9 мин.

«Энергия зла становится физически ощутимой, перестаешь ощущать удовольствие». Монолог Черданцева о жизни и работе современного комментатора

Георгий Черданцев стал гостем ютуб-канала Sports Интервью, Александр Аксенов много говорил с ним и о жизни в целом, но в диалог постоянно возвращался к деталям профессии.

Чем нынешние комментаторы отличаются от предыдущего поколения, что изменилось в манере работы, как критика проникает и отравляет жизнь – Черданцев высказался обо всем этом. Мы выбрали его главные мысли о работе в футболе.

***

Говорят, мне больше не нравится комментировать футбол – отчасти да. Косяки прилипают ко мне, потому что делаю нелюбимое дело. Зачем все это? Я сам бы хотел разобраться. Это какой-то переходный период.

Комментирование – это не профессия, это ремесло, которое выделяет тебя среди других. Ведь чтобы комментировать, нужно это уметь делать, как что-то выпиливать лобзиком или рисовать. Отточить какие-то навыки. В моем случае профессия – телевизионный работник. Таких людей, которые умеют делать в этой профессии то, что умею делать я – мало.

Честно, я не могу просто сказать: «Спасибо, до свидания, разбирайтесь сами». Нужно делать работу, потому что ее достаточно много, а людей, которые могут её выполнить, просто элементарно не хватает. Надо оставаться в обойме так или иначе: хочешь ты этого или не хочешь. 

Другой вопрос – когда ты прокомментировал больше тысячи матчей. Просто с ума сойти. Причем эти матчи в основном были очень энергозатратными. То есть это не какой-то там третий дивизион. Это требует, во-первых, огромной энергетической отдачи, а, во-вторых, обратного притока негативной энергии.

Ты можешь не читать всего того, что пишут в интернете, но это есть. До тебя как-то долетает. В какой-то момент вся эта энергия зла становится физически ощутимой. И ты перестаешь просто получать удовольствие. А зачем погружаться в это болото? В этом ремесле я достиг всего. Четыре главных финала отработал: чемпионата мира, чемпионата Европы, Лиги Чемпионов, Кубка УЕФА – что еще надо?

***

Профессия сильно изменилась за последние 10 лет. Я не очень комфортно себя чувствую в том амплуа, которое нужно в этой профессии. И я думаю, она будет дальше уходить от того, как мы учились работать, как мы работали и почему стали известными. 

Сейчас, как мне кажется, комментатор превращается в часть интершума. Просто потому что смотрение футбола очень сильно изменилось, ведь футбол на самом деле смотрят единицы. Например, специалисты – тогда ты работаешь узкопрофильно в нише для этих специалистов, что само по себе не очень интересно. Для этого необязательно работать в эфире, можно просто быть аналитиком в клубе.

Либо ты работаешь на аудиторию, которая тебя не слышит. Потому что ни один зритель, который пишет комментарий, не смотрит ни передачу, ни другие эфиры. Они ничего не смотрят. Они видят лицо, у них быстро возникает ассоциация: «Ага! Это «Дно тв», сейчас я быстро напишу». В суть дела уже никто не вникает. В том потоке информации, в котором мы живем, очень сложно жить даже человеку, который старается выплыть. Волной все накрывает. Нет времени вникать в детали. И футбол смотрят так же. Ты параллельно сидишь в телефоне, здесь у тебя работает телевизор, там – ютуб. Комментатор заорал, ты повернулся.

Комментатор превращается в того, кем он и был на самом деле в свое время. Просто голос, который сопровождает игру. Мы, когда начали, вкладывали в это нечто большее. По понятным причинам. Потому что в советских традициях комментирования этого не было, и мы оказались на сломе. Когда свои футбольные аналитики еще не выросли.

На английском телевидении есть классика: комментатор play-by-play и эксперт, бывший футболист. Больше никто ничего не придумал. Но, когда мы начали в 90-е, у нас не было вторых комментаторов из числа бывших футболистов. Никто не хотел идти на зарплату «НТВ-плюс» после своих даже небольших зарплат в футболе. Нам пришлось выкручиваться. Быть одновременно теми людьми, которые гоняют мяч, и теми, кто добавляет эмоциональную составляющую, а еще и аналитиком по ходу матча.

Сейчас такой задачи нет, потому что телевидение развивается. Аналитика просто не нужна. Во-первых, никто не слышит. Во-вторых, для этого есть другие форматы и другие программы. Мне хочется побыть аналитиком и обсудить детали, которые во время репортажа отвлекают – это интереснее, чем называть фамилии игроков: «Мяч у Пети, мяч у Васи». Зритель и так видит, у кого мяч.

Хочется извлечь из этого что-то большее.

*** 

Мы переходим к другой составляющей – эмоции. Без эмоций спорта просто не может быть. Футбол без этого не может существовать. Если ты комментируешь это как «баю-баюшки-баю», тогда это «Спокойной ночи». Но как только начинаешь эмоционально реагировать на события, пишут: «Чего он орет? Заткните ему рот. Он орет как визгливая баба». Получается, орать не надо и аналитика никуда не годится.

Раньше было проще. Нас было мало, люди привыкли, наверное, про себя считали: «Ну раз они там сидят, значит про футбол что-то понимают». Футбольное сообщество сделало нам такое послабление, позволяя становиться в некоторых ситуациях больше, чем ты есть. А сейчас есть действительно много бывших и действующих тренеров, футболистов, которые могут что-то интересное рассказать, а ты просто превращаешься в комментатора электронной игры EA Sports с нарезкой заготовленных фраз.  

Комментирование – это часть моей работы, и она не обязательная. Я могу вообще не комментировать! Я и так работаю на матчах раз в неделю. Чтобы не допускать ошибок, оговорок и не называть условного Кругового Кругловым, это должно от языка отскакивать. Чтобы быть переводчиком, надо постоянно слушать иностранную речь, говорить. Даже чтобы на русском хорошо говорить, надо делать это целыми днями. Если будешь молчать, не сможешь нормально высказывать свое мнение. В комментировании так же. Для того, чтобы не допускать ошибок, надо вариться в этом 24 часа в сутки, но у меня много других интересных вещей, которыми хочется заниматься. Например, книги писать, снимать фильмы, делать программы.

Еще раз хочу сказать: это не значит, что я закончил все, но это тоже часть телевизионной работы. На мой взгляд, телевидение очень сильно меняется в худшую сторону. Но телетрансляция – все равно ядро, вокруг которого все крутится. На любом канале.

А на телевидении я еще многому хочу научиться. 

*** 

Все говорят, что я перестал к матчам готовиться, а в чем именно я перестал готовиться? Когда перепутал футболиста? Это все мелочи, придирки. Нет, конечно, в плане матчасти за инфополем не угнаться.

Нужно быть в материале 99 часов из 99, иначе неизбежны какие-то косяки и оговорки. Поэтому, да, потихоньку получается, что из профессии я выхожу. 

У меня был когда-то период, когда я прокомментировал подряд 10 или 11 матчей «Миалана». Понятно, что про «Милан» я знал больше, чем тренер. С одной стороны, это хорошо. Ты в материале, летаешь, всех знаешь, тебе не надо готовиться. Знаешь даже, сколько у кого шипов на бутсах. С другой стороны, а что тебе рассказать в пятом репортаже? Начинаешь повторяться.

Футбол – не такая вариативная игра, в течение недели или даже месяца в клубе настолько мало нового происходит. Ты просто выдыхаешься. Болельщик все и так знает лучше меня. Я с ним не буду соревноваться, но зато я дам то, что никто не даст другой. Я дам эмоции и гарантирую, что вы не уйдете от экрана телевизора, даже если матч будет средней паршивости. А особенно если это Лига Чемпионов или какой-нибудь финал Кубка России.

Это как Кирк Хэммет, моя любимая группа «Металлика»! Если зайдешь в комментарии любого ролика этой группы, там половина о том, что Ларс Ульрих – херовый барабанщик, Хэммет – плохой гитарист, а Бертон был лучше Трухильо. Но Кирк Хэммет крут не тем, что он не ошибается в соло. Он много ошибается. Реально играет мимо нот, все гитаристы это прекрасно знают. Но у Кирка Хэммета харизма, на нем строится все то, во что люди втыкают на протяжении десятилетий.

Да, я могу ошибиться. Наверное, в матчасти я уже никуда не гожусь по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Но я зато могу дать репортажу то, что не может дать кто-то из коллег, кто полностью погружен в материал. Ну и что!? Любой человек может прочитать про любого игрока в интернете. Какая разница, что я тебе про Кепу скажу!? Ты сам ткнешь, про Кепу прочтешь. Не в этом смысл.

Сейчас от репортажа требуется вообще другое. Главная составляющая – эмоции. По сути, ты превращаешься в человека конферансье. Информационная составляющая репортажа свелась к нулю. Да это вообще не так важно. 

Раньше, когда не было интернета, мое умение что-то прочесть на итальянском языке добавляло в репортаж то, чего не мог дать Владимир Никитович Маслаченко. Он не читал по-итальянски, но при этом оставался великим комментатором. Он ни одной фамилии не знал, всех путал. Но всем было вообще было все равно.

Маслак – это Маслак! Никитич не готовился к матчам. Он у меня спрашивал, приходил и говорил: «Жор, прочитай». Единственный человек, который называл меня всю жизнь Жорой. Я ему говорил: «Владимир Никитович, я коротко – Юра». В ответ: «Жор, давай, что там пишут про Италию?» Все! Потому что это Маслак.

Я вовсе не Маслак, но хочу сказать, что даже 20 лет назад для него матчасть не была главной составляющей репортажа. Некоторые на этом выезжают, сыплют фактами и все про всех знают. Я тогда просто выключаю звук, потому что мне это не очень интересно слушать. Какое отношение к происходящему имеет информация о том, кто перешел в каком-то году из клуба «А» в клуб «Б»? Самое крутое –  футбол, удар по мячу, крики, эмоции, кружку бросил, вскочил, побежал. Это главное! Ты сегодня живешь, в эту секунду, этим репортажем. Да срать на этого Кепу, да плевать! Если ты фанат этой команды, ты зайдешь на сайт и всë про нее прочитаешь – в каком году Кепа родился, почему он Кепа или не Кепа, баск или не баск. Это вообще вторично! 

Понятно, что если ты вообще не в материале, это режет уши. Но я, к счастью, до такой степени падения не дошел.

***

Смотрите интервью Георгия Черданцева на ютубе Sports Интервью целиком:

Агентство United: размещайте рекламу у топовых спортивных блогеров, создавайте новые шоу и делайте спецпроекты с яркими селебрити

Фото: youtube.com/Sports Интервью; кадры программ «Матч ТВ»