15 мин.

С нами Бог!

Фёдор Емельяненко

Сегодня один из Величайших православных праздников – Рождество Христово. Поэтому в своём монологе я бы хотел поговорить о совместимости профессионального спорта и Православия, о спортсменах, ведущих активную духовную жизнь в лоне Русской Православной Церкви.

«Пути Господни неисповедимы» - говорится в Апостоле. К спортсменам эта фраза подходит как нельзя кстати. Люди разными способами приходят к Богу: кто-то выносит духовные ценности из детства, из семьи, кто-то открывает для себя мир религии уже в сознательном возрасте, ища «высшей истины», а кто-то находит Бога, сталкиваясь с трудностями и препятствиями в жизни. Пожалуй, жизнь профессионального спортсмена, чаще всего приводит его к Богу по третьему пути. Хотя, безусловно, есть примеры воцерковлённых с детства спортсменов.

В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело. Но душа, при этом, важнее, т.к. через неё постигается полнота жизни и достигается внутренняя гармония. Существует выражение «в здоровом теле – здоровый дух». Конечно же, это не аксиома. Это некий идеал. Потому и редко встречающийся. Более подробно об этом можно почитать в Википедии.

Спортсменам нелегко вести полноценную церковную жизнь из-за сложного распорядка дня, режима, тренировок

В современном мире искренне верующие спортсмены – явление довольно редкое. В процессе профессиональных занятий спортом (особенно высших достижений), людям приходится сталкиваться со многими трудностями, проблемами (личного и психологического характера), травмами, они от многого отказываются, многим жертвуют ради спорта и успеха. Неудивительно, что некоторые из них бросают спорт, другие «ломаются», получая психологические травмы на долгие годы, третьи ищут утешение в чём-то другом.

Конечно, спортсменам нелегко вести полноценную церковную жизнь из-за сложного распорядка дня, режима, тренировок. Они не всегда имеют возможность посещать службы, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты и праздничные дни. Поэтому каждый случай «спортивного воцерковления» вдвойне показателен и приятен.

Более весомым является другой вопрос: насколько профессиональный спорт противоречит духу Православия? Многие православные священники рассуждали об этом. Не секрет, что профессиональный спорт и «здоровый образ жизни» – не синонимы. Первое – это не просто физкультура, занятия по укреплению физического состояния, а – упорное стремление, направленное на построение спортивной карьеры. И на профессиональном спорте можно весьма сильно подорвать здоровье. Очень важно, с каким внутренним настроем, с какой идеей человек занимается спортом. Да, желание победить у спортсмена должно быть. Но это очень обманчивое чувство, особенно для несильных духом людей. Оно не должно перерастать в гордыню, стремление унизить соперника, показать своё мнимое превосходство в других смыслах, кроме непосредственной спортивной составляющей. Спорт не должен порождать гордость или уныние, он должен дарить душевную радость (себе и другим), укреплять тело. Спортсмен должен помогать понимать другим людям, что не злость и алчность – слагаемые успешных занятий спортом, а любовь, доброта и уважение.

Занятия спортом – это совершенствование, волевая подготовка, целеустремленность

Увы, в профессиональном спорте гораздо больше примеров, когда люди гонятся в первую очередь за деньгами и славой, не заботясь о нравственной составляющей своей жизни в спорте. Гордыня – страшный грех. Спорт должен учить побеждать, в том числе себя, преодолевать трудности. Это – совершенствование, волевая подготовка, целеустремленность.

К слову, есть много примеров, когда сами священники в прошлом являлись спортсменами (хотя и непрофессиональными) или активно им занимались. А некоторые занимаются им, находясь в священном сане. Каждый, кто хоть раз посещал Пасхальную службу, понимает, что здоровые и сильные ноги нужны как прихожанам, так и священнослужителям. Спорт – как укрепление тела и духа – есть благо.

Я не буду слишком глубоко влезать в эту тему, т.к. преследую несколько иную цель, но рекомендую послушать рассуждения митрополита Иллариона о совместимости спорта и религии.

Лично я всегда с удовольствием слушаю и читаю высказывания нашего известного православного миссионера протодиакона Андрея Кураева (он интереснейший человек, очень умный и увлекательный рассказчик; рекомендую всем его статьи, лекции, книги). На тему спорта, к примеру, он высказывался несколько раз. По его словам, современный спорт – это огромный бизнес, огромные амбиции, огромные гонорары. И сложно, находясь в центре всего этого, оставаться христианином в полном смысле этого слова. Ведь как говорил Христос, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 18-25). Человеку, которому есть что терять, очень сложно ото всего отказаться. А для профессиональных спортсменов эта тема очень злободневна.

Как видим, вопрос соответствия Православной веры и профессионального спорта не такой простой и однозначный.

Перейдём к православным профессиональным спортсменам. Сходу сложно назвать даже некоторых из них (в отличие от католиков, протестантов и баптистов, православные христиане не очень любят афишировать свою религиозную принадлежность), тем не менее, они есть. Многие наши спортсмены крестятся перед началом состязаний, но это отнюдь не означает их воцерковлённость и глубокое религиозное чувство, но, также, и не отрицает его.

В советское время показывать свою религиозную принадлежность было не только не принято, но даже нежелательно. Тем не менее, известны примеры очень известных спортсменов, находивших место для Бога в своей жизни даже в то время.

К Владиславу Третьяку вера пришла в конце 70-х годов, когда он побывал в Троице-Сергиевой лавре

Например, в этой статье рассказывается о Владиславе Третьяке. По его словам, вера пришла к нему в конце 70-х годов, когда он побывал в Троице-Сергиевой лавре и пообщался с архимандритом Алексием. Вот почему в своих молитвах прославленный хоккеист чаще всего обращается к образу Сергия Радонежского, основателя Лавры. Недавно Третьяк даже раскрыл маленькую тайну: будучи действующим хоккеистом, он крестился, выходя на лед. Огромная вратарская перчатка скрывала от любопытных его жесты – голкипер старался сделать так, чтобы никто не видел, как он молится. Надо ли говорить, что сегодня Третьяк может спокойно ходить в церковь.

В той же статье можно прочитать и историю Эдуарда Малофеева, являвшего собой очень яркий пример верующего футболиста. Он был хорошим нападающим, играл за сборную СССР, а впоследствии стал неплохим тренером. Еще юношей он пел в церковном хоре в Коломне. Уже тогда он знал наизусть все молитвы и соблюдал обряды русской православной церкви. В зрелом возрасте сам стал сочинять стихи на религиозные мотивы. Надо отметить, что высшие силы ему часто помогали. Так, в 1966 году, будучи в то время игроком скромного минского «Динамо», он поехал в составе сборной СССР на первенство мира в Англии. Уже в стартовом матче против команды КНДР форвард забил два гола. Его почин поддержали партнеры. Сборная СССР сумела добиться на Туманном Альбионе своего наивысшего результата в истории – выиграла бронзовые медали мундиаля. Сам Малофеев говорил, что в жаркие дни чемпионата часто повторял молитвы и обращался к Богу.

Малофеев даже на предматчевых установках больше говорил о душе, о Боге, призывая играть в «искренний», то есть открытый футбол

В 1982 году молодой тренер сумел первый и последний раз привести минское «Динамо» к «золоту» первенства СССР. И снова, по его словам, рядом с ним была Библия. Спустя два года Малофеев возглавил национальную сборную. Под его руководством команда сенсационно обыгрывала англичан, немцев, датчан, а по результатам отборочных матчей завоевала путевку на чемпионат мира в Мексике. Но буквально за месяц до начала турнира Малофеева сняли. Его место занял наставник киевского «Динамо» Валерий Лобановский. Потом Малофеев не раз публично призывал коллегу «покаяться перед Богом», потому что тот, по его мнению, поступил тогда не совсем честно, согласившись принять сборную. Он также упрекал знаменитого киевлянина в том, что тот пропагандирует откровенно рациональный, прагматичный футбол. Если тактика Лобановского строилась во многом на основе современных, в том числе медицинских, технологий, то Малофеев даже на предматчевых установках больше говорил о душе, о Боге, призывая играть в «искренний», то есть открытый футбол. Лобановский не стал раскаиваться, а на Малофеева многие стали посматривать с ироничной улыбкой.  Своим взглядам он не изменил по сей день.

В той же статье, упоминается и история нашего великого пловца, многократного чемпиона мира и олимпийского чемпиона Александра Попова. Он являет собой пример того, как жизненные ситуации могут влиять на мировоззрение человека. Александр пришёл к вере после того, как в уличной драке его ударили ножом. Он выжил, а хирург, оперировавший его, стал его крёстным отцом.

В связи с этой историей, сразу можно упомянуть и про Павла Дацюка с его крёстным отцом Владимиром Васильевичем Крикуновым. Вот рассказ сестры Дацюка  – Ларисы: "«Динамо-Энергия» по контракту после сезона должно была дать брату квартиру. Он во время сезона получает травму. Причем отыграл полматча с порванными связками! Он это понял только после сирены. Все встают, а он встать не может… Операцию ему в Екатеринбурге сделали неудачно. Нога перестала сгибаться вообще. А больные игроки никому не нужны. Квартиру Паше не дали: «Ты же до конца сезона не доиграл…». Спасибо Крикунову. Он теперь у Павлика – крестный. Когда брат после травмы прилетел в Казань, у тренера первый вопрос был: «Ты – крещеный?» – «Нет». Врачи на него посмотрели и сказали: «Сперва креститься – потом лечить»". Не удивительно, что Павел всегда подчёркивает своё уважение к Крикунову, отмечая важную роль Владимира Васильевича в его жизни.

Сам Дацюк в одном из интервью упомянул, что иногда посещает в церковь даже в Америке.

О степени воцерковлённости Евгения Малкина возможности порассуждать нет. Единственное, что на меня сильно подействовало, как перед матчами Кубка первого канала, во время исполнения гимна он целовал свой крестик. Его поведение и интервью дают повод считать, что Православная вера занимает в его жизни немалую роль.

Ярким персонажем среди верующих спортсменов является и Анатолий Бышовец. Думаю, все помнят его «нет предела человеческой мерзости». В одном из интервью он рассказывал следующее: «В наше время большинство футболистов были комсомольцами. Нынешние игроки имеют возможность спокойно ходить в церковь, но большинство из них даже не читали Библию. Хотя есть и исключения, например вратарь Роман Березовский или не так давно завершивший карьеру известный игрок «Локомотива» Володя Маминов. В моей карьере, кстати, были случаи, когда религия играла важную роль. Так, когда я пришел тренировать португальский «Маритиму», команда была разрознена, и мне в короткий срок необходимо было игроков объединить. Я обратил внимание, что собранные в клубе португальцы и бразильцы очень религиозны. Постоянно крестятся, возводят руки к небу, шепчут «О, деуш». Тогда я попросил как бы невзначай повесить в кабинете мою фотографию на аудиенции с папой Иоанном Павлом Вторым. Игроки сразу обратили на нее внимание, и отношение ко мне стало меняться. Иногда перед началом тренировок я даже читал им выдержки из Библии. И дела у команды пошли на поправку».

«Но есть, есть Божий суд наперсники разврата!»

Говоря о футбольных тренерах, не могу не упомянуть близкого моему сердцу Владимира Григорьевича Федотова (Царствие ему небесное). Самой известной его фразой на пресс-конференции (не считая лигочемпионской мелодии на звонке его телефона и удивленная реакция Григорьича на неё) стала цитата из лермонтовского стихотворения «Смерть поэта»: «Но есть, есть Божий суд наперсники разврата!», произнесённая им после кубкового матча с «Локомотивом». Увы, мне ничего не известно о его религиозных взглядах, но его бесконечная доброта, его улыбающийся светлый лик, его поведение и поступки, дают основание полагать, что он был верующим человеком. По крайней мере, его похороны прошли по Православным традициям. Светлая ему память!

Завершая тренерскую тему, упомяну ещё одного известного человека – теперь уже бывшего тренера мужской волейбольной сборной Владимира Алекно. Говоря о победе на Олимпиаде в Лондоне, он упомянул, что тактическое решение, позволившее ему переломить ход неудачно складывающего матча, есть ни что иное, как Божий промысел. Это мнение главного тренера, а не какого-то обывателя. Думаю, он знает о чём говорит.

Давно не секрет, что в послесоветское время наши различные команды (клубы и сборные) стали обращаться к православным священникам за благословением. Батюшки ездят с нашей сборной на Олимпиады, оказывая духовную помощь и поддержку (увы, как рассказывали батюшки, не многие спортсмены посещали молебны; надеюсь, причина этому – всё тот же соревновательный режим).

Наши Олимпийцы с Патриархом Кириллом

Отдельно стоит упомянуть паралимпийцев. Спортсмены-инвалиды – это наиболее яркий пример того, какая роль в жизни человека отводится спорту. Среди паралимпийцев очень много воцерковлённых спортсменов. Как говорит Патриарх Кирилл: «Одним фактом своего участия вы свидетельствуете всему миру о победе человека над самим собой. Вне зависимости от результатов сам факт вашего участия в соревнованиях является выражением этой великой победы».

Паралимпийцы посетили Храм

Различные клубные команды по определённому поводу порой посещают богослужения и молебны. Увы, причины этих посещений не всегда радужные. Как правило, это либо «прошение о помощи на соревнованиях», либо «прошение о прерывании неудачной серии матчей», либо поминальная служба (как было в случае с ярославским «Локомотивом»).

Любителям таинственности могу напомнить историю о том, как перед матчем с Украиной в 1999 году на сбор нашей футбольной сборной приехал батюшка. Все игроки пошли на беседу и молебен. Все, кроме Александра Филимонова. Мы помним, чем это всё закончилось. Этим я не хочу сказать ровным счётом ничего. Привёл эпизод для справки.

А вот у питерского «Зенита» даже есть свой персональный духовник – священник Глеб Грозовский. Причём сам он – бывший футболист. В своём интервью он не называет конкретных фамилий «особо верующих» футболистов команды, но выделаяет христианские качества Сергея Семака, отмечая, что он мог бы стать священником. Из других игроков я бы выделил Александра Анюкова. Как-то видел репортаж о нём в какой-то передаче, где говорилось, о том, что Анюков как раз такой молчун потому, что не хочет выносить свою духовную жизнь наружу, что частенько посещает храм. У меня нет оснований не доверять этому.

Игорь Акинфеев, к слову, также в одном из интервью рассказывал, что ходит в храм «ставить свечи». Увы, полноценной церковной жизнью это не назовёшь, но сам факт отрадный и похвальный. Возможно, это лишь первая ступень, а возможно, просто многого мы не знаем.

Самым удивительным для меня стало то, что осознанное движение в сторону Православия сделал Андрей Аршавин. Он, конечно, не ангел, но и не так страшен. Важно, что у него есть желание быть лучше, а значит придут и дела (ибо «вера без дел мертва»). Он даже получил памятный знак мученицы Татианы от РПЦ, вручаемый за общественную активность и работу с молодёжью. В одном из интервью он рассказал, что крестился уже в сознательном возрасте, что старается посещать храм, даже живя за границей, и своим детям прививает веру в Бога. Впечатляет.

Не так давно, в сентябре 2012 года, прошла встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с известными спортсменами (как действующими, так и бывшими). Уж не знаю, на сколько все присутствующие там спортсмены являются воцерковлёнными, но насчёт одного из них сомневаться не приходится. Думаю, все его узнают. Посмотрите, послушайте:

Для тех, кто не посмотрел или не понял, о ком идёт речь, говорю: о Фёдоре Емельяненко (блестящий монолог Фёдора на выше имеющемся видео примерно с 36 минуты). Фёдор – самый известный православный спортсмен. Он всегда благодарит и славит Господа во всех интервью, после всех выступлений. При этом в нём нет ни капли зазнайства, нет ни малейшего желания заподозрить его в неискренности. Фёдор – образец православного христианина-спортсмена. О нём можно говорить бесконечно долго, его отношению к Богу можно посвятить целую статью. Безусловно, он воцерковлён, у него есть духовный наставник. Фёдор не только живёт церковной жизнью, но и обладает многими знаниями о Православной вере, её догматах и истории.

Фёдор Емельяненко

Духовный наставник Фёдора Емельяненко рассказал какую большую роль в жизни нашего спортсмена играет вера. Рассказ самого Фёдора можно послушать здесь:

Очень хорошее интервью Фёдор дал православному журналу «Фома». Для меня главным в его высказываниях было то, что он никогда не испытывает агрессии к сопернику (это удивительное качество для бойца, ведь соперник – это фактически твой враг, но Фёдор никогда не озлоблен ни перед боем, ни после него), он просто старается хорошо выполнять свою работу. «Если бы по профессии я был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду» - так говорит Фёдор. Он искренне считает, что Господь сподвиг его на занятия спортом и всей своей деятельностью он должен его славить: «Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить». Этой фразой должны руководствоваться все.

"Занимайтесь спортом и верьте в Бога!" (А. Емельяненко)

Стремится к Богу и его брат – Александр. Степень его воцерковления мне неизвестна, но его последние интервью дают понять то, что он к Богу стремится. «Уважаемые фанаты, летом этого года я был в мужских монастырях на острове Афон в Греции, это одно из самых почитаемых христианами мест на земле. Сейчас я опять решил вернуться на Афон и пробыть здесь несколько месяцев. Я благодарю Вас за поддержку, за то, что вы были со мной в этот последний и трудный для меня месяц. Я поздравляю Вас с Новым годом и Рождеством! Желаю богатырского здоровья, счастья и гармонии внутри себя! Занимайтесь спортом и верьте в Бога!» Последняя фраза особенно приятна и показательна, а также актуальна в свете сегодняшнего праздника.

«С нами справедливость, Бог и правда» (О. Зайцева)

Лучшая российская биатлонистка Ольга Зайцева после победы в гонке преследования в Оберхофе в интервью СЭ поздравила всех с Рождеством. «С нами справедливость, Бог и правда» – с этим сложно не согласиться. На примере Ольги, также как и на примере Фёдора Емельяненко, видно, что те спортсмены, которые, несмотря ни на что, стараются выполнить свою работу до конца, достигают больших результатов. Потому что они честны. И перед собой, и перед Богом.

Не буду скрывать, что верующие спортсмены вызывают у меня особую симпатию независимо от принадлежности к какому-то клубу или виду спорта. Заканчиваю свой затянувшийся монолог. Тема обширная и благодатная для освещения и обсуждения. Надеюсь, каждый почерпнёт в нём для себя хоть что-то. Если кого-то из ярких представителей верующих православных спортсменов не упомянул в этом материале – не обессудьте. Про всех я просто не знаю. Поделитесь своими примерами таких спортсменов в комментариях.

Поздравляю всех Православных христиан с Рождеством Христовым!

 

 P.S. Рецепт праздничного поросёнка от православного (как он сообщает в своей конференции) Василия Уткина.