча

Урок шестнадцатый. «Предпочитаю неважно отыграть 89 минут и забить гол, чем прекрасно действовать все 90 и не отличиться»

Урок семнадцатый. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем

Урок восемнадцатый. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева

Урок девятнадцатый. Удар с полулёта

Урок двадцатый. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто

Урок двадцать первый. Черчесов, Денисов, Якушин...

Урок двадцать второй. Удар «Рабона»

Урок двадцать третий. Мы продолжаем. Отработка штрафных и угловых ударов

Урок двадцать четвёртый. Удар скорпиона. А какой самый крутой любительский гол видели вы?

Урок двадцать пятый. Я - тренер

Урок двадцать шестой. Как я считал ТТД и почему это нужно делать вручную

Урок двадцать седьмой. О роскоши. История Златана

Урок двадцать восьмой. О ван Гале и футбольной философии

Урок двадцать девятый. О микроклимате

Урок тридцатый. О роли личности в команде

Урок тридцать первый. Век живи — век учись

Урок тридцать второй. Ещё об игре головой

Урок тридцать третий. О взаимопонимании

Урок тридцать четвёртый. Обязательно ли быть вратарю большим?

Урок тридцать пятый. История про Бышовца или о базовых навыках

Урок тридцать шестой. Уйти или остаться?

 

WWW.WEBMAZA.RU