3 мин.

Пара слов о рейтингах

Пока Барак Обама получал Нобелевскую премию, Василий Уткин вызывал на словесную дуэль автора передачи «Человек и Закон», Вячеслав Фетисов искал свои коньки, а король-лич Артас приготовился взгреть игроков в World of Warcraft, авторитетное издание Autosport подвело итоги опроса гонщиков о том, какой пилот – лучший из лучших. Несмотря на то, что опрос этот по-своему уникален, он, в сущности, ничего не значит.

Да, я понимаю, что мнение самих гонщиков – это очень важно, но основные проблемы рейтингов, складывающихся из коллективного мнения, – обезличенность и временной фактор. Пусть спрашивали у самих гонщиков, пусть они составляли список из десяти лучших – но это значит, что результаты опроса могут не совпадать с мнениями многих из них. Вдруг у Стирлинга Мосса, Джеки Стюарта, Дэймона Хилла и какого-нибудь Алекса Йонга отличные первые места? В рейтинге, основанном на подсчете голосов и очков, мы этого не узнаем, поскольку на выходе получается какой-то усредненный, усеченный и компромиссный вариант.

К тому же, как можно судить о крутизне пилотов, выступавших в разное время? Кто лучше: Фанхио или Прост? Вы уверены? 50 лет назад были совсем другие машины, трассы, люди, обстановка. Автоспорт – не статичен, он развивается. И поэтому мы никогда не узнаем, был бы, скажем, Сенна так же хорош в сравнении с Нуволари в 20-х – 30-х годах, или наоборот, сумел бы Тацио дотянуться до Айртона в конце 80-х. И не стоит забывать, про форму и таланты гонщиков на разных стадиях их карьеры.

К тому же, что такое «лучший» или «величайший»? Какой смысл вкладывали гонщики в составление списка самых-самых? Кто-то мог посчитать по статистическим показателям, кто-то мог внутренне больше полагаться на след того или иного спортсмена в истории. Особенно это касается молодых гонщиков – никто из них не видел гонки Мосса или Тринтиньяна вживую, не управлял теми болидами, на которых выступали англичанин и француз. Вот и получается, что в итоге в список попали статистически успешные современные гонщики и харизматичные герои прошлых лет.

А есть еще одна деталь. Как бы вы составили свой рейтинг? Наверняка, он потребовал бы много времени и раздумий. Собрать десятку лучших пилотов за 60 лет и расставить их по рангу и значимости – задача не из простых. У опрашиваемых не было времени посидеть за чашечкой кофе и тщательно все обдумать. Поэтому в их списках часто появлялись фамилии «на слуху» или список составлялся, отчасти, исходя из личных симпатий. В общем, рейтинг Autosport, несмотря на его глобальность – очень и очень недостоверный. Знаю, что многие тут же подумают, что какого-то моего любимца обделили, но это не так. Как болельщику Сенны мне приятно, что бразильца признали лучшим. Но только как болельщику. А если абстрагироваться от пристрастий, то я не могу, например, сказать, чем Айртон был лучше Алена Проста. То есть, могу, конечно, но тут же привести и кучу причин, почему уже Прост лучше Сенны.

Глядя на рейтинг могу объяснить лишь то, почему Шумахер оказался в рейтинге ниже бразильца: его прегрешения в Аделаиде и Хересе, нежелание выступать в одной команде с сильным напарником, все эти командные ордеры и прочие проделки не позволили многим вывести немца на первое место. К тому же, не исключено, многим кажется, что Сенна хотел стать именно лучшим гонщиком (почему тот и не боялся оказаться в одной команде с другим лучшим гонщиком своей эпохи), в то время как Шумахер больше хотел стать самым успешным пилотом «Формулы-1». Почувствуйте, как говорится, разницу.

В общем, коллективные рейтинги – это ерунда. Куда лучше рейтинг субъективный, с полной оценкой каждого гонщика, чтобы можно было подумать, порассуждать, поспорить или согласиться с автором. В этом плане куда интереснее послушать россказни, например, Питера Уиндзора (пусть, например, мне и не нравятся его возвеличивания некоторых пилотов). Но самым большим Мастером в этом деле был Роб Уокер – некогда владелец собственной конюшни в «Формуле-1», а также редактор журнала Road and Track. Он писал потрясающие статьи и заметки – легкие, где-то ироничные, но что самое главное, его рейтинги не обижали чувства болельщиков.

Так что лучше не читайте рейтинг Autosport. Почитайте Уокера, а еще лучше – напишите свой, дайте полную оценку и характеристику пилотам, а потом поделитесь своим мнением с друзьями.

Моя статья из пятничного выпуска Ф1-МОМК.