10 мин.

«Красава» протестил, насколько Гильерме русский (вполне!): сдал экзамен на «копейке», справился с «Почтой России», оделся на рынке за 3000 рублей

За диктант – четверка. Гиля не знает, как пишется «паровоз».

Пожалуй, самый русский бразилец – Гильерме – стал героем нового выпуска «КраСавы». Жека Савин провел для кипера «Локомотива» несколько тестов на русскость и обсудил с ним «Локомотив», сборную России и быт в нашей стране.

Ниже – самое главное.

Вождение: «копейка», взятки на дорогах и опасность в Бразилии (у него отбирали машину с пистолетом)

Гильерме уверенно чувствует себя за рулем легендарной «копейки». Хотя, конечно, в гонке с партнерами на «Мерседесах» у него шансов не было.

Зато Гиля без проблем сдал экзамен по вождению – только раз чуть заглох. Оказалось, «копейка» для него – легкотня по сравнению с «Фольксвагеном Жуком», на котором Гильерме учился ездить дома. На дороге бразильцу пару раз приветственно сигналили – на такой машине он очень выделялся. «Заметнее, чем «Феррари», – пошутил Гиля.

Он рассказал, что с бразильской автоинспекцией не всегда получается договориться на месте, если что-то нарушил. А в России с этим проблем у него нет: «Я много раз попадал: еще по-русски не говорил, сразу звонил переводчику, чтобы он договаривался». Самая большая сумма, которую бразилец отдал гаишнику – 5 тысяч рублей.

За рулем Гильерме порой употребляет два всем известных слова: ##### и ######. Но это мелочи по сравнению с тем, что бывает на дорогах в Бразилии: «Можно просто ехать на машине, а тебя с пистолетом остановят, машину украдут – здесь такого не бывает. Если ночью останавливаешься на светофоре, в Бразилии в любой момент может подбежать человек с пистолетом – ты должен выйти и оставить машину ему.

Со мной такое было в 17 лет. Я остановился рядом с аптекой, зашел внутрь, выхожу – меня уже ждут два парня с пистолетами. Просто говорят: давай ключи от машины. Прямо направили ствол на меня. Не могу сказать, что это бывает очень часто, но такое случается, люди к этому привыкли. Поэтому, на мой взгляд, в Бразилии криминала гораздо больше, чем в России».

Гильерме и «Локомотив»: попал в команду случайно, зарплата выросла в десятки раз, но первые два года – кошмар

«Локомотив» приехал смотреть игру «Атлетико Паранаэнсе» с «Палмейрасом» – Гиля выдал свой лучший матч в клубе и так впечатлил боссов «Локо», что его немедленно забрали, хотя изначально ехали за другим игроком: опорником, который сейчас болтается в низших лигах.

У молодого Гили были предложения и из Турции, но агент посоветовал Москву. «Тогда [ехал] за деньгами, честно говорю. В «Атлетико Паранаэнсе» у меня была зарплата три тысячи реалов в месяц – это 500 долларов. А контракт в «Локомотиве» был в десятки раз больше – 20 тысяч евро».

Первое время в Москве было для Гильерме кошмарным: в 2007-м команду тренировал Бышовец, адаптироваться помогал Овчинников (он играл в Португалии и знал язык – по просьбе Семина приезжал заниматься с Гилей в выходные), но бразилец порвал крестообразные связки, а как только восстановился – схватил рецидив в первом же матче.

Про Бышовца говорили, что он берет у игроков деньги за место в составе, но с Гильерме такого не было. Он всерьез хотел попроситься в аренду на родину: «Если честно, после второй травмы у меня было желание уйти отсюда: я вообще не играл, просто получал зарплату, хотя «Локомотив» заплатил за мой трансфер – мне было стыдно. Думал поехать в Бразилию в аренду. Но в команду вернулся Юрий Палыч, он мне дал шанс – и все изменилось», – объяснил Гиля. Только тогда он почувствовал себя в «Локо» комфортно.

У бразильских игроков в России отвязная жизнь, но Гильерме оказался спокойным. Почему?

Вагнер, Рамон и Жо часто светились в ночных клубах и легко находили себе девушек, а истории вываливались на публику, у них складывалась репутация тусовщиков. Гильерме считает, что это менталитет: «Многие бразильцы, особенно молодые, не понимают, что нужно время на адаптацию. Поэтому и начинают с ума сходить. К тому же, почти все без семьи – а это непросто».

Сам Гильерме никогда так не расслаблялся и не попадал в шумные истории. Это легко объяснить: «Семья всегда была рядом. Сейчас уже нет, они решили жить в Бразилии, но теперь я в таком возрасте, когда хочу домой – посмотреть футбол, кино. Живу за городом, у меня вообще нет желания выезжать оттуда, потому что все необходимое рядом: магазин, ресторан, наша база недалеко. У меня спокойная программа».

Когда только приехал, Гиля удивлялся тому, насколько русские – холодные. Но потом понял, что это даже плюс: «Мне раньше [холодности] не хватало, я был слишком открытым. А потом сам стал более холодным и закрытым. Это я изучил с вами, в вашей стране. Многие ведь пользовались моей открытостью».

Российское гражданство и расизм: Гильерме понимает, почему его не принимали, и не боится камбэка Акинфеева

Паспорт бразилец получил благодаря Ольге Смородской – бывший президент «Локомотива» хотела, чтобы вратарь перестал считаться легионером: в сборную Бразилии его бы вряд ли вызвали, а в России на тот момент он провел больше пяти лет.

«Пока я нужен, всегда буду помогать сборной России – это мой принцип. Я знаю, что в России все – патриоты. К тому же на моей позиции всегда были свои топовые игроки. Меня сложно принимали, я это знаю. Поэтому мне в каждом матче нужно показывать не 100, а 500 процентов, даже 1000 процентов. Иначе из-за любого нюанса я буду открыт для критиков. Но я уверен: людей, кто против моей натурализации – минимум», – объяснил Гильерме.

Возвращения Акинфеева Маринато не боится: «Мне было без разницы [что Черчесов уговаривал Игоря вернуться]. Я просто хочу помогать команде: если посчитают, что я заслужил и буду играть – с удовольствием сделаю, чтобы все были довольны. А Игорь для меня – легенда сборной».

Несмотря на проявления расизма в России (Сава приводит пример с Идову и «Зенитом»), сам Гильерме с этим не сталкивался: «В отношении себя не слышал. Помню, после одного из матчей со «Спартаком» про это в газетах писали, но я такого в свой адрес не слышал. Бывает, что люди, которые такое кричат, на самом деле не расисты, они просто кричат. Это как крики «судья – пидорас». Думаю, многие, кто кричит с трибуны «обезьяна» и похожее просто стараются дестабилизировать футболистов. Ведь и у нас есть черные, и у соперника. Вообще у меня много темнокожих друзей, я часто с ними гуляю – и никогда не было оскорблений».

Контракты с «Локомотивом» и «Спартак»: дело не в деньгах, всегда хотел остаться в «Локо»

В 2016-м Гильерме подписал новый контракт с «Локомотивом», а вскоре клуб покинула Ольга Смородская. В СМИ говорили, что зарплата кипера – 2,7 миллиона евро.

Он четко отвечает: «Неправда. И то, что подписал за несколько дней до ее ухода, тоже неправда. Было так: у меня было предложение из «Краснодара», до конца контракта год. И она меня не отпустила. А предложение было хорошее. Я сказал: не отпускаете – хорошо, но тогда предложите мне новый контракт».

К Ольге Юрьевне у Гильерме претензий нет: он считает, что главный минус ее времени – не было результатов, за пять лет взяли только Кубок. В то время как с Геркусом за более короткий срок выиграли и Кубок, и РПЛ.

Когда до истечения контракта оставалось полгода, его захотел «Спартак». Жека Савин знает, что красно-белые выкатили «Локо» оффер на 500 тысяч евро и вели с вратарем переговоры. Гиля не отрицает: «Предложение из «Спартака» было, но сумму, за которую они хотели купить, я не знаю. Я готов был ждать до декабря, не отказывать «Локо», хотел остаться». Проблема была в том, что сначала «Локомотив» предложил [контракт] на год, а я хотел больше. А все, что писали про зарплату – это неправда. 2,9 млн евро зарплата? Неправда. Я просто хотел нормальные условия».

Контракт, который предлагал «Спартак» был намного лучше, чем сумма «Локомотива». Но у Гили были причины отказаться: «Первое – болельщики очень просили остаться. У меня в «Локомотиве» очень красивая карьера. Все, что у меня есть в футболе, мне дал этот клуб. Уйти в «Спартак» было бы неприятно и очень некрасиво».

Тесты на русскость: география, почта и рынок. Собрали лук на следующий сбор России

Второй тест ждал русского бразильца в школе. Он почти без проблем показал на карте все города, которые принимали ЧМ-2018: немного перепутал Оренбург с Екатеринбургом и не нашел Саранск – точки на карте просто не было. А худшим местом в России, куда заезжал, Гильерме назвал Учалы. «Локо» играл там в Кубке с «Горняком» в 2009-м: «Летели туда очень долго, потом на автобусе – по очень плохой дороге, просто ужасной».

На уроке русского языка тоже получилось неплохо: Гиля выучил исключения с двойной «н» («оловянный», «деревянный» и «стеклянный»), подписал тетрадку и пару раз нелепо ошибся в диктанте («карамисла» вместо «коромысло» и «поровоз» вместо «паровоза», последнее – особенно обидно для игрока «Локо»).

В отделении «Почты России» Гильерме не узнали (зато вспомнили Кипиани) – оказалось, до этого Гиля получал посылки, но ни разу не отправлял сам. Его первое отправление ушло в Оренбург – футболка с автографом к ребятам с канала «7-17», которые сняли видео про то, как вратарь ошибся в матче с «Ювентусом». Тот гол между ног после штрафного Роналду – теперь самый обидный в карьере вратаря, но на пацанов он не обиделся.

На Измайловском рынке Гильерме собирал себе комплект одежды на 3000 рублей: выторговал кроссовки, больше похожие на тапки, за 700, спортивные штаны и модную кофту отдали за 2300. В этом луке кипер пообещал приехать на ближайший сбор сборной России – как настоящий русский человек.

Символическая сборная «Локомотива» 10-х: Гильерме, Миранчук, один из Денисовых и Диарра

Интервью Гильерме и его тренера: учится прыжку тер Стегена, ждет пушку за 25 000 евро, объясняет голы между ног

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Антон Денисов; fclm.ru