5 мин.

Парад носов

С разницей всего в несколько минут «Феррари» и «Форс-Индия» представили публике болиды F2012 и VJM05. Правда, обкатать новинку смогли только в Сильверстоуне – Пол ди Реста первым в пелотоне проехал установочный круг на машине образца 2012 года, – в то время как пилотам Скудерии снег в Маранелло шептал только о поездке на новеньких джипах.

Похоже, прогнозы Гэри Андерсона, Крэйга Скарборо, Джорджио Пиолы и многих других технарей относительно стремления команд преодолеть навязанные ФИА правила в области носового обтекателя путем выпиливания и вырубания в конструкции машин ступенек, оправдываются. В отличие от «Макларена», не спешившего и в прошлом сезоне использовать максимально разрешенную высоту болида в области перед передней перегородкой монокока, большинство других конюшен, напротив, стремилось задрать нос машины как можно выше – чтобы запустить под него как можно больше воздуха.

Теперь же, после изменений в правилах, требующих снижения максимальной высоты носовых обтекателей, многим волей-неволей пришлось делать горбинки на носу автомобилей. Однако если «Катерхэм» и «Форс-Индия» постарались хоть как-то сгладить переход, то в Скудерии будто использовали для этих целей конструктор Lego – настолько резкой выглядит ступенька.

Впрочем, «носы» новых автомобилей – далеко не главная характеристика, влияющая на скорость техники, скорее, просто визитная карточка сезона-2012 (кстати, по меткому замечанию одного из фанатов «Формулы-1», этот год – не время для привлечения новых болельщиков). Ожидается, что нечто подобное все мы увидим через несколько дней и на других новинках, в том числе, на «Ред Булл» RB8. Будем привыкать.

«Феррари»

Несмотря на то, что ступенчатые обтекатели – тренд сезона-2012, нос F2012 даже в этом свете выглядит несколько странно. Со стороны горбинка кажется слабо проработанной – например, у «Катерхэма» переход в области передней перегородки монокока не такой резкий, да и наросты по бокам предполагают более удачное распределения воздушного потока (хотя их функция не только в распределении потока). Возникает ощущение, что «Феррари» или сильно хитрит (и к первой гонке этот узел окажется несколько иной конструкции), или команда не смогла извлечь выгоду из изменений в правилах.

Другой интересный момент – конструкторы не стали по максимуму использовать свободное место в районе ступеньки по бокам обтекателя и приподнимать элементы крепления подвески (это очевидное решение для подвески с толкателями). Вместо этого подвеска F2012 обзавелась тягами и сместилась вниз – чтобы снизить центр тяжести, но аэродинамическая выгода от такого решения может оказаться незначительной.

Как обычно, нет смысла обращать внимание на антикрылья – они наверняка изменятся к первой гонке, зато по сравнению с прошлой моделью изменился внешний вид боковых понтонов и защитного кожуха моторного отсека. Воздухозаборники по бокам стали меньше, но для эффективного охлаждения двигателя в районе дуги безопасности появилось еще одно отверстие. У меня, правда, есть некоторые сомнения в том, что канал от него ведет именно к двигателю (а не к диффузору), но по студийным снимкам на самом деле многое не скажешь.

Задняя часть F2012 компактна – это тоже тренд года, поскольку все команды стремятся улучшить аэродинамику машины и направить к диффузору больше воздуха, чтобы повысить прижимную силу автомобиля, – зато выделяются выхлопные трубы.

В отличие от «Макларена», Скудерия не постеснялась сразу внедрить в конструкцию радикальный вариант с выхлопом, направленным на плавнички тормозных дисков. В идеале это повысит прижимную силу в области задних колес, но есть трудности. Во-первых, сила струи воздушного потока должна быть очень сильной, чтобы тот не распылялся, – для этого потребуются тонкие и длинные выхлопные трубы, но такое решение опасно с точки зрения надежности техники. Во-вторых, выхлопной поток должен сглаживаться в тот момент, когда пилот нажимает на педаль газа.

В общем, если инженеры «Феррари» сумеют справиться с техническими трудностями, честь им и хвала.

В целом, заметно, что Скудерия действительно выбрала агрессивный подход во время разработки F2012, но его эффективность мы сможем оценить только в середине марта.

«Форс-Индия»

Примерно в одно время с видеопрезентацией «Феррари», в английском Сильверстоуне Пол ди Реста и Нико Хюлькенберг стянули покрывало с нового болида «Форс-Индии» VJM05 и показали миру очередной плоский нос. Счет стал 3:1 в пользу крокодилов-утконосов – на сегодняшний день «Макларен» остается единственным представителем с традиционным обтекателем.

Заметное отличие этого элемента от других машин – наличие телекамер прямо на кончике обтекателя, из-за чего конструкция тут же получила название «молотоголовой». Предполагается, что камеры в данном случае играют роль дополнительной плоскости, помогающей лучше распределять воздушный поток.

Решение хоть и выглядит необычным, однако оно не новое для «Формулы-1», например, «Ред Булл» уже работал в том же направлении, хотя и не выдвигал камеры так далеко к краю автомобиля.

Дуга безопасности у болида превратилась в традиционную, а боковые понтоны стали напоминать прошлогоднюю конструкцию «Торо Россо» – внизу они загибаются таким образом, чтобы направлять воздушный поток к задней части VJM05. Кстати, задок настолько узкий, что на некоторых фотографиях без особых трудностей можно разглядеть отверстие для стартера.

Что касается выхлопных труб, то, как и у «Макларена», они направляют поток на заднее антикрыло.

В целом, новый болид выглядит хорошо проработанным – видно, что команда добилась заметного прогресса с прошлого сезона. Отсюда и амбициозные задачи – попасть в пятерку лучших команд чемпионата.