12 мин.

Фелипе Масса: «Уверен, что смогу бороться за поулы и победы»

Прошлый сезон Фелипе закончил неважно, но бразилец настроен доказать, что заслуживает большего, чем быть вторым пилотом «Феррари». В этом интервью он говорит о разочарованиях в 2010 году и о надеждах в наступающем чемпионате.

- В этом году вернется KERS, так что конструкция автомобилей изменится. Это как-нибудь повлияло на твою физическую подготовку, и как ты намерен разобраться с этими изменениями?

– Да, конечно, в сравнении с сезоном-2010 KERS – это главное изменение. Мы уже использовали эту систему в 2009-м, и в том году каждый килограмм был очень важен. При этом, в 2009 году вес имел большее значение, чем сейчас. Тогда в начале сезона мы достигли установленного весового лимита, так что каждый килограмм был невероятно важен.

К счастью, кажется, я самый легкий из гонщиков «Формулы-1». Но даже если это и не так, то один из самых легких. Так что мне не нужно прекращать есть, или начать больше тренироваться… И мне не нужны тренировки с фокусом на увеличение мышечной массы. В общем, все нормально, я аккуратно подхожу к этому делу. Конечно, я хочу скинуть чуть-чуть, но не так много, как более тяжелые гонщики. Им приходится работать больше, чем мне.

- Можешь ли ты немного рассказать о прошедшем чемпионате? После Германии в плане мотивации у тебя возникли серьезные трудности. Можешь рассказать, что это значит для гонщика, насколько важна уверенность в том, что за тобой стоит команда, и как все это повлияло на тебя?

– Не думаю, что после Гран-при Германии моя мотивация сильно изменилась. Полагаю, все знают, что, начиная с первой гонки, сезон складывался непросто – проблемы начались не после Германии. Как я уже говорил, трудности возникали на протяжении всего сезона. Особенно с шинами, и больше в квалификации, чем в гонке. Это был самый серьезный вопрос, самая главная проблема. Во многом из-за того, что после 2009 года изменились шины, особенно передние.

Из-за моего гоночного стиля было сложно заставить работать переднюю резину. Это самая главная проблема с автомобилем. Она привела к тому, что из машины было трудно выжать максимум. С самим же пилотажем у меня полный порядок. Так что после Германии мало что изменилось – трудности были по ходу всего сезона. Сейчас же ситуация полностью другая. Автомобиль в этом году стал иным, в нем многое поменялось, к тому же мне с первых тестов понравились шины «Пирелли». Конечно, я проверял их на старой машине, и на болиде образца 2011 года они могут себя вести иначе, но в любом случае, первое же впечатление от этих покрышек у меня осталось хорошим. Так что, думаю, это хороший знак перед новым сезоном, я отлично настроен, у меня очень высокая мотивация.

- На руле болида много кнопок, а после появления KERS и регулируемого заднего антикрыла их станет еще больше. Не много ли их? Не кажется ли, что «Формула-1», пытаясь повысить число обгонов, стала слишком навороченной? Другой вопрос касается регулируемого заднего антикрыла: когда ты впереди, то не сможешь использовать его для защиты позиции, в то время как догоняющий сможет. Что ты обо всем этом думаешь?

– Ну да, верно, руль станет выполнять еще больше функций, и также верно, что при этом нам еще нужно управлять автомобилем. Но, разумеется, мы справимся. Тем не менее, знаете, все это не очень здорово – когда ты на трассе, то постоянно должен нажимать сразу на три-четыре кнопки. А еще после того, как появился KERS, нужно быть особенно внимательным, ведь мы используем эту систему не на каком-то одном участке трассы, а в трех разных местах. Кроме того, эту систему нужно еще и отключать, иначе ты все потеряешь. Наконец, заднее антикрыло станет регулируемым – для всех нас это новинка.

В общем, в автомобиле много всего – ну, там, тормоза, кнопки, всякая всячина, которая регулируется на руле для изменения настроек машины, даже во время прохождения круга. Так что, конечно, много всего. С точки зрения гонщика, это небольшой перебор, но так сложилось, и нам нужно быстро научиться правильно нажимать все эти кнопки… Над рулем для нового автомобиля мы работаем с середины прошлого года, ну, знаете, пытаемся удобно расположить кнопки, чтобы процесс шел почти на автомате. Поскольку в противном случае ты начинаешь терять время на то, чтобы нажать одну кнопку, и это совсем не то, что тебе нужно.

Возможно, для гонщиков все это не слишком здорово, но мы ведь знаем, что такое «Формула-1» – количество кнопок все время увеличивается, появляется больше систем. И теперь еще появится новое заднее антикрыло, ситуация с которым прояснилась не на 100 процентов. Да, во время тренировок и квалификации все будут в равных условиях – используй его где хочешь, но в гонке все будет иначе. Мы еще не знаем точно, когда именно можно будет активировать систему. Представьте, например, что вы едете впереди, а за вами следует сразу три болида. На прямой вы не можете использовать антикрыло для защиты позиции, и это может привести к тому, что вы будете ехать, скажем, на 10-15 км/час медленнее соперников. В результате вас обгоняют три автомобиля, вы скатываетесь с первого места на четвертое, а на следующем круге, когда вы собираетесь активировать систему, ее включают и все остальные.

Так что мы пока точно не знаем, как все будет. Будем приезжать на трассы, а там уже подумаем. Когда я говорю «мы», то имею в виду гонщиков, а также ФИА, ведь система совершенно новая, и хочется, чтобы она была идеальной. Надеюсь, она будет работать, как надо. Иначе идея окажется не слишком хорошей.

- Как тебе кажется, предстоящий сезон действительно будет очень важным в плане твоей дальнейшей карьеры в «Феррари»?

– Нет. Я считаю, что каждый год ты начинаешь с нуля. При этом давление всегда очень высокое, независимо от того, побеждаешь ты, или нет. В «Феррари», начиная с моего первого сезона в команде, всегда было так. Так что мне кажется, что самое главное – это результат. Ты выступаешь не просто так, а ради достижения результатов. Для меня это самое главное. Важно выложиться на все 100 процентов.

И если ты в итоге выиграешь чемпионат, то это случится не из-за того, как ты пилотировал болид, а из-за многих других факторов. Знаете, в чемпионате будет 20 Гран-при, и мы понимаем, что даже одна единственная гонка может стать решающей, что может потребоваться всего одно очко. Так что, в любом случае, мы начинаем с нуля, и я уверен, что смогу попасть в группу лидеров и бороться за поулы и победы.

- KERS «Феррари» в 2009-м был довольно хорошим, и эта система использовалась на протяжении всего сезона. «Рено» же использовала ее не всегда. Как ты считаешь, у тебя больше опыта в сравнении с Фернандо Алонсо в использовании KERS, и может ли это стать для тебя преимуществом? И второй вопрос: ты опять перечислил трудности, с которыми столкнулся в прошлом году; как ты думаешь, если бы в 2010-м ты был более нацеленным, хладнокровным и мотивированным, то добился бы более высоких результатов?

– Конечно нет. Ситуация бы не изменилась, ведь у меня была высокая мотивация. Как уже говорилось, по ходу сезона у меня было несколько проблем и некоторые вещи складывались не так, как надо. Что касается KERS, то не думаю, что эта система станет в новинку для Фернандо, ведь в 2009 году он тоже ее использовал. Да, он был в другой команде, но что касается умения работать с этой системой, то, полагаю, у них было нечто похожее.

Пусть он реже использовал KERS в гонках, но если ты хотя бы несколько раз работал с ним на Гран-при, то уже знаешь, каково это. Так что не думаю, что для него это будет новинкой. Я тоже работал с KERS половину чемпионата, а после – нет, но, думаю, еще помню, как правильно с ним работать.

- Не легче ли было гоняться вместе с Михаэлем Шумахером и Кими Райкконеном в сравнении с Фернандо Алонсо? И как бы вы сопоставили трех ваших напарников по «Феррари»?

– Да, было чуть проще, поскольку шины работали так, как мне нравится. Дело определенно не в пилотах. Если сравнивать Михаэля с Кими и Фернандо, то они все отличные, конкурентоспособные, опытные гонщики… Но в любом случае, в этом плане ничего не поменялось, вся разница только в том, что в 2010 году за рулем болида я чувствовал себя некомфортно. Это и есть главная трудность.

- Ты говорил об определенных проблемах с шинами. Что было сделано с автомобилем образца 2011 года, чтобы сместить распределение веса вперед?

– Было многое сделано, и у нас хорошие возможности развивать автомобиль. Нельзя сказать, что все совсем просто, поскольку с известным (двойным) диффузором у болидов было намного больше прижимной силы. Теперь же, убрав этот элемент из конструкции болида, мы серьезно потеряли в прижимной силе. Но при работе над автомобилем есть много возможностей восстановить некоторое ее количество. Возможно, полностью вернуться к прежнему уровню не получится, но можно многое восстановить…

Скажем, развивая новый автомобиль, вы сможете поработать над машиной за счет распределения веса, прижимной силы. Кроме того, в этом году появится KERS, над которым тоже можно поработать. И как вы понимаете, есть еще и проект нового автомобиля. И мы знаем, что и как будет меняться от одного года к другому. Так что работа по развитию новой машины, на которой также будут и новые шины, идет.

До совершенства предстоит довести многие вещи, и конечно это будет нелегко. Но пока новый болид не прошел ни одного круга, точно мы ничего не знаем. Тем не менее, идеи, применявшиеся при создании этой машины, скажем так, кажутся удачными и техническому персоналу, и конструкторам, и гонщикам.

- Фелипе, если в Бахрейне не будет дождя, а также его не будет на тестах в Испании, то появится шанс, что шины «Пирелли» для дождевой погоды будут впервые опробованы в Австралии и Малайзии. Что ты думаешь об этом?

– Честно говоря, думаю, во время тестов дожди будут. Учитывая то, какая в Европе бывает зима, думаю, что хотя бы один день трасса будет влажной. Уверен, что в Бахрейне дождя не будет, но в любом случае, «Пирелли» – крупная компания, которая наверняка знает, как сделать шины для сухой погоды, и для дождевой. Кроме того, не будут же они привозить совершенно новые неопробованные шины в середине гонки или в середине тестов.

Сейчас, полагаю, они уже провели несколько испытаний шин на влажной трассе, с ними работают опытные гонщики, которые могут подсказать, насколько хорошо работают или не работают покрышки, пусть тесты и проводятся на старом болиде «Тойоты». Возможно, в дождь поведение «Пирелли» будет отличаться от «Бриджстоуна». Возможно, будет небольшая разница. Но не думаю, что все изменится настолько, что будет выглядеть странным, или что пилотировать болид будет совсем невозможно. Полагаю, что «Пирелли» сделают дождевую резину такой, какой она и должна быть.

- Я подумал о Хоккенхайме, о том, что произошло. Теперь ведь командная тактика разрешена. Хочется узнать твое мнение об этой ситуации в целом, независимо от того, что произошло между тобой и Фернандо. Действительно ли командные приказы полезны, или их нужно запретить?

– Думаю, что важно полностью все прояснить. Необходимо с уважением относиться к правилам. Но при этом мы – команда. Сезон-2010 я провел не так, как хотелось, и, в конце концов, это самое важное. Что касается правил, то правила – это правила. Теперь мы точно знаем, как они работают, и об этом нужно подумать.

Как известно, есть два чемпионата – личный зачет пилотов и Кубок конструкторов. Я – гонщик, и хочу выиграть оба чемпионата: для команды и для себя. Так что намерен сделать все возможное, чтобы выигрывать как можно больше гонок по ходу всего сезона.

- Что стало причиной твоих проблем с шинами в прошлом году? Из-за чего возникли эти трудности?

– В общем, в… Между 2009 и 2010 годами в «Бриджстоуне» серьезно изменили передние покрышки, они значительно сократили их сцепление с трассой. В итоге передок машины потерял примерно 30 процентов механического сцепления. Из-за моего стиля пилотажа мне больше нравится, когда у передка больше сцепления, понимаете? Даже когда при этом появляется легкая избыточная поворачиваемость, это не так плохо. В общем, главное – чтобы передок был в порядке. Особенно в конце торможений и при входе в повороты. В 2010-м мне пришлось серьезно помучиться, поскольку передней части машины не хватало сцепления.

Кроме того, в прошлом году шины были слишком жесткими. Как много мы видели гонок, в которых парни долго использовали мягкую резину? 85-90 процентов дистанции на мягких покрышках? Это же не правильно. Шины были слишком жесткими, а передок машины слишком слабым. Это главные проблемы…

Уверен, что передние покрышки «Пирелли» лучше держат сцепление в сравнении с «Бриджстоуном». Не так важно, какие шины быстрее с точки зрения времени на круге. Важно то, как себя с ними чувствует гонщик.

Не думаю, что в плане пилотажа «Бриджстоун» и «Пирелли» сильно различаются, ведь с 2002 по 2009 годы японские покрышки были более удобными, сцепление передка автомобиля было сильнее. У «Пирелли» сильные передние шины, так что они более или менее похожи на прежние покрышки «Бриджстоуна». Но, так или иначе, сейчас итальянская резина мне нравится больше.

- Фелипе, ты и Фернандо говорили, что Михаэль все еще силен. Разве ты не думаешь, что с возрастом вы становитесь медленнее?

– Не знаю. В настоящий момент мне 29, так что трудно что-либо сказать по этому поводу. Может быть, вам известно больше, чем мне?

- Ответ: да!

– Ну, хорошо… Возможно, лет через десять я смогу дать более четкий комментарий по этому поводу.

- Михаэль Шумахер провел непростой сезон. Ты хорошо с ним знаком. Что ты скажешь?

– Я по-прежнему считаю, что он потрясающий гонщик, я верю в это. Прошлый чемпионат оказался для него трудным, и когда такой гонщик, как он, который выиграл семь чемпионатов мира, проводит непростой сезон, то для вас, парни, это намного важнее, чем, скажем, для нас.

- Что ты можешь сказать об изменениях в команде, ведь у вас произошла реорганизация коллектива, в стратегическом отделе случились некоторые перемены. В своем интервью Стефано Доменикали дал понять, что, возможно, и в твоей гоночной бригаде кое-что изменилось. Я говорю о техническом персонале, твоих инженерах.

– Ничего не произошло, не было никакой надобности менять что-либо в моей команде, так что в конце прошлого сезона я был уверен, что моя гоночная бригада останется прежней. Что касается перемен в организации конюшни, в плане стратегии и других вещах, то там будут некоторые изменения. И я действительно надеюсь, что все перемены будут положительными, в том числе и в плане выбора стратегий на гонки. Как мы видели, в одной гонке мы сделали не то, что было нужно.

Так что, надеюсь, изменения принесут пользу. Я не слишком хорошо знаком с Пэтом Фраем, ведь он работает с нами только с прошлого года, но он очень опытен, и я уверен, что он знает, что нужно делать. Кроме того, к нам перешел парень из «Ред Булл». Да, прежде мы с ним не работали, но я надеюсь, что он поможет нам в плане стратегии. Но помимо этого, повторяю, мы должны много работать над автомобилем. Нам нужен хороший болид. А также надо разобраться со всеми вопросами в области стратегии, чтобы быть впереди соперников.