5 мин.

Глубокое погружение: Гран-при Бразилии

Несмотря на то, что заключительная гонка сезона-2011 прошла на сухой трассе, влияние погоды на выступление в Интерлагосе оказалось значительным.

Синоптики прогнозировали дожди в течение всех трех дней уик-энда, и хотя осадки так и не пошли, ожидавшие ненастную погоду команды частично изменили настройки машин и гоночные стратегии. В наши дни стандартизированности и усредненности дождевые настройки не так сильно отличаются от сухих, как в прошлые годы, однако команды все же должны были повысить уровень прижимной силы болидов, поменяв угол атаки антикрыльев, а также пересмотреть настройки подвески и соотношение передаточных чисел коробки передач.

Но осадки, которые так ждала «Формула-1», не пошли. И это значило, что небольшой крен в сторону дождевых настроек должен был отразиться на поведении машин. Более значительная нагрузка на покрышки привела к их сильному износу и раннему пузырению – вот почему уже в районе 12 круга некоторые пилоты начали жаловаться по радио на то, что их резина начинает «уходить», хотя расчеты «Пирелли» перед гонкой показывали, что даже мягкий тип шин способен продержаться в Интерлагосе до 25 кругов.

Необычный выбор Баттона

С первых же метров гонки оба пилота «Ред Булл» уверенно ушли в отрыв, а вот стартовавший третьим Дженсон Баттон начал заметно отставать. Надо признаться, со стороны это выглядело странно, однако позже британец признался, что «софт», на котором он начал гонку, совершенно не подходил настройкам его машины. «Макларен» был слишком чувствительным, и Дженсон никак не мог выжать из него 100 процентов скорости. В конце концов, износ стал столь серьезным, что Баттон уже не мог сдерживать наседавшего Фернандо Алонсо, пропустил испанца вперед, а на 15 круге первым из группы лидеров отправился в боксы за новой резиной. Второй отрезок британец прошел практически вровень с соперником, но скорости не хватало для того, чтобы приблизиться на расстояние атаки.

На третий отрезок Дженсон выбрал «медиум», и на более жестких шинах гонщику стало комфортнее, а полностью ситуация изменилась в заключительной части гонки, когда и «Феррари» пришлось переводить Фернандо на средний комплект шин. Мы помним, какие проблемы испытывает красный болид с более жесткими составами, и в Бразилии ничего не поменялось – на каждом круге последнего стинта испанец проигрывал сопернику по секунде или больше. Обгон был делом практически решенным – и на 62 круге Баттон выбрался на третью позицию.

Театр одного актера

Смог бы Себастьян Феттель выиграть Гран-при Бразилии, пусть и с перегревавшейся коробкой передач? – Это интересный вопрос, на который нет уверенного ответа.

Если посмотреть на сухие цифры, которые предоставляет ФИА после каждой гонки, то есть, на данные официального хронометража, то мы увидим, что по-настоящему медленно немец ехал только на 30-м круге – то есть, тогда, когда пропускал напарника вперед. И хотя после этого Марк Уэббер большинство кругов проезжал быстрее на 0,1 – 0,5 секунды, можно предположить, что если бы Феттель уперся рогом, он бы смог удержать напарника позади.

Но так хорошо рассуждать, уже зная, как закончилась гонка. Во-первых, Марк в заключительной части заезда, несмотря на несколько быстрых кругов, ехал в щадящем режиме, и мы никогда не узнаем, сколько еще десятых смог бы снимать австралиец на каждом круге, если бы ему потребовалось атаковать напарника. Возможно, никакого сражения и не получилось бы.

Во-вторых, Феттель, которого команда пугала проблемами практически с начала заезда, на 30-м круге вряд ли знал, чем все закончится. Возможно, считая, что он все равно не доберется до финиша, немец хотел сделать красивый жест (ненавистники Феттеля имеют противоположное мнение), поэтому первым обратился к команде с заявлением, что пропустит Марка. Для красоты картины гонщику еще следовало вскинуть руку, как делали в золотые годы практически все спортсмены, сталкивавшиеся с неустранимыми техническими трудностями, но для входа в первый поворот, все же, требуется рулить обеими руками, так что обошлось без дополнительных представлений.

Как болельщику, мне бы хотелось увидеть настоящую битву за первое место, а не тихий пропуск более быстрого вперед, но при этом я далек от мысли, что случившееся стало лицемерием. По крайней мере, это не хуже, чем театрализованное представление битого с небитым и последующие после финиша возгласы Кристиана Хорнера о том, насколько хорош Феттель, который до последнего боролся на неисправной машине с более быстрым напарником.

Два или три?

Из-за опасения, что пойдет дождь, все пилоты начали заезд на мягких шинах – и мы не увидели большого разнообразия в гоночных стратегиях. Однако по ходу Гран-при пелотон все же разделился на две группы: кто-то выбрал стратегию двух остановок, а кто-то – трех.

Например, в «Феррари» двум пилотам тактику разделили. Алонсо, сражавшийся с Баттоном, до последнего оттягивал переход на «медиум», и потому шел на четыре отрезка, а вот дистанция для Массы была поделена на три части, причем заключительная, на среднем комплекте шин, началась на 9 кругов раньше, чем у напарника. Фелипе терял много времени на каждом отрезке, и даже меньшее число пит-стопов не помогло бразильцу отыграть время – пит-лейн в Интерлагосе короткий, и меньшее число остановок не давало большой выгоды.

Разумеется, многое зависело и от характеристик машины. Например, «Зауберы» вполне неплохо себя чувствовали на мягких шинах в течение 20-ти кругов, а вот у «Лотус-Рено» износ шин был куда серьезнее, и команда правильно вела Виталия Петрова по тактике трех пит-стопов.

В целом, эта стратегия была выгоднее, что доказал Адриан Сутиль, спокойно отыгравший время, затраченное на дополнительный пит-стоп и опередивший в итоге Нико Росберга, но россиянину повезло меньше. После второй остановки он застрял за Альгерсуари, который шел на тактике двух остановок, и хоть темп Виталия был выше, обогнать испанца было сложно – «Торо Россо», как и «Лотус-Рено», очень быстра на прямых. Единственное, за счет чего можно было обогнать испанца – дождаться его ошибки. Но Хайме не позволял себе расслабиться.

В итоге Петров прошел Альгерсуари во время заключительной волны пит-стопов. Гонщик «Лотус-Рено» заехал за «медиумом» на 45 круге, в то время как соперник отметился в боксах тремя кругами позже. Фактор свежей резины позволил Петрову выйти вперед, однако финишировал он только 10-м. Если бы не потерянное время за «Торо Россо» в середине гонки, он мог бы посоперничать с ди Рестой и Кобаяси.

Ход гонки