10 мин.

Итоги года в CS:GO: игры в онлайне, расширенный игровой ростер, s1mple против ZyWoo

До Нового Года остается совсем ничего. Большие тир-1 ивенты по дисциплине CS:GO закончились еще неделю назад, а значит можно подводить некоторые итоги уходящего года.

ЭРА ОНЛАЙНА

Год оказался максимально контрастным по разным причинам. Самая главная – это конечно проведение турниров не в LAN формате, а в онлайн (спасибо, COVID-19). Начался год все же как обычно, без форс-мажоров: ICE Challenge, BLAST Premier и IEM Katowice проходили в привычном LAN режиме и ничего не предвещало проблем, хотя уже в ходе проведения игровых состязаний в Польше был ограничен доступ зрителей на стадионы. Тотальный перевод всех киберспортивных мероприятий на онлайн режим сильно ударил по командам и организаторам турниров, которые за период пандемии понесли большие экономические потери, недосчитавшись выручки с продажи билетов и прав рекламодателей.

Не менее сильно онлайн усложнил задачи киберспортивным организациям. LAN формат подразумевает под собой игровую закрытую сессию, в которой обмен данными происходит при непосредственном подключению компьютеров игроков и администратора к одной локальной сети. Скорость передачи в таком случае очень высока, при которой практически не происходит задержек и потери данных, а значит технический фактор не влияет на игру, и соперничество сводится только к умениям и мастерству двух команд.

В режиме онлайн игроки играли из своих домов, некоторые команды собирались на буткемпах, но так или иначе игровая сессия проходила на удаленных интернет-серверах, а значит в противостояние команд включались такие факторы как: качество интернет провайдера, удаленность расположения сервера от игрока и т.д. Если объяснять простыми словами то, чем дальше располагается сервер от игрока, тем выше ping (задержка получения данных) и loss (потеря пакетов данных).

На фоне этого произошло разделение лучших команд мира по территориальному признаку: американские и европейские команды не могли играть на одном сервере, потому что качество интернет соединения на противоположных континентах не позволяло использовать сервер в одинаковых условиях. Лишь под конец года некоторые американские команды приехали в Европу на буткемп, чтобы поучаствовать в крупных ивентах и сразиться с топовыми европейскими командами. Но уровень их игры наглядно показал, как повлиял территориальный раскол, ведь в Американском регионе уровень конкуренции тир-1 команд ограничен 5-6 командами, что породило процесс стагнации тактических задумок и индивидуальных показателей киберспортсменов. Из всех команд, приехавших в Европу, лишь Liquid вышли в финал турнира, где без шансов проиграли Astralis.

Помимо технической составляющей, проблемы возникают по причине недостаточной или некачественной коммуникации членов команды. На LAN вся пятерка сидит в непосредственной близости друг от друга и может наблюдать ситуацию на карте по монитору соседа и быстро передавать и получать информацию тиммейтов.

Также не стоит забывать о боевом духе команды и атмосферу стадиона и зрителей, когда ты чувствуешь поддержку и некоторое давление, которое на одних сказывается позитивно, а на других нет. Но именно это и отличает профессиональных киберспортсменов от любителей – способность адаптироваться к внешним факторам и сделать их своим преимуществом. Это как в любом игровом виде спорта с полными стадионами, телекамерами и ведущими. Поэтому с переходом в онлайн пропал соревновательный дух соперничества, команды из топ-20 и топ-30 рейтинга HLTV нашли в этом свое преимущество, за счет снижения давления со стороны именитых команд и их болельщиков в очных встречах, матчи превратились в рандомайзер.

Так, датская организация Heroic, до этого считавшаяся крепким середняком, стала лучшей командой мира, выиграв за два месяца два крупных ивента: ESL One Cologne и DreamHack Open Fall, выиграв в обоих финалах “best of 5” Vitality, которых считали фаворитами и имеющих в составе Матье «ZyWoo» Эрбо, одного из лучших игроков мира прямо сейчас. При этом в финале Кёльна датчане просто не оставили шансов, обыграв французов 3-0. Помимо этого было множество матчей, в которых результаты матчей были сенсационные, когда аутсайдеры обыгрывали фаворитов, на первый взгляд, необоснованно.

Пока середняки пользовались преимуществом онлайна, некоторые сильнейшие коллективы мира не смогли приспособиться к новому формату. Команда Luquid, показавшая в 2019 году великолепные результаты, удерживающая первую строчку топа HLTV в течение трех месяцев, сместив мастодонтов Astralis, по итогам года заняла лишь 10 место, во многом благодаря выходу в финал на последнем большом турнире года ICE Global Challenge. В течение года «жидкие» опускались до 17 места.

Fnatic, неплохо начавшие 2020-й, даже были топ-1 мира, хоть и недолгое время, во второй половине года скатились до уровня середняков и закончили на 14 строчке.

Evil Geniuses, купившая полноценный ростер организации NRG в сентябре 2019 года, после уверенного выступления на мажоре в Берлине, где команда заняла 3-4 место, уступив в полуфинале будущим победителям Astralis, в течение года болталась в первой десятке, изредка из нее выпадая, даже единожды была топ-1, за счет побед над тир-2, тир-3 командами Американского региона, скатилась по итогам года на 16 место, проиграв матчи в Европе командам из топ-10.

Сюда же можно было приписать и неудачи Faze Clan, но на их спад также сильно повлияла атмосфера в команде, частые ротации игроков и, в завершение, трансфер Николы “NiKo” Ковача в G2 Esports.

Полная версия рейтинга на сайте hltv.org

РАСШИРЕНИЕ ИГРОВОГО РОСТЕРА

В начале лета в команде Astralis произошли очень серьезные решафлы: капитан команды Лукас “gla1ve” Россандер и рифлер Андреас “Xyp9x” Хойслет ушли в инактив на неопределённый срок. Свой выбор они объяснили необходимостью отдыха и восстановления после большого количества матчей. На их место организация подписала сразу четырех(!) игроков в течение небольшого промежутка времени.

Команду пополнили Якоб «JUGI» Хансен, Патрик «es3tag» Хансен, Лукас «Bubzkji» Андерсен и Марко «Snappi» Пфайффер. Для игровой индустрии это стало разрывом всех шаблонов: все команды играли своей пятеркой на любых картах и не тасовали состав.

Astralis произвели революцию, сделав возможным использование определенных игроков на их сильнейших картах. Это может сильно изменить баланс матчей, поскольку зачастую каждая команда имеет в своем маппуле 6 из 7 карт. Из этих шести карт, три или четыре являются предпочтительными, на которых высокий процент побед. А теперь, с появлением длинного ростера, появилась возможность улучшить показатели на своих слабых картах и создать проблемы сопернику на этапе выбора карт перед матчем.

Забегая вперед, хочу сказать, что опыт Astralis оказался неудачным, так как уход капитана и постоянные замены ухудшили показатели команды.

Xyp9x и gla1ve ушли в инактив на три месяца из-за усталости от большого количества игр

Но буквально в октябре этого года французская организация Vitality подписала шестого игрока, которым оказался бельгиец Набиль «Nivera» Бенрлитом, младший брат некогда лучшего аимера в истории CS:GO Адиля «ScreaM» Бенрлитома, пришедший из команды Heretics. Не прошло и месяца, как перетасовка игровой пятерки в течение матча начала приносить результаты. Nivera закрывал проблемные позиции Vitality на Inferno и Dust II. Наглядным примером стал финал  IEM Beijing-Haidian против Natus Vincere. Проигрывая по ходу матча 0-2 по картам, французы вернулись в игру и выиграли 3-2. Лучшим игроком стал как раз таки бельгиец, закончивший матч с показателем 1.30.

Сделав выводы из обидного поражения, команда Natus Vincere, также пошла на отчаянный шаг и добавила в ростер семнадцатилетнего Валерия «B1t» Ваховского, выступающего в молодежной академии Navi Junior, для замены Егора «flamie» Васильева на карте Inferno. Нельзя сказать, что замена оправдала себя на 100%, но B1t показал неплохой результат за короткое время работы с командой и дважды сыграл против Astralis, показывая не по годам зрелую игру и хорошее взаимопонимание с командой.

s1mple vs ZyWoo

И, конечно, главной интригой года остается вопрос: кто станет топ-1 2020 года по версии HLTV: Александр «s1mple» Костылев или Матье «ZyWoo» Эрбо.

В 2019 году между ними развернулась невероятная борьба за звание лучшего игрока мира, но победил все-таки француз. В этом году, несмотря на игры в онлайне, герои те же. Оба игрока имеют рейтинг 1.29, из ближайших к ним представителей тир-1 сцены только Бенжамин «BlameF» Бремер из Complexity с показателем 1.23.

Очная статистика s1mple и ZyWoo за 2020 год

В пользу Зайву говорят последние результаты команды, в том числе невероятный камбек в финале IEM Beijing-Haidian, а также четыре игры в финалах, в которых его команда, к сожалению, проиграла.

За Симплом второе место на ICE Challenge, первое на BLAST Premier Spring Series и победа на IEM Katowice, крупнейшем LAN-турнире этого года. По ходу турнира NaVi обыграли самые грозные команды мира: Faze, Liquid, Astralis и G2 – и сделали это непринужденно и легко, будто играли против любительских команд. Тогда весь мир говорил о начале новой эры NaVi в CS:GO. Их считали главными фаворитами предстоящего мажора, который должен был пройти в мае в Рио-Де-Жанейро. Стоит отметить, что все эти турниры были формате LAN. Но пандемия вставила палки в колеса, и мажор был перенесен на конец года, а потом и вовсе отменен.

Оба игрока, в случае победы, станут двукратными лауреатами премии HLTV, при этом ZyWoo может повторить достижения великих игроков Кристофера «GeT_RiGhT» Алесунда и Марсело «coldzera» Давида, став победителем два года подряд.

Нас ждет невероятное противостояние не только в этом году, но еще на 3-4 года вперед. У Симпла появился соперник высочайшего уровня, которых не было уже давно. Это сопоставимо с самым главным соперничеством в спорте Криштиану Роналду и Лионеля Месси. Сколько угодно можно проводить параллелей между ними, но выбрать лучшего невозможно, потому что очень много критериев для оценки, и один и другой лучше в том или ином показателе.

ИТОГИ

Очень жаль, что год прошел без мажора, и игры были в большинстве своем онлайн, но эта ситуация показала и свои плюсы. Большое количество популярных СНГ стримеров и киберспортсменов устраивали шоуматчи и благотворительные акции, на которых собирали деньги на лечение больных коронавирусом. Благодаря этому выросла популярность игровой сферы в целом.

Может показаться нонсенсом, но сейчас очень высокая вероятность того, что киберспорт в будущем будет становиться только популярнее и вскоре затмит или будет наравне с известными нам видами спорта, которые мы так любим смотреть на телевизоре и в интернете. Когда-нибудь люди будут собираться вместе у себя в домах или спортбарах, чтобы лицезреть противостояние лучших команд мира по разным киберспортивным дисциплинам, это уже не за горами.

Всех с наступающим Новым Годом! Хороших тиммейтов и будущих побед!