13 мин.

История «Астон Виллы». Первый трофей (1877-80)

alt

Хантер

«Мой первый матч за «Виллу» – и вообще первый в Англии – получился достаточно необычным. Он был «товарищеский», но это определение стоило использовать только в профессиональном смысле. Это было самое нетоварищеское мероприятие, в котором я когда-либо участвовал. В соперниках были «Бертон Робин Гудс», и «Вилла» отправилась в Бертон, чтобы с ними встретиться. С самого начала стало ясно, что никто в Бертоне не хочет, чтобы мы выиграли этот матч, и что они сделают все возможное, дабы этого не допустить. Принимали нас не очень и всякий раз, как мы что-то создавали впереди, толпа болельщиков недовольно гудела. Мы без опасений продолжали играть по-своему; и, словно в подтверждение этого факта, очень скоро выяснилось, что мы сильнее противника.

Когда мы забили первый гол, кровь «Робин Гудов» начала вскипать. Они играли грубо, но мы не поддавались и шли в атаку. Не скажу, что было приятно, ведь одно дело жестко бороться, и совсем другое – биться как дикари. Ну, а потом мы забили еще. Гнев «Робин Гудов» достиг предела, а ярость болельщиков была сродни всепоглощающему пламени.

Что, думаете, они сделали? Взяли и встали в ворота, прямо несколько сотен людей, сформировавших непробиваемый щит, так что когда мяч попал в створ, то просто отскочил обратно в поле, и «Робин Гуды» начали утверждать, что никакого гола не было. Им это, конечно, было на руку, но мы мириться не собирались. Тот победный удар нанес «Эвергрин» Сэмми Лоу, наш центрфорвард, которого мы и обступили. Судья засчитывать гол не стал, и в знак протеста мы покинули поле.

Я не жалею, что ушел, поскольку во время игры один из бертонцев вообще потерял контроль над собой, ни с того ни с сего срывался в мою сторону и преследовал по всему полю. Он закатал рукава и каждый раз, приближаясь ко мне, в очень угрожающей манере поднимал кулаки. Думаю, он был серьезно настроен, но мне удалось отделаться от него и спасти свою жизнь».

Этим октябрьским матчем «Астон Вилла» открывала сезон 1878/79. Воспоминания о нем принадлежат Арчи Хантеру, тогда еще 19-летнему парню из шотландского Эйра. В августе он впервые в жизни пересек границу с Англией и перебрался в Бирмингем. Поначалу он никого и ничего здесь не знал, однако со временем обжился, завел друзей и все пошло гораздо лучше. То же, считай, получилось с его английской футбольной карьерой, так недружелюбно стартовавшей в Бертоне.

«Астон Вилла», в которой Арчи оказался далеко не сразу, на ту пору также испытывала разные жизненные перемены. Летом 1878-го клуб насовсем оборвал свою связь с Уэслианской церковью, где был создан четыре года назад. Вероятно, отчасти на это повлияла очередная смена президента – после преподавателя библейского класса мистера Хартшорна и преподобного Бичкрофта пост занял Уильям Медликотт Эллис, видный 58-летний бирмингемский политик, церковнослужитель и общественный деятель. Потихоньку стали расходиться и пути основателей: немногие продолжали выходить на поле, кто-то стал помогать в роли арбитра или члена комитета, кто-то решил выступать за другие коллективы, а кто-то просто завязал с футболом.

                                                     

alt

Напрямую и не очень все перечисленное было связано с тем огромным влиянием, которое на «Виллу» оказывали шотландцы. Самый наглядный тому пример родился в октябре 1878-го, когда на клубных документах – а дальше и на форме – впервые появилась эмблема стоящего на задних лапах льва (один из символов Шотландии) с девизом «Prepared».

С тех пор, как в «Астон Виллу» пришли Джордж Рэмзи и Уильям Макгрегор, та начала постепенно расставаться с образом заурядного церковного клуба, стала развиваться и заявлять о себе. Работа велась повсюду. Футболисты продолжали осваивать более разумный, командный стиль игры. Вдобавок к основе сформировались второй и третий составы. После обустройства Перри Барр и появления кое-какой популярности начала расти прибыль с матчей (с 1880-го годовой доход был уже трехзначный).

Результаты «Виллы» под напором шотландского энтузиазма пошли вверх с сезона 1877/78. Ту кампанию команда закончила с достойными показателями в 12 побед, 2 ничьи, 3 поражения и разницей мячей 74-14. Почти тех же цифр удалось достичь и через год, притом, что уровень соперников тогда несколько подрос. Больше всего здесь выделяются две победы над «Бирмингемом» (не «Сити»), ведущим клубом города, регулярно собиравшим у себя выдающихся здешних игроков.

Не в последнюю очередь заслуга в подобных успехах принадлежала новым футболистам, которых приглашало руководство «Виллы». Особо надо отметить универсала Чарли Джонстона, левого форварда Илая Дэвиса и, конечно же, Арчи Хантера.

Джонстон был местным и до этого играл в сборной Солтли-колледжа, которая не раз громила парней с Перри Барр в своей энергичной, силовой манере. Сам Чарли прослыл хорошим левым полузащитником и нападающим. В «Астон Вилле» он оказался, вероятно, не без участия своего отца Фергюса Джонстона, который крепко дружил с Макгрегором, был одним из вице-президентов клуба и, разумеется, шотландцем.

Дэвис к тому времени считался довольно известным в округе исполнителем. Он с 16-17 лет здорово устроился на левом краю атаки, за что его прозвали «corner-man». Настоящий трудяга, Илай отрабатывал на поле весь матч, а больше всего любил собрать соперников в своем левом углу, потом как-то выбраться оттуда и переправить мяч партнерам к воротам. Первый матч за «Виллу» Дэвис провел в апреле 1878-го, но из-за своей востребованности у других клубов (того же «Бирмингема»), постоянным членом команды стал с сезона 1879/80.

Хантер, как и Рэмзи с Макгрегором, в «Астон Вилле» появился чисто случайно. Дома в Шотландии он был защитником и, несмотря на возраст, капитаном «Эйр Тисл». Однажды Арчи познакомился с футболистами бирмингемского «Калторпа», которые взяли за привычку приезжать на север и проводить матчи со второй командой знаменитого глазвегианского «Куинз Парка». Позже, когда он отправился работать в Англию, продолжать играть он собирался именно в «Калторпе». Правда, тот еще нужно было найти. Как-то раз коллега Арчи по работе по фамилии Аззел рассказал ему про «Астон Виллу» и посоветовал побывать у них, но Хантер все не мог определиться. Чарли Джонстон много лет спустя рассказывал, как пересекся с Аззелом в табачном магазине Берта Хибелла, где команда часто собиралась, и узнал от него про Хантера. Недолго думая, Чарли взял ситуацию под свой контроль. Утром ближайшей субботы он встретился с Арчи и повел того к себе домой на обед, а оттуда на Перри Барр. Чтобы понять, какого уровня перед ними футболист, Джонстон, Рэмзи и Билли Мэйсон решили посмотреть Хантера в деле и разбились на команды. После нескольких неудачных попыток его пройти у них не осталось сомнений, что они «нашли драгоценный камень».

Кубок Бирмингема

Одним из главных признаков прогресса любого клуба той эпохи была заявка на участие в Кубке Англии. Набиравшая силу «Астон Вилла» решилась на это в сезоне 1879/80. Первый раунд она пропускала из-за того, что стала нечётной в своём западном дивизионе, ну а во втором должна была встретиться со знакомыми из Вулверхэмптона – «Стаффорд Роуд». Поединок на промерзшем поле Фокс Лэйн 13 декабря 1879 года закончился ничьей 1:1. Дебютный гол «Виллы» в старейшем турнире забил один юный крайний форвард по имени Энди, который совсем недавно появился в составе.

Этот высокий, светловолосый парень был младшим братом Арчи Хантера и приехал из Глазго ранней осенью 1879-го. На родине он успел сделать себе имя в «Терд Ланарке», с которым добирался до финала Кубка Шотландии-1878 – неплохо для парня, которому не было и 16. В «Астон Вилле» же Энди обычно действовал как на левом, так и на любимом правом фланге нападения.

Переигровка со «Стаффордом» на Перри Барр состоялась 24 января 1880-го. На своём поле астонцам оказалось гораздо проще получить преимущество и реализовать его в победу со счётом 3:1 (дубль Билли Мэйсона и гол Сэмми Лоу). В третьем раунде «Вилле» попалась сборная Оксфордского университета, одна из лучших команд 1870-х, на предыдущей стадии легко разобравшаяся с «Бирмингемом» (6:0). Считается, что этот неприятный опыт соседей и был причиной, по которой руководство клуба решило сняться с турнира. Другим основанием, по воспоминаниям Макгрегора, стал недостаток денег на выезд в Оксфорд и невозможность собрать для этого боевой состав – не все смогли бы отпроситься с работы.

Для первого раза «вилланы» (этот термин в том же 1880 году ввёл начинающий и впоследствии выдающийся местный журналист Джек Арри) выступили более-менее. Впрочем, у них и раньше никак не складывалось с кубковыми соревнованиями, а именно с Кубком Бирмингема. Первая попытка в 1876-м во многом из-за судейских решений окончилась поражением от «Типтона» 0:1. Через год «Вилла» без вариантов проиграла Солтли-колледжу во втором раунде (1:4), а в 1878-м уступила 1:2 в принципиальном матче «Астон Юнити». Состав, подобравшийся в сезоне 1879/80, должен был попробовать разбавить эту серию неудач.

                                                            

alt

Приход Хантеров, Дэвиса и Джонстона видоизменил и усилил атакующую шестерку «Астон Виллы», где почти неприкосновенной оставалась только связка Мэйсона и Рэмзи на правом фланге. За такими модификациями последовали перестановки и на других позициях. 29-летний Сэмми Лоу (на снимке), до этого больше игравший в центре нападения, теперь обосновался в полузащите. К тому времени его можно было назвать ветераном клуба. В команду он пришел еще в 1875-м, довольно в зрелом возрасте, и, что любопытно, в футбол играть начал позже, чем обзавелся семьей. За четыре года в «Вилле» Сэмми дорос до уровня лучших мастеров региона и стал попадать в сборную Бирмингемской ФА. Вместе с Лоу отличную тройку в центре поля образовали скоростной, труднопроходимый Том Панк и неуступчивый Тедди Ли, один из основателей клуба и добрейшей души человек.

В отличие от популярной в те годы схемы 2-2-6, «Вилла» использовала редкую 1-3-6. То есть чистыми оборонцами были всего два человека, и клуб уже не первый сезон не мог отыскать этих стабильных двух человек. На сей раз вроде бы получилось, но лишь наполовину.

Новым вратарем стал бывший регбист Джон Болл из маленького здешнего коллектива «Аркадианс». Однажды в матче против «Виллы» он хорошо себя показал, и после игры Рэмзи, Мэйсон и Хантер подошли к нему и предложили поиграть за них. Невзирая на маленький для вратаря рост (меньше 1,70 м) Джон, как писал Джек Арри, был отважный и бесшабашный парень, «ловкий как кошка, смелый как пират, и на редкость способный, пускай, бывало, его пылкость и оставляла ворота без присмотра!»

На место единственного защитника вполне мог претендовать Хантер-старший. И если бы во второй команде не возник один способный молодой человек, то Арчи так бы и не поставили в атаку, а «Вилла» с остальным футбольным миром никогда бы не увидела, какой из него получится центрфорвард. К счастью, прогресс 21-летнего Харри Симмондса избавил всех от подобного поворота истории. В основу Харри пробился лишь в нынешнем сезоне и сходу вписался в состав. Современникам больше всего запомнились его выносы со своей половины, такие дальние, мощные, что им даже название придумали – «Колесо Симмондса» (видно, потому, что так размашисто это делал).

С самого старта сезона «Астон Вилла» выглядела невероятно мощно – с октября по конец марта она выиграла 18 матчей, другие три свела вничью и забила 80 голов. К очередному походу за Кубком Бирмингема добавилось участие в Кубке Стаффордшира. Тот был на год младше и пока что его выигрывал только «Сток». На пути к финалу этого турнира астонцам пришлось повозиться один раз, с «Уэднесбери Строллерс» (3:2), а в остальном все шло очень гладко – тот же «Сток» влетел на Перри Барр 6:2. Без проблем сложились и первые два раунда Кубка Бирмингема – «Эксельсиор» (8:1) и «Ньюпорт» (7:0). Впрочем, чтобы выйти в полуфинал, нужно было справиться в дерби с «Астон Юнити».

Матч получился, как и подобает, жестким и бескомпромиссным. «Вилла» изрядно настрадалась за те полтора часа на Астон Лоуэр Граундс. Сначала мешал непробиваемый голкипер «Юнити» Том Бэйли, потом Илай Дэвис в борьбе вывихнул руку в конце первого тайма и покинул поле, а во втором кто-то засадил в колено Арчи Хантеру. После «вилланам» ничего не оставалось, как устроиться в обороне и сдерживать прессинг. Лишь за несколько минут до конца парням повезло выбраться в атаку и организовать победный гол: Чарли Джонстон получил мяч на левом фланге, прошел вперед и отпасовал хромому Хантеру; тот оказался в отменной позиции, но бить не стал и немедля перевел на Рэмзи, который и переиграл почти идеального Бэйли.

                                                                 

alt

Илай Дэвис (выше) пробыл в городской больнице около месяца, и естественно в матчах участия не принимал. Но 27 марта с еще незажившей и перевязанной рукой он отправился на вокзал и сел на поезд до Стока, чтобы помочь партнерам в финале Кубка Стаффордшира. Противником «Астон Виллы» был «Уэднесбери Олд Атлетик», который считался едва ли не сильнейшей командой из тех, что состояли в Бирмингемской ФА. Для «Виллы» они были самым неудобным соперником – за пять лет всего одна победа, ничья и четыре поражения. Астонцы, как могли, постарались поправить статистику, но не вышло. «Олд Унс» снова выиграли, со счетом 2:1, и завоевали свой третий трофей за четыре сезона. Для «Виллы» первая попытка завоевать хотя бы один закончилась ничем. Однако через неделю ждала еще одна.

Финал

В субботу 3 апреля 1880 года стояла отличная погода. На поле Астон Лоуэр Граундс набилось шесть тысяч человек. «Вилланы» встретились в финале Кубка Бирмингема со сборной Солтли-колледжа.

Первые полчаса прошли с переменным успехом. «Вилла» пыталась справиться с обороной Солтли, а Солтли через фланги пробовал подобраться к воротам «Виллы». Голов эти старания в первые полчаса никому не приносили, пока Арчи Хантер из глубины не начал свой сольный проход, затем нашел Илая Дэвиса, чей «прекрасный крученый удар» и открыл счет – 1:0. Равенство было восстановлено практически сразу, когда лидер Солтли и будущий форвард сборной Англии Тедди Джонсон возглавил ответную голевую атаку. Навал превратился в неразбериху у ворот, которую ловко разобрал Джеймс Эджин – 1:1. В оставшееся до конца тайма время студенты при попутном ветре шли вперед, но оборона «вилланов» справилась.

На вторую половину погода была на другой стороне. Нападение «Виллы» устроило защитникам Солтли и голкиперу Джорджу Копли непростую жизнь. Началось все с дальнего выстрела Арчи Хантера в перекладину, а закончилось еще одним заходом во владения «Солтс» и голом Джорджа Рэмзи. Студенты после этого совсем расклеились и почти сразу пропустили еще: Дэвис прорвался по левому флангу и выдал отличную передачу к воротам на Рэмзи, который любезно уступил Мэйсону – 3:1. «Вилланы» вообще могли довести до разгрома, но все шансы умудрились растратить. У Солтли же старался один Джонсон, чьим опасным проходам не хватало поддержки. Дальше вопрос о победителе уже не стоял. «Астон Вилла» не без труда, а иначе бывает редко, завоевала свой первый кубок и подтвердила притязания на статус одной из лучших команд Западного Мидленда.

Успех праздновали как следует – собрались и организовали банкет. Чарли Джонстон потом вспоминал, что «гуляния начались вечером в пятницу, а после того, как наши уважаемые и в высшей степени почтенные вице-президенты – Уильям Макгрегор и мой покойный отец Фергюс Джонстон – ушли, мы продолжали отмечать где-то до утра понедельника!»

alt

Стоят: Джек Хьюз (судья), Уильям Макгрегор (вице-президент), Билли Мэйсон, Тедди Ли, Харри Симмондс, Том Панк, Илай Дэвис, Фергюс Джонстон (вице-президент), Х. Джеффрис (казначей);

Сидят: Энди Хантер, Джордж Рэмзи (капитан), Уильям М. Эллис (президент), Арчи Хантер, Чарли Джонстон;

Лежат: Сэмми Лоу и Джон Болл.

Продолжение следует...

История «Астон Виллы». Начало (1874-75)

История «Астон Виллы». Шотландский подход (1875-77)

Сезон 1879/80

Архив блога