42 мин.

Новый сезон дока от Netflix по «Ф-1» – провал? Просмотры обвалились, изнанки больше нет, остались только прикольчики

Что показали в Drive to Survive?

Пять лет назад мир впервые увидел новинку: документальный сериал о реальном виде спорта на Netflix – Drive To Survive о «Формуле-1». Он произвел настоящий фурор в гоночном мире, на стриминг-рынке, в сфере болельщиков и маркетинге, поскольку оказался мощнейшим инструментом для вовлечения сторонней аудитории в совершенно незнакомые виды спорта.

«Ф-1» расколола США во многом благодаря DTS (35% новых фанатов по опросам Nielsen Sports познакомились с Гран-при через шоу ну Netflix), затем в дело вступило сарафанное радио и сериала, и самих гонок, а затем через соцсети (22% вовлечения новых фанатов), реддит и поп-культуру (21% вовлечения новичков – советы семьи, друзей и близких) марш по Штатам уже было не остановить... Средний возраст зрителя снизился на 4 года с 32 лет, группа 18-29 увеличилась на треть, женская аудитория удвоилась – по последним исследованиям, всего 6,8 млн посмотрели хотя бы один сезон целиком. Доля «привлечения» новичков у DTS осталась на уровне 14%.

Netflix же вместе с федерациями и промоутерами других видов спорта так впечатлился результатами, что свои сериалы начали выходить у всех. Теперь шоу есть у гольфа, у тенниса, у велоспорта (про «Тур де Франс»), все смотрели «Последний танец» и еще кучу всевозможных фильмов вплоть до «Сандерленд» до гроба». Доки подобного формата теперь снимает каждый стриминг и чуть ли не каждый клуб, команда и спортсмен хотя бы для собственного ютуб-канала, иначе ты теперь – просто ископаемое.

Чем же так залетел Drive To Survive? В первом сезоне не участвовали главные топы «Мерседес» и «Феррари», и продюссеры сконцентрировались даже не на интриге на треке и не на битве за титул, а на раскрытии закулисья гонок. Персонажи пилотов и боссов, происходящее за закрытыми дверями в паддоке, «подслушано у механиков», откровения, личные истории, пути к успехам и неудачам, восприятие и отношения, принципиальные соперничества и подколы… Сериал показал, что и в середине, и в подвале пелотона есть жизнь, познакомил мир с гонщиками и персоналом как с людьми и действительно дал другой взгляд на «Ф-1» – и тем, кто раньше не особенно смотрел, и тем, кто уже все видел, и потому по-новому прочитал те же события.

Да, все это происходило на фоне натужной драмы, странного голливудского монтажа с авариями, перепутанными радиопереговорами и звуком разбивающихся машин и временами нелепых линий вроде «показываем единственную непровальную гонку середняка по причинам удачи и подаем как персональный триумф». Но все-таки у американского кинопроизводства для широкой и непогруженной аудитории есть свои издержки, и плюсы долго перекрывали минусы.

Потому просмотры и популярность росли, а шоу продлевалось – вплоть до нынешнего сезона. Подумать только: 23 февраля Netflix выложил уже шестой сезон и приступил к съемкам седьмого!

Что же получилось?

Красочнее всего скажут цифры: стриминг уже опубликовал данные по неделям. 25,76 млн часов просмотров на первой неделе 2023-го, 21,8 млн часов – на первой неделе 2024-го. И это при 28 млн часов просмотров четверго сезона – который уже фиксировал еще «приемлемое» падение на 8% общего времени по сравнению с третьим. А тут – уже 15% с дальнейшим снижением и потерей удержания уже начавшей смотреть аудитории! В 2022-м средняя аудитория первой недели составила 4 млн зрителей, в 2023-м – 3,85 млн, а в 2024-м – уже 2,96 млн (сперва -5%, затем обвал на 23%), при среднем времени просмотра серии в 7,5 минут!

В 2022-м четвертый сезон дебютировал на четвертом месте среди всей платформы по просмотрам, а в этом году он едва вышел на 8-е. И попал в топ-10 только 42 странах против 100+ два года назад. США в списке больше не оказалось.

В чем дело? В результате – новый сезон просто скучно смотреть. Там почти не осталось закулисья и эмоций – главной фишки первых сезонов. Понятно, что заново тех же персонажей представить невозможно, но теперь у режиссеров даже не получается раскрыть новых вроде Сарджента, Пиастри или Лоусона. Например, почему Лиам крут, должен был получить шанс в «Ред Булл» и вообще попал в программу? Ну… Судя по сериалу, он много занимался гонками в Новой Зеландии и хорошо работал на базе – в общем-то все.

Показаны эмоции только от травмы Риккардо и метания Хэмилтона и «Мерседеса» при обсуждении продления контракта – да и последнее выглядит мощно только постфактум, уже зная о переходе Льюиса в «Феррари» в 2025-м.

Остальное же превратилось в банальность, которую легко прогнозируют сами гонщики: Албон, например, описывает в машине Сардженту, как будут монтировать серию про возвращение Риккардо: «Ник де Врис врезается, снова врезается, напряженная музыка, обсуждения людей из «Ред Булл», смеющийся Риккардо и такой «Я вернулся, никогда и не уходил». Почти так в итоге и сделали!

Также режиссеры пошли немного другим путем и попытались обнаружить другую изнанку – отношений в руководстве команд и со спонсорами. Однако и там все свелось к странным сценам вроде словно постановочной встречи босса «Макларена» Зака Брауна с партнерами из Google с нарративом «мы знаем, сколько вы вложили», или откровенно неудачный монтаж отношений в «Альпин» и «Феррари».

Например, босс французов Отмар Сафнауэр после завала в Австралии (где объективно не было виноватых) высказал команде в стиле «не наша вина, лучше забыть», а общий нарратив словно говорил: он должен был топнуть ногой, потребовать что-то и что-то поменять. В следующий раз – то же самое после двойного схода из-за технических отказов (как будто действия Сафнауэра могли что-то изменить!) и тут же еще один двойной сход из-за аварии без вины «Альпин». Итог – Отмар уходит.

Следующая серия: «Феррари» чуть не теряет подиум после поула на домашнем Гран-при Италии при бездействии мостика из-за чрезмерной агрессии пилотов. Итог: теплая послегоночная посиделка с резюме «и правда, что-то мы жестенько». Ноль требовательных комменатриев или недоумения сторонних спикеров.

Сколько людей продолжили бы смотреть сериал дальше после такой последовательности? Падения просмотров совершенно неудивительны – от старого успеха Drive To Survive почти ничего не осталось.

Только шуточки и взаимные подколы. Их сколько угодно, они все еще тащат. Сейчас все покажем – убедитесь сами!

Эпизод 1. Money Talks (Деньги решают все)

Первую серию начинаю межсезоньем: Ферстаппен, Расселл, Цунода и Норрис играют в падел, Штайнер рыбачит в США, Стролл катается на сноуборде в Канаде, Окон отдыхает на яхте во Франции, Гасли отдыхает с друзьями в Италии, Браун играет в гольф и рад, что в межсезонье видит меньшее количество мудаков.

Далее нас ждет закрытое мероприятие «Астон Мартин» и его владельца Лоренса Стролла. Миллиардер рассказывает, что в любом деле он всегда боролся за победу. Не станет исключение и его команда «Формулы-1».

Тото Вольфф не считает «Астон Мартин» привычным соперником, но «зная амбиции Лоренса, они могут им стать». Гюнтер Штайнер скептически относится к заявлением канадца. Он считает, что невозможно за два года дать бой большой тройке формульных гигантов − «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседесу».

«Все наши действия направлены на победу и желание побеждать сильно, как никогда», − слова старшего Стролла на закрытой презентации нового болида команды.

Незадолго до старта сезона Ланс Стролл катается в Испании на велосипедах с друзьями, неудачно падает, ломает запястья и палец на ноге. Его отец находит лучших врачей, которые работают с такими видами травм в MotoGP, чтобы как можно быстрее вернуть сына в строй. Получается, но первые гонки канадец проводит через боль.

Благодаря камерам Netflix узнаем о дружеских подколах Тото Вольффа и Фредерик Вассера – боссы «Феррари» и «Мерседеса» дружат больше десятилетия, и вот наконец закулисье выстреливает:

Вольфф: «Живот все меньше и меньше».

Вассер: «Что?»

Вольфф: «Живот у тебя уменьшается».

Вассер: «Что, правда?»

Вольфф: «Да, заметно».

Вассер: «Может дело в красном».

Потом австриец объясняет, что все дело в приталенной рубашке. «Главное, не налегай на пасту».

После первой квалификации в сезоне инженер «Альпин» удивляется, как «Астон Мартин» за одно межсезонье удалось так выстрелить. «Они наняли спецов по аэродинамике из «Ред Булл», − ответил ему Отмар Сафнауэр. − Нужно и нам будет так сделать».

«Вы за пять месяцев сделали одну из лучших машин», − после третьего места громко заявил Алонсо. Тем временем Тото Вольфф признает, что с болидом на новый сезон вышла большая промашка.

Эпизод 2. Fall from Grace (В немилости)

Даниэль Риккардо прошел через академию «Ред Булл», добрался для главной команды, но решил принять новый вызов. Однако провалился в «Рено», а затем окончательно потерялся в «Макларен», откуда его уволили.

«В любом спорте нужна уверенность. А он на глазах терял уверенность в себе», − комментарий от Кристиана Хорнера, который признался, что очень расстроился, когда Рикк сообщил ему об уходе из родной программы.

Руководитель «Ред Булл» первым связался с Даниэлем, предложив ему роль тест-пилота. «Попробуй снова полюбить этот спорт. Возможно, ему придется признать, что его время в «Формуле-1» вышло».

Позже Хорнер объясняет схему работы второй команды − «Альфа Таури»: «Оцениваю пилотов: смогут ли они однажды претендовать на место в «Ред Булл»? Если нет, то какой смысл их там держать?»

Хорнер рассчитывал, что Ник де Врис − чемпион «Формулы-2» и «Формулы-Е» − станет лидером команды. Нидерландский пилот приглашает съемочную группу к себе домой в Монако, где показывает небольшую кухню, а затем признается, что сходит ума по чистоте: «Я всегда любил точность и порядок, так как я всегда был таким. В чистоте как-то приятнее. Принимаю этот подход и в работе. Считаю своей сильной стороной».

В Монако де Врис приехал после пяти Гран-при без очков и двух сходов. Перед гонкой Ник удивился, как много журналистов захотели с ним пообщаться. Всех их волновал статус пилота и то, как на его провал реагирует команда.

«Последние несколько недель мы не особо общались. Это все, что я могу сказать», − выдал де Врис. Фоном показали главных действующих лиц паддока (от Вольффа до Гасли), которые в очередной раз подтвердили, что вылететь из системы легко, если не даешь результат. Никаких сантиментов – это «Формула-1».

Тем временем Ромен Грожан, который приехал на Гран-при, в шутку спрашивает у Даниэля Риккардо, когда тот собирается в NASCAR. «В мае», − отвечает австралиец, но позже в разговоре с Хорнером заявляет, что он не хочет туда, так как еще не закончил с «Ф-1».

Во время Монако де Врис дважды в связке второго и третьего поворота пропускает соперников − Норриса и Боттаса, занимая по итогам лишь 12-е место. Уже после пятой гонки Петер Байер заявил, что место Ника под угрозой.

«Формула-1» − очень простой бизнес. Все любят, когда ты быстрый. Если нет, то неважно, насколько ты приятный. Это не гарантирует тебе места», − комментирует частые ошибки Ника де Вриса Кристиан Хорнер. После Гран-при Великобритании он встречается с Байером и выдвигает мысль, что пора что-то менять.

Кристиан звонит Риккардо и сообщает ему «что-то, что его может сильно заинтересовать». Спустя два дня Даниэля привозят на «Сильверстоун» на шинные тесты и дают болид «Ред Булл», чтобы проверить форму. От этой проверки зависело место австралийца в «Ф-1». На тот момент Риккардо восемь месяцев не сидел за рулем реальной машины, а «Ред Булл» управлял только на симуляторе.

Во время попытки Даниэль жалуется на не лучшие кондиции трека (влажный), затем его разворачивает в повороте. Кажется, что шанс упущен, но австралиец собирается и укладывается во время, которое ему установили − 1.28,4.

«Добро пожаловать обратно в команду», − Хорнер сообщил Риккардо, что место в «Альфа Таури» теперь его.

Эпизод 3. Under Pressure (Под давлением)

Сезон 2022 года для «Макларен» получился провальным: Ландо Норрис стал седьмым в общем зачете и постоянно преодолевал проблемы с болидом, а Даниэль Риккардо и вовсе стал одиннадцатым.

Исполнительный председатель McLaren Group (вся корпорация, объединяющая все команды, автопроизводителя и техподразделения) Пол Уолш перед началом нового года потребовал улучшить результаты. «Мы и правда сделали шаг назад в прошлом году. Сложно отрицать», − Зак Браун не стал увиливать и признал ошибки. Разговор между Уолшом и Брауном получился жестким, Зак попросил время, а Пол в очередной раз подчеркнул − руководство оправдания не волнуют, нужен результат.

«У нас есть опасения насчет машины, особенно по некоторым данным. Мы не добились того, чего хотели, не достигли некоторых целей, и перед началом сезона я серьезно озабочен, но мы постараемся все исправить».

Зак Браун еще до старта знал, что команду ждут большие проблемы, которые затем проявились на трассе. Хотя во время закрытой презентации американец шепнул Ландо Норрису, что «тачка офигенная».

Когда практически все работники «Макларен» покинули презентацию, Ландо вместе с Оскаром Пиастри подошли к болиду, чтобы лучше его рассмотреть. Оценка Норриса звучала как приговор всему межсезонью: «Понтон как в прошлом году, да? А эта штука больше − других изменений не вижу».

Когда работница пресс-службы поинтересовалась у парней ощущениями от новой машины, оптимизма они не добавили: «Если она проедет больше трех кругов, то это уже шаг вперед». Хоть Ландо и добавил, что это шутка, но она оказалась недалекой от реальности: уже в Бахрейне у Норриса возникла проблема с мотором, а у Пиастри − с коробкой передач.

«Есть одна проблема. Я недоворачиваю. Вхожу в поворот − и не вывожу. Тяжело. Стоит сделать не так хоть что-то, пиши пропало», − жаловался после 17-го места Ландо. Во время короткого разговора с Брауном после гонки Норрис подтвердил, что у болида те же проблемы, что и в прошлом сезоне. «Может заскочу к «Ред Булл» и украду у них тачку. Или хотя бы переднее крыло. Зашел, взял и вышел», − в разговоре с гоночным инженером Ландо не терял расположение духа.

Позже нам показали рассуждения Кристиана Хорнера о карьере Норриса. Главный посыл − он отличный гонщик, который усилит любую команду, но ему нужен для этого болид. «Ред Булл» был бы только «за» пригласить такого пилота к себе. Правда, выбирать и решать то, как будет развиваться его карьера, должен только он.

«Я восхищаюсь преданностью Ландо к «Макларен», но когда-то она может закончиться», − добавил руководитель «Ред Булл».

Медиа давят на Брауна вопросом о том, что он думает о будущем Ландо Норриса в команде, которая показывает провальные результаты. После интервью Пиастри и Норриса в присутствии Брауна инструктировали о том, как нужно отвечать прессе: подтверждать, что впереди много работы, а самому Ландо уходить от вопроса о контракте и возможности расторгнуть его досрочно.

Норрис на камеру признается, что у него бывают мысли о том, что бы было, если бы он оказался в другой команде. Однако британец сразу подчеркивает, что такие рассуждения могут появиться в голове у любого.

Реакция на вопрос «как ты думаешь, останешься ли в команде через год», говорит о многом.

Во время этапа в Майами Зак Браун вместе с Ландо Норрисом отправились поиграть в гольф. Британец выглядел явно разочарованным и подчеркивал, что болид слишком медленный, особенно на прямых. Браун пообещал, что команда будет работать над улучшениями.

Через две недели после Гран-при Майами Джордж Расселл вместе с Ландо Норрисом куда-то летят на частном самолете «Макларена». Гонщик «Мерседеса» рассказывал, что в «Уильямсе» ему строго запрещали пить по выходным, но он точно знает, что среди гонщиков есть выпивохи («не буду называть имен, но знаю, причем в дни гонок; они мне платят, чтобы я молчал»).

Зак Браун рассказывает о том, что знает Норриса со времен, когда ему было только четырнадцать лет. Причем первый карт Ландо, по его словам, принадлежал как раз Брауну. В лояльности Ландо сомневаться точно не приходится («хотел бы быть здесь долго и закончить здесь»), но он признает, что все может измениться.

К домашнему Гран-при в болид «Макларена» внедрили большое количество нововведений, которые касались как нижней части, так и механики. Однако инженер сразу предупредил Брауна, что такой огромный объем работы может сказаться как на сроках, так и надежности деталей. Параллельно на Зака оказывают давление спонсоры, которые обеспокоены низкими результатами.

Пакет обновлений успевают разработать и установить вовремя, а во время квалификации Норрис и Пиастри становятся вторым и третьим. «Этот «Макларен» просто ракета», − признается после борьбы с Норрисом Хэмилтон, который не смог обойти его и стать вторым. Пиастри финиширует четвертым − команда вернулась в борьбу.

Эпизод 4. The Last Chapter (Последняя глава)

Столкновение «Хааса» и «Уильямса» репортер «Ф-1» Уилл Бакстон назвал противостоянием старой и новой школы: традиционный подход Штайнера и набор опытных пилотов против нового поколения управленцев в лице Воулза и молодых пилотов − Албона и Сарджента. Гюнтер признался, что всегда привык говорить все в лицо, тогда как Джеймс даже не смог вспомнить, когда в последний раз кричал на подчиненных и было ли такое в принципе.

«Довольно с меня новичков», − признался Гюнтер Штайнер после видеоряда с крашами Мика Шумахера и Никиты Мазепина. Он повторил трюк имени Кевина Магнуссена: вернул в гонки человека, который не участвовал в Гран-при несколько лет − Нико Хюлькенберга.

Штайнер объяснил своим пилотам, что собрал их, чтобы команда получила опыт и устойчивость, а позже имела статус и возможность приглашать классных пилотов. «Создаст лучшие условия − и выгонит нас. Слышал?» − в шутку отреагировал Халк.

Новый руководитель «Уильямс» Джеймс Воулз, выступая перед всей командой, пообещал, что в ближайшее время все изменится, а прорыва стоит ждать в ближайшие 2-3 года. Себя он охарактеризовал как «того еще гика» и большого поклонника данных, которые «должны быть правильными». Воулза называют учеником системы управления Тото Вольффа, а также очень талантливым инженером. В «Мерседес» он отвечал за стратегию и от Тото получил наилучшие рекомендации.

Несмотря на лучший старт «Хааса», Воулз в разговоре с Албоном заявил, что верит в результат. В команде провели анализ показателей и пришли к выводу, что очки придут, причем уже в ближайший уикенд на Гран-при Канады. Как раз в Монреаль «Уильямс» привезли новый пакет обновлений, который сработал − команда силами Албона взяла шесть очков.

«Лимон уже выжат, в нем не осталось ни капли сока», − после гонки в Австрии Гюнтер Штайнер признал, что прогресса в разработке болида по ходу сезона достичь не удалось.

«Мы сейчас в такой ситуации, что без улучшений нам просто крышка», − заявил руководитель «Хаас» на онлайн-встрече с представителями технического отдела.

«Каналы воздушного охлаждения значительно доработаны. Мы увеличили силу потока с очень малой до малой, но эффективной», − ответили ему. Это совсем не убедило Штайнера: «Я не эксперт в наших болидах. Смотрите, что делают другие. Это очень важно. «Уильямс» − где они были и где сейчас. Такой мощный прогресс за такое короткое время. Без понятия, как они это сделали, но поработали они хорошо. Если они смогли это сделать, то почему мы не можем? Одно обновление и − бум. Из ниоткуда!»

В отличие от Гюнтера Штайнера, Джеймс Воулз получал инженерное образование и разбирается в том, как работает болид. Британец показал, что постоянно анализирует данные и всегда думает наперед.

К 20-й гонке сезона «Хаас» наконец выкатил серьезно доработанный болид. «Это последний шанс не отстать от соперников». Однако Хюлькенберг оказался вне очков, а у Магнуссена сломалась подвеска и он улетел в отбойник. С каждой новой неудачей Штайнер все больше начинал говорить о том, что слишком стар для этого дерьма и может завершить карьеру. «Порой я думаю, зачем я это делаю? Это того не стоит». Кажется, что это настроение в межсезонье почувствовал Джин Хаас, когда решил расстаться с Гюнтером.

«Человек сам понимает, когда ему надо уходить», − говорит Маттиа Бинотто, когда Гюнтер Штайнер приезжает к нему на обед  на виноградник в Доломаитах. «Возможно, что пора что-то менять. За пределами «Формулы-1» тоже есть жизнь», − размышления Штайнера.

Эпизод 5. Civil War (Гражданская война)

Пятая серия построена вокруг «Альпин» и непримиримого противостояния двух французов − Пьера Гасли и Эстебана Окона. Гасли только перебрался в новую команду, в прошлом у двух пилотов сложились не самые приятные отношения. Тем более, Окон никогда не церемонился со своими напарниками. Алонсо, Перес... Довольно занятный список тех, с кем Эстебан не поладил на трассе. Кажется, что в этой команде он считает себя номер один.

«Я люблю соперничать и побеждать, − говорит Эстебан Окон. − В этом сезоне у меня новый напарник. Конечно, я его хорошо знаю. Но я не имею права голоса в таких вопросах».

«Я знаю его как младшего брата. Только с ним всегда много проблем и трений. Мы знаем, что лучшими друзьями нам не быть», − заочно ставит рамки Гасли.

«Мои кумиры − Зидан, Айртон Сенна, Михаэль Шумахер и Майкл Джордан, − признается Гасли перед тем как выйти на красную дорожку в Каннах. − Все эти чемпионы благодаря своим успехам вышли за рамки своего спорта. У меня тоже есть желание стать больше, чем спортсмен. Но нельзя стать легендой без достижений. Я должен бороться за победы в гонках».

«Я знаю о вражде между Пьером и Эстебаном, но пилотам не обязательно дружить, а мне сложные пилоты по зубам», − самонадеянно заявляет Отмар Сафнауэр.

Пьер Гасли и Эстебан Окон родились в одном районе Нормандии и жили в двадцати минутах друг от друга. С 6 до 10 лет они проводились очень много времени вместе и были очень близки. Причем первый карт, в который сел Пьер, принадлежал Эстебану.

Сперва Окон был быстрее, чем Гасли, но затем Пьер стал побежат, что Эстебану не понравилось. Во время одного из крупнейших картинговых соревнований двое пилотов шли друг за другом − на третьем и четвертом месте. В одном из последних поворотов Гасли обошел Окона − после этого, по словам Пьера, их дружба стала угасать. Эстебан заявил, что его друг ехал неправильно, и Гасли правда после дисквалифицировали. Затем Пьер «давал много шансов на то, чтобы восстановить отношения, но взаимности не последовало».

Парней привезли на трек где произошли вышеописанные события. По мнению «Альпин», это была хорошая попытка напомнить им о том, что теперь они не соперники, а команда. Получилось не очень: во время прогревочных кругов Окон, который ехал чуть впереди, оглянулся на Гасли, задел колесом траву и вылетел в шины за пределами трассы.

Во время Гран-при Австралии после рестарта Окон шел десятым, а Гасли − пятым. В первом же повороте случился разворот одного из «Астон Мартин», из-за которого Пьер потерял несколько позиций. Во втором повороте два француза столкнулись, а Сафнауэр дипломатично никого не захотел обвинять в случившемся, назвав все стечением обстоятельств.

«Я взбешен, но покажу, что лучший пилот в команде», − заявил своему менеджеру Пьер Гасли после того, как в Монако ему поставили покрышки для сухой погоды вместо промежуточных, отбросив на седьмое место.

 

Окон взял подиум в той гонке.

Эпизод 6. Leap of Faith (Прыжок веры)

«Я в «Мерседесе» с 13 лет, так что взгляды меняются. Мой контракт истекает в этом году», − сходу нам намекают на то, что мы уже и так знаем − решение Льюиса Хэмилтона. Правда, на тот момент он все-таки продлился на два года (до 2025-го), но воспользуется опцией уйти раньше.

«Я хочу снова стать в чемпионом. Но... я сажусь в болид 2023 года и вижу, что этой злой близнец предыдущего, − семикратный чемпион мира ничего хорошего от нового сезона не ждал. − Я уже и забыл, когда последний раз побеждал. Это было так давно, что само ощущение забылось. Мы должны признать, что ошиблись и где-то были неправы. Начать, наконец, двигаться в правильном направлении. Когда болид ужасен, я ощущаю себя беспомощным. Выкладываюсь каждый уикенд, но мои возможности все-таки ограничены».

Бывшая босс «Уильямса» Клэр Уильямс, выступающая одним из экспертов, считает, что Хэмилтон в плане карьеры будет поглядывать на Фернандо Алонсо.

«Не знаю, изменилось ли что-то со славных времен, но тормоза − реальная проблема. У нашей машины подскакивает зад», − дает характеристику проблемам болида Джордж Расселл.

«Самое слабое место машины − задняя часть. Это крыло... Просто амбарная дверь. Оно очень мешает. Год назад было так же. И два года», − подтверждает Льюис. Хэмилтон рассказывает журналисту Netflix, что год назад жаловался на проблемы, на что ему сказали «нам нужны эти изменения» и «мы знаем, что делаем, ты ошибаешься».

Тогда Льюис согласился с инженерами и сказал, что не будет мешать. «Когда начался сезон, мы снова побеседовали: «Похоже, ты был прав».

На время нас переключают на семью Тото и Сьюзи Вольффов. Они вместе с сыном Джеком едут за город на одну из трасс. Тото говорит Джеку, что быть гонщиком − одна из трех опций после игрока регби в Шотландии и спасения животных. Причем не просто одна из трех, а третья. «Или все три варианта сразу», − отвечает Джек.

«Думаю, Тото весьма терпеливый человек, − дает характеристику мужу Сьюзи. − Но когда он видит полное отсутствие прогресса, то переходит в другой режим. Гонки − это непросто. Победитель всегда один. И тут нужно научиться проигрывать».

«И справляться со стрессом, посмотри на наше положение, − дополняет жену Тото. − Нельзя всегда побеждать, у всего есть циклы». «Циклы можно разрывать. И это не цикл. Были годы Шумахера, потом Феттеля, потом «Мерседес», а сейчас уже два года подряд Макс, но... Надо бороться».

Он споминает, как много за последние годы выиграл «Мерседес» и Льюис Хэмилтон в частности. Тото считает, что команда − его дом, а сам пилот − его друг. Он не представляет, что на его месте будет другой гонщик.

«Наша главная проблема − неэффективность болида. Есть стремление сделать его быстрее, но концепция остается неизменной. Приходится довольствоваться тем, что есть, искать варианты оптимизации и добиваться прогресса. Наш спорт основан на данных, но решения принимают люди. Одной доработкой можно раскрыть потенциал болида и начать бороться за подиумы. Не думаю, что будет просто, но я безгранично верю в команду».

В мае 2023 года на фоне сложных переговоров о продлении контракта с Хэмилтоном появились слухи о «Феррари». Фредерик Вассер, увидев камеры Netflix, посоветовал спутнику молчать, а то все услышат. И рассмеялся.

«Мы договорились с Льюисом, что он будет вести переговоры с кем бы то ни было только при условии полной прозрачности и честности между нами», − сказал Тото Вольфф. Расселл посчитал, что уход Хэмилтона плохо повлияет на команду, ведь это будет знак для всех, что он потерял веру в «Мерседес».

После того, как в Барселоне два болида «Мерседеса» заехали на подиум, Вольфф в личной беседе с Хэмилтоном признался, что решение сохранить прошлогоднюю концепцию было полным провалом. Тото впечатлился зимним прогрессом «Астон Мартин», при этом сказал, что не хочет ждать смены регламента, чтобы вернуться к победам.

«Ты можешь здесь быть 20 или 30 лет, а я нет», − брошенная фраза Льюисом как будто подводила черту будущим отношениям с командой.

Несмотря на все нагнетание, Льюис Хэмилтон продлил контракт с командой еще на два года. Тото Вольфф прокомментировал это так: «Представлял его в красном костюме «Феррари». Думаю, ему не пойдет».

«Тото услышал меня. Мне кажется, не настанет тот момент, когда я не буду пилотом «Мерседеса», − так закончил свою речь семикратный чемпион.

Эпизод 7. C’est la Vie (Такова жизнь)

Тем временем нас вновь возвращают к «Альпин», которая получила новых инвесторов из Голливуда. «Руководителю команды очень важно понимать, что на самом деле нужно пилотам», − своевременная фраза Пьера Гасли.

«В команде нужно выстраивать отношения, уметь говорить о важном. А сейчас у нас этого нет. Все в команде недовольны. Думаю, Отмару нужно найти решение», − продолжает тему Эстебан Окон.

Тем временем сам Сафнауэр считает, что команде нужно время, чтобы заложить фундамент. Как мы знаем, его будет не так много: до конца сезона Отмар не доработает.

«Такие гонки иногда случаются. Не нервничаем. Все, что могло пойти не так, пошло не так. Еще и в такой важный уикенд. Так что вы не переживайте. Стараемся дальше. И спасибо, еще раз спасибо», − явно не эти слова ожидали услышать работники и пилоты «Альпин» после двойного схода (неисправность и авария).

Реакция на второй двойной сход подряд уже в Венгрии − вместо тысячи слов.

«Никто не мечтает о двойных сходах. Нам очень не везет в этом году. Когда результат ускользает из-за неподвластных обстоятельств... Я о таком не переживаю», − добавил «оптимизма» Сафнауэр.

«Не люблю, когда говорят о невезение. Невезение − это плохая подготовка», − сказал один из руководителей «Альпин».

Отмара Сафнауэра сняли прямо во время Гран-при Бельгии. Никто в паддоке не понял этого решения, а Гюнтер Штайнер прокомментировал в своем стиле: «Гребаное шапито». «Это было очень неожиданно, так что у меня нет плана Б, так сказать», − признался свежеуволенный Сафнауэр.

Другие мнения: «В каком-то смысле это полный балаган. Тебе будет даже лучше без этого».

Официальная версия: после разговора между топ-руководством и Отмаром Сафнауэром стало понятно, что стороны по-разному смотрят на то, каким образом нужно все менять в команде.

«В «Альпин» могли бы быть намного честнее и откровеннее. Порой нужно сделать два шага вперед и один назад, чтобы дойти до цели», − прокомментировал уход уже экс-руководитель французской команды.

«Очень резкое решение. Но «Альпин» в принципе загадка в плане управления командой и работы. Посмотрим, что из этого выйдет», − Кристиан Хорнер до сих пор не понял, какова стратегия французов.

Новый руководитель «Альпин» Брюно Фамен назвал свой подход «всегда быть ближе к людям и находиться в контакте с командой». Он захотел сплотить всех вокруг себя и повести к светлым временам. Его речь на базе команды перед всеми департаментами свелась к тому, что умных и талантливых людей хватает, всем нужно просто объединиться ради результата и двигаться вперед.

Фамен сразу решил разобраться с самой очевидной проблемой − поведением своих пилотов на трассе. Окона и Гасли вызвали на ковер, однако никакой конкретики в сериале не дали, отделавшись общей фразой в стиле «мы друг друга поняли» и «между ними проблем больше не будет».

В первой же полноценной гонке Фамена в Зандворте благодаря тактике (почти весь пелотон остался на сликах во время дождя, а Гасли поменяли шины на промежуточные) команда завоевала третье место, а Окон стал десятым. Видимо ради излишней драмы нам решили не показывать, что в Спа команда взяла десять очков − 6 у Гасли и 4 у Эстебана.

Эпизод 8. Forza Ferrari (Вперед, «Феррари»)

Только в восьмой серии добираются до основного (по крайней мере на бумаге) конкурента «Ред Булл» − «Феррари». Показать есть что, ведь в руководстве произошли изменения: из «Заубера» выписали Фредерика Вассера. Уже по предыдущим сериям Drive To Survive стало ясно, что он – полная противоположность неразговорчивого Маттиа Бинотто: француз постоянно улыбается, шутит, подкалывает других и не прочь посмеяться над собой. Очевидно, что в пелотоне его уважают, особенные отношения у него установились с Тото Вольффом.

В Италии приход Вассера восприняли со скептицизмом. Одна из претензий − «да он даже итальянского не знает». Но есть также мнения, что он должен справиться лучше, чем Бинотто. Кажется, что это очередной трюк от сценаристов сериала.

«Нужно быть серьезным?» − спрашивает Вассер у человека за кадром. Когда получает ответ «будь собой», то Фредерик сразу надувает щеки, издает протяжный звук и улыбается. Идеальное описание того, какой он − новый руководитель «Феррари».

«Меня словно огромной волной накрыло, − прокомментировал Вассер свое назначение. − Я даже опомниться не успел, раз − и я уже там».

«Я знаю Фреда 25 лет, − говорит Вольфф. − Он прямолинейный, деловой человек. Но может быть и дерзким». Клэр Уильямс добавила, что это максимально нетипичный выбор для «алых».

На базе Вассера готовили к первой встрече с болельщиками. Ему подчеркнули, как важно сказать специально для тифози пару слов на их родном языке. «Например, Forza Ferrari». На что Фредерик спросил: «После каждой фразы?»

Больше половины серии посвятили домашнему Гран-при в Монце. Сайнс берет поул, опережая Ферстаппена на одну тысячную, а Леклер стартует третьим. Гонка складывается не лучшим образом, так как сказывается давняя проблема «Феррари» − работа с шинами. Тем более, что несколько раз гонщики перетормаживают в первом повороте, убивая резину. На последних кругах Карлос и Шарль, несмотря на приказ с мостика быть осторожными и не вести серьезную борьбу, устраивают убийственные гонки, которые могли закончиться плачевно. Итого − третье и четвертое место для Сайнса и Леклера.

После Гран-при Италии Вассер собрал пилотов на обед на базе в Маранелло. Во время откровенного разговора он выложил все на стол: «В Монце вы стали бороться между собой. Это уже слишком. Такой подход недопустим». Оба гонщика согласились, что перегнули палку.

В Сингапуре ненадолго переключили на «Ред Булл». После одной из попыток во время квалификации Макс Ферстаппен сказал, что баланс ни к черту, а сам болид − «отстой». Первая и последняя провальная (по меркам команды) гонка для «Ред Булл» − 11-е и 13-е место в квалификации, 5-е и 8-е место в гонке.

Во время Гран-при Леклеру на протяжении нескольких кругов напоминают о командном приказе − держаться на расстоянии в три секунды от лидирующего Сайнса, чтобы удерживать Расселла. Шарль соглашается помочь напарнику. На пит-стопе перед SC Леклера задерживают из-за трафика и выпускают под Ферстаппена, который пытался нагнать лидеров и на смену шин не поехал. На последних кругах Расселл ошибается и улетает в стену, а Карлос Сайнс одерживает победу.

«Мы с Шарлем едины как никогда. Мы поняли, что можем давить на «Ред Булл», работая сообща. Фред смог сохранить мотивацию команды после сложного старта. Благодаря его руководству мы улучшили результаты», − рассыпался в комплиментах партнеру и руководителю Карлос Сайнс.

Эпизод 9. Three’s a Crowd (Третий лишний)

В девятой серии нас вновь возвращают к «Альфа Таури». В начале съемочная группа отправляется в Австралию, в дом Даниэля Риккардо. Пилот признается, что подумывал об отдыхе, но когда его вернули в паддок, понял, что готов к гонкам: «Круто, как все переключилось».

Австралийцу было очень приятно, что в него вновь поверила «семья», в которой он рос как гонщик. Для него это не момент правильного завершения карьеры, а возможный путь к очередным победам. Именно так он рассматривает второй шанс, который ему дали. Риккардо не скрывает, что его цель − гоняться за «Ред Булл».

«Медоед вернулся. Напомню всем о себе».

«Больше всего возвращению Дэна обрадовались парни из Netflix. Уверен, что они обделали штаны три раза», − Алекс Албон прав как никогда.

«Три-четыре года назад он был одним из самых уважаемых пилотов. В 2023 году никто не захотел ему давать место в болиде, − констатирует падение котировок Риккардо в паддоке Кристиан Хорнер. − До сих пор неясно, что происходило эти пару лет в «Макларене». Он неизбежно подвергнется огромнейшему давлению. Мы следим за его результатами. Если добьется успеха, станет нашим кандидатом на 2025-й. И он это знает. Но его напарник Юки Цунода тоже это знает. Он будет изо всех сил стараться попасть первым в наше поле зрения».

Для японца, по его словам, все просто: он не концентрируется на Риккардо. Понимает, что более быстрый пилот получит больше шансов попасть в главную команду.

Во время второй практики в Зандворте Риккардо ошибается в том же повороте, что и Пиастри, и повреждает руку. На лице Хорнера серьезное беспокойство. Он сразу же бежит к Даниэлю в моторхоум, чтобы узнать о его состоянии.

«Перелом чувствуешь сразу. Это совсем другая боль. Единственный выход − операция. Первое ощущение, что нужно минимум шесть недель. Это надолго. Что будет дальше?» − говорит на камеру австралиец.

Главный кандидат на замену − Лиам Лоусон, воспитанник юниорской академии «Ред Булл». Последние два года он был тест-пилотом «быков» и «Альфа Таури». В интервью Netflix новозеландец признается, что без программы развития пилотов он бы даже не смог участвовать в «Формуле-3» − у семьи просто не было денег. Ни о каких мечтах о «Формуле-1» не могло бы быть и речи.

«Меня спрашивают: «Где ты живешь в Монако?» А я не живу в Монако. В «Формуле-2» платят мало, там невозможно заработать. Я ни разу нормально не ездил в болиде «Формулы-1». Старт, пит-стопы и все такое − я этого никогда не делал».

Гонки в Нидерландах и Италии нам не показывают, так как там Лоусон очков не набрал, и сразу перескакивают на Сингапур, где Лиам взял два балла.

«Мои родители пожертвовали всем, чтобы я стал гонщиком. Отец с шести лет водил на картинг. Все это очень важно для меня, но не менее важно для семьи. В детстве папа обещал меня свозить в Сингапур. Но так и не вышло. Правда, я отлично знаю трассу, так как с детства играю в сим. Конечно, в реальности все иначе».

Во время быстрого круга в квалификации Ферстаппен блокирует Цуноду и тот становится лишь пятнадцатым. Лоусон же становится десятым, а Петер Байер признается, что выбор пилотов будет очень интересным, намекая на возвращение Риккардо.

Даниэль приезжает на гонку, а его нахождение называют «техническим». Риккардо рассказывает, что больно не столько из-за травмы, хотя и она доставляет сильный дискомфорт, сколько из-за ощущения, что все только начало налаживаться.

После гонки, в которой Лиам Лоусон набирает два очка, Хорнер признается, что появились вопросы, не взять ли его в состав на 2024 год, а главное, кого он должен заменить. После Сингапура нас отправляют в Австралию, где Даниэль Риккардо впахивает в тренажерном зале и рассказывает о том, что для него все просто: «Формула-1» или ничего.

На домашнем для Юки Цуноды Гран-при Японии Лиам Лоусон опережает партнера по команде − 11-е и 12-е место. Хельмут Марко и Кристиан Хорнер обсуждают итоги и первый бросает фразу, что новозеландец классный гонщик, и Юки придется нелегко.

«Признаться, после гонки было так тяжело, что не до радости, − откровенничает Лоусон. − Думаю, пока не придет уверенность или не будет постоянного контракта, радоваться будет сложно».

Хорнер настолько впечатлился успехами Лиама, что вызвал его на разговор тет-а-тет: «Что касается тебя, ты отлично справляешься. Твои результаты впечатляют и меня, и всю команду. Но они объявят на следующий Даниэля и Юки. Это случится утром. Не унывай. У тебя еще будет шанс».

Гран-при Катара Лиам Лоусон откатывал зная, что это его последняя гонка за «Альфа Таури» − по крайней мере, в сезоне. Однако несмотря на такое решение, новозеландец явно оказался на карандаше у боссов.

«Не знаю, что даже сказать. Я обошел того, кто получит место. Там должен быть я. Конечно, это обидно. Очень много эмоций, если честно. Это опустошает», − Лоусон тяжело воспринял новость о том, что пока не получит место.

Решение продолжить с Риккардо, а не Лоусоном, объяснили просто: сейчас больше нужен опыт. Для обеих команд правильный выбор − Даниэль и Юки в качестве основных пилотов, а Лиам − резервный. Хорнер пояснил, что Риккардо своими глазами видел, какой за его спиной сидит конкурент. Это должно придать сил, ведь в конкуренции рождается результат. И это поможет ему вспомнить самого себя времен «Ред Булл».

Для пущего драматизма Netflix пропустил этап в США, показав сразу Мексику. Через Петера Байера добавили нагнетания, что Даниэль Риккардо просто обязан принести очки команде, которая не может быть десятой в Кубке конструкторов. И мы знаем, что австралиец завоюет шесть баллов.

Эпизод 10. Red or Black (Красный или черный)

Гран-при Лас-Вегаса − самая ожидаемая гонка по мнению гонщиков. У парней было свободное время и некоторые из них (как минимум Гасли и Леклер) отправились в казино. По словам Пьера, удача сперва сопутствовала монегаску: он утроил стартовый капитал, но потом «все слил».

Шоураннеры вытянули из последних сил противостояние «Мерседес» и «Феррари». Во второй половине сезона «алые» собрались и стали наверстывать отставание. Перед последними двумя гонками оно составляло всего 20 очков.

«Кто самый тщеславный менеджер команды?» − вопрос Фредерику Вассеру. Босс «Феррари» лишь ухмыльнулся.

Во время свободной практики небольшой люк на трассе серьезно повредил болид Карлосу Сайнсу. Машину пришлось пересобирать с нуля, а испанец получил штраф. На пресс-конференции Вассер не скрывал злости и раздражения из-за произошедшего, так как удар полностью уничтожил монокок, двигатель и аккумулятор.

Ведущий пытался переключить босса «Феррари» на высказывание о самом Гран-при, но француз сказал ему, что он сейчас явно не лучший собеседник и вновь перечислил все те проблемы, которые принес люк болиду Сайнса. Пришлось даже вмешаться Тото Вольффу, который сказал, что задающий вопросы сам себя сейчас закапывает.

Во время гонки Карлос Сайнс смог прорваться на шестую позицию, а Леклер в борьбе с Пересом вырвал второе место. Оба «Мерседес» оказались ниже − седьмое и восьмое место. «Это не то, к чему мы стремились», − Тото Вольфф назвал гонку в Лас-Вегасе провалом. Между «красными» и «черными» остался разрыв всего четыре очка.

Под конец серии вспомнили, что кроме битвы «Феррари» и «Мерседес» за второе место, «Макларен» и «Астон Мартин» посражаются за четвертую строку. Зак Браун назвал Алонсо гонщиком, который способен все перевернуть, и пояснил: для команды из Уокинга четвертое место будет отличным результатом, учитывая начало сезона. Пятое он назвал провалом, так как на последних гонках его команда была явно быстрее зеленого болида.

«Лоренс [Стролл] прислал мне сообщение. Я бы не назвал его дружеским стебом. И вообще, оно не очень цензурное», − откровения от Брауна. Похоже, что канадец ровно такой в жизни, каким кажется на камеру: жесткий и без тормозов. Зак считает, что на старте сезона у Стролла был второй по силе болид, а у них − девятый. Однако пакеты обновлений у «Макларена» оказались сильно лучше.

Во время собрания в паддоке Алонсо поделился своей тактикой на гонку: стартовать позади Пиастри и Норриса, поддеть своим болидом ближайшего из них, чтобы тот вынес впереди идущего. Конечно, Фернандо шутил.

Пьер Гасли оценил прогресс «Альпин»: «лучше, чем казалось». После он признал, что их отношения с Оконом по сравнению с последними десятью годами заметно улучшились.

«Мерседес» отстоял вторую позицию у «Феррари» благодаря третьему месту Рассела, «Макларен» защитил четвертое от «Астон Мартин», а «Хаас» так и остался десятым. Леклер был очень разочарован тем: выложился, стал вторым в гонке, но это не помогло. Весь круг возвращения монегаск ругался по радио, но при этом после сказал, что команда в любом случае поработала хорошо и сделала задел на следующий сезон.

Несмотря на серьезный откат во второй половине сезона-2023, Лоренс Стролл заявил, что в следующем году команда продолжит борьбу за мечту − чемпионство. У Зака Брауна тоже наполеоновские планы − быть в первых рядах. Хорнер подчеркнул, что победа Макса Ферстаппена уникальна, так как его болид был первым в 95,4% гонок. Такой результат вряд ли кто-то сможет повторить в будущем.

И как вам такой сезон?

Фото: Netflix; HOCH ZWEI/Global Look Press; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene