Реклама 18+

Петер Заубер, история швейцарского инженера и его команды

Существование и развитие королевских гонок всегда зависело от неординарных знаковых личностей, которые создавали команды, конструировали болиды, были гениальными менеджерами или задавали вектор развития всей гоночной серии. В этой статье пойдёт речь о Петере Заубере и его детище.

Современная команда Alfa Romeo - прямая наследница команды Sauber, созданной Петером в 1969 и дебютировавшая в Формуле-1 в 1993. Но немногие знают, как образовалось, а затем развивалась команда.

Путь к автоспорту

Петер Заубер родился в семье инженеров в Швейцарии в 1943 году. С самого детства отец водил Петера по воскресеньям на гонки, где и зародилась его любовь к автоспорту. В 1955 года в стране после страшной аварии на Ле-Мане в Швейцарии запретили автомобильные гонки, запрет на которые частично сняли лишь пару лет назад. Данный запрет серьезно повлиял на развитие авто культуры в стране, но не повлиял на любовь швейцарцев к автоспорту.

(Mercedes Пьера Левега вылетел в главную трибуну - сам Левег, а также 82 человека погибли)

Закончив с отличием университет по специальности электрик, молодой Петер решил не сосредотачиваться на семейном бизнесе и открыл собственное дело, которые было связано с продажей автомобилей British Leyland и Subaru. При этом каждое воскресенье Петер старался проводить поездкой на гонки. В 1967 году приятель Петера предложил поучаствовать в гонках, и это так затянуло Заубера, что тот приобрёл и модернизировал Volkswagen Beetle, с которого и началась карьера Петера в автоспорте.

(его прозвали the Cheese sandwich, за жёлтый цвет)

Инженерное образование и страсть к автомобилям заставляли постоянно что-то улучшать в автомобиле, и результатом этих улучшений стало звание чемпиона Швейцарии 1969 года. Расчетливость швейцарца подсказала, что старый «жук» не имеет большого потенциала и Заубер покупает болид Формулы-3 Brabham с однолитровым четырехцилиндровым двигателем Ford Cosworth SCA мощностью 115 л. с. Через несколько месяцев проведенных в подвале родительского дома Заубер создаёт свой первый болид Sauber C1.

(индекс C будет присвоен всем его машин в честь жены Кристиан)

(Чемпионство Заубера)

Создание PP SAUBER AG

В первый же год Заубер за рулём C1 выигрывает чемпионат Швейцарии, но жена, считая гонки неоправданно рискованными, ставит ультиматум либо он оставляет автоспорт, либо она оставляет его. Заубер в интересах семьи оставляет карьеру гонщика и полностью погружается в инженерное дело, основывая конструкторское бюро PP SAUBER AG. После успехов C1 Заубер получает заказ на строительство спортпрототипа с 2-литровым двигателем от швейцарского гонщика Ханса Кюниса. Sauber C2 получил подвеску болида Формулы-2 March и двигатель Ford Cosworth FVC объемом 1.8 литра. Болид дебютировал в 1971 году, но значимых успехов не добился. Петер понимал, что для разработки конкурентоспособного ему нужны люди и пригласил талантливого, но не сильно известного инженера Ги Буассана. После не слишком удачных образцов C3 и С4, был представлен болид С5, который выиграл Интерсерию 1976 года, был близок к победе Ле-мана 1978, и стал чемпионом Швейцарии 1979 года.

(Sauber С5 с двигателем BMW M12)

В том же году Ги Буассан уходит из конструкторского бюро, а поступивший заказ из BMW на проектирование спортпрототипа M1 ему приходится выполнять самому . Болид получается успешным и в 1981 году, пилотируя BMW M1, Ханс-Йоахим Штук и Нельсон Пике выигрывают 1000 км Нурбургринга.

(BMW M1 был последним болидом полностью спроектированным Петером Заубером)

В 1980-х во многих гонках наблюдалось тотальное доминирование Porsche, но при этом следующий болид Петера Sauber C7 периодически появлялся в первой десятке. В 1982 BMW плавно прекращает своё сотрудничество со швейцарской командой, а в 1984 году Sauber заключает контракт с их конкурентами из Mercedes. В 1984 году было представлен первый совместный болид Sauber Mercedes C8. После череды неудач в Ле-Мане, в 1986 году ему покоряется 1000 км Нюрбургринга с комфортным двух минутным преимуществом.

(Sauber Mercedes C8 900 л.с. с турбомотором)

Следующее творение Sauber AG - болид C9 зачастую был быстрейшим в квалификациях и на первых кругах, но ему сильно не хватало надёжности. Но на финальном этапе Суперкубка состоялась так называемая «дуэль десятилетия», где Sauber C9 одержал победу над Porsche. Благодаря этой победе, в 1988 году Mercedes официально вернулся в автомобильный спорт, а болиды Sauber стали красить в серебряный цвет.

Sauber Mercedes C9

(Sauber Mercedes C9)

Конец 80-х ознаменовался громкими победами и титулами, что привело к финансовой устойчивости и развитию команды. К сожалению, в 1991 году после начала кризиса чемпионата спортпрототипов концерн Mercedes заявляет о прекращении сотрудничества с Sauber, команда покидает чемпионат в этом же году, выиграв последнюю гонку. «Чемпионы должны уходить вовремя» так объясняет уход Петер Заубер. К слову, в 1992 году прекращает существование и сам чемпионат.

Эпоха Формулы-1

1993 - начало непростого периода для команды. Формула-1 никогда не была самоцелью для Заубера, но ввиду отсутсвия достойных альтернатив и предложения Mercedes о сотрудничестве, Петер решает заявить команду в королевские гонки. Mercedes оказывал финансовую и конструкторскую поддержку в постройке болида, но по соглашению мотор на будущем болиде должен был называться именно Sauber (Mercedes не горел желанием напрямую участвовать в чемпионате, пока не был уверен в будущих успехах), поэтому Петеру пришлось договоришься с американской компанией Ilmor для совместной разработки двигателя. В конце 1992 году совет директоров Mercedes неожиданно решает прекратить программу Формулы-1, а значит и финансирование Sauber. Петер вспоминает: «факс от Mercedes казался мне ударом в спину. Но раз уж мы ввязались, то пойдём до конца». Стоит отметить, что Mercedes не потребовал назад вложенные деньги, единственным упоминанием об их сотрудничестве была надпись на кожухе мотора «Concept by Mercedes-Benz». К началу чемпионата команда не успела найти спонсоров, поэтому болиды были просто чёрными, на которые мало кто обращал внимание. Но на тестах в Португалии Sauber смог преподнести мини сенсацию и показать неплохие времена, а на первом Гран-при чемпионата в Южной Африке занял 5 место. В общем, сезон получился неоднозначным - команда заняла 7 место в кубке конструкторов, что было неплохо для дебютанта, но ей очень не хватало стабильности.

(Петер Заубер, боевые пилоты и черный болид с шильдиком Concept by Mercedes на кожухе мотора)

Следующий сезон получился очень тяжелым - денег на постройку нового болида не было, поэтому пришлось дорабатывать Sauber C13, а единственным спонсором являлся почти обанкротившийся журнал Broker. До 1994 года команду Sauber обходили серьёзные аварии, но Гран-при Монако изменил эту статистику. Пилотируя C13, Карл Вендлингер вылетел из туннеля на скорости 290 км/ч, ошибся с точкой торможения на 13 метром и не вписался в поворот. Пилот получил очень серьезные травмы, но к следующему сезон сумел вернуться в гонки. Реакция Петера Заубера на это события создала прецедент - команда снялась с Гран-при Монако, а до выздоровления Вендлингера гонялась лишь одной машиной. «Жизнь и здоровье гонщика намного важнее спортивных достижений» - заявил Заубер на пресс-конференции после аварии.

(Авария Вендлингера в Монако)

1995 год оказался переломными - контракт на поставку двигателей закончился, спонсоров не было. «Я был настолько разочарован происходящим, что хотел бросить все, – вспоминает Петер. – Денег не хватало даже на то, чтобы платить людям зарплату, не говоря уже о каком-то прогрессе. Не знаю, что это было, но что-то внутри меня сказало: „Не делай этого! Ты справишься!“» И действительно, дела пошли на поправку. Sauber заключила контракт с часовым гигантом Tissot и концерном Red Bull (первое появление быков в Формуле-1), а Ford сам вышел с предложением о поставке двигателей. Болид 1995 года С14 был построен с нуля имел множество недостатков, но команда усилиями Харальда Френтцена завоевала свой первый подиум на Гран-при Италии на легендарной Монце. По итогам сезона команда заняла 7 место в кубке конструкторов. После этого сезона Берни Экклстоун затеял революцию и захотел объединить команды из конца пелетона, но Петер Заубер сумел отстоять независимость своей команды.

(Первый подиум команды Sauber)

Сезон 96 года принёс также один подиум и 7 место по итогам чемпионата, но было заключено важнейшее полноценное соглашение с малазийским нефтяным гигантом Petronas. Теперь команда называлась Red Bull Sauber Petronas. В 96 году часто возникали проблемы с двигателями - моторы задыхались на прямых, проигрывали в мощности и не отличались надёжностью (при проблемах Хонды после возвращения в 2015 году многие вспоминали Sauber 96 года). В 1997 Sauber решил моторную проблему, заключив контракт на поставку двигателей Ferrari, но стоит отметить, что команда использовала двигатели прошлогодней модификации скудерии переименованные в Petronas вплоть до 2005 года. Но даже таким двигателям Петер Заубер был доволен, называя их действительно конкурентоспособными моторами. В этом сезоне Заубер впервые за долгую карьеру совершает достаточно жесткий шаг, увольняя по ходу сезона одного из гонщиков Ларини, который помимо неудовлетворительных результатов постоянно критиковал команду. Весь сезон команду преследовали аварии, а очки набирал в основном лишь первый пилот Джонни Херберт.

(Болид С16 1997 года)

В сезоне 1998 к команде присоединился Жан Алези, у которого случился конфликт со вторым гонщиком Хербертом, которого Зауберу пришлось в итоге уволить.Следующий год получился крайне неудачным, низшей точкой которого стала авария одного из гонщиков Sauber Диница. Сразу после старта Гран-при Европы на немецком Нюрбургринге Benetton Александра Вурца, уворачиваясь от резко замедлившегося Jordan Дэмона Хилла, поддел Sauber Диница. Автомобиль перевернулся в воздухе, и рухнул на землю. От удара дуга безопасности над головой гонщика сломалась. К счастью, пилот отделался легкими травмами и быстро вернулся в строй. Итогом сезона стал уход Алези и 8 место в чемпионате. 2000 год ознаменовался переменами - Петер Заубер, понимая, что его консервативный подход управления не даёт нужных результатов, решает заниматься лишь общими и стратегическим вопросами, техническим директором становится Вилли Рамф, сменяя на этом посту Лео Россу, который переходит на должность руководителя перспективных разработок, также создаётся отдел маркетинга, в инженерно-техническом корпусе появляются новые лица, а в пилотском составе на смену Алези приходит Мика Сало. Изменения не принесли успехов в этом же сезоне, но заложили фундамент на будущее. В сезоне 2001 года гонщиками команды становятся Ник Хайдфельд и дебютирует харизматичный Кими Райкконен. Многие эксперты сомневались в целесообразности подписания финна, которому был всего 21 год (по меркам тех временам - невероятно молодой гонщик). Айсмена поддержали многие гонщики, в том числе сам Михаэль Шумахер, но даже в FIA сомневались насчёт способностей парня и выдали ему временную лицензию на 4 гонки с возможностью продления в случае безопасных выступлений. Уверенные выступления Кими на достаточно среднем Sauber C20 заставили обратить внимание топовых команд, в одну из которых и перешёл финн. Благодаря усилиям двух гонщиков и команды в целом Sauber занят наивысшее для себя 4 место в кубке конструкторов по итогам сезона.

(Петер Заубер и Кими Райкконен 2001 год)

В 2002 году на смену будущему чемпиону Кими приходит другой яркий гонщик Формулы-1 Фелипе Масса, дебютный сезон для которого сложился не совсем удачно, после которого он ушел на позицию тест пилота Ferrari. В 2003 году случилось историческое событие для команды - часть гонки Гран-При США автомобиль Sauber лидировал, а гонщики заняли 3 и 5 места. В 2004 году после достаточно успешного выступления обоих гонщиков Петер Заубер сотворил сенсацию, заменив обоих пилотов на Джанкарло Физикеллу и Фелипе Массу. Заубер не объяснил развёрнуто мотивы такой перестановки, но многие сделали вывод, что решения в команде принимает он далеко не единолично. Но начало года ознаменовалась знаменательным событием для команды - в Хинвеле была открыта собственная аэродинамическая труба, на тот момент самая современная среди команд Формулы-1, а также введён в эксплуатацию собственный суперкомпьютер Albert. Болид команды C23 внешне был «младшим братом» Ferrari F2003-GA, но внутренне был разработкой Sauber. Сезоны 2004 и 2005 отметились уходом Физикеллы и приходом Жака Вильнева, результаты были стабильно средними.

(Масса и Физикелла на презентации С23)

Уход из Формулы-1

В 2005 году начались появляться слухи о возможной продажи команды концерну BMW, который мечтал самостоятельно выиграть чемпионат мира, сам Петер утверждал, что готов отдать детище в хорошие руки. В конце года сделка была оформлена, а вечеринку накануне Гран-при Китая, посвящённую Петеру Зауберу посетили большинство знаковых фигур из мира автоспорта - Экклстоун, Шумахер, Деннис, Уильямс, Мосли и многие другие. «Сегодня мы чествовали одного из самых обаятельных боссов команд Формулы-1» сказал тогда Берни Экклстоун. Отрывок из прощальной речи Заубера «Когда-то я способствовал возвращению в чемпионат Mercedes, теперь передал Sauber BMW. Самым тяжелым моментом стала авария Карла Вендлингера в Монако, в 1994-м, после которой гонщик 19 дней пролежал в коме. Самым приятным стал сезон 2001 года, когда мы закончили чемпионат на четвертом месте в Кубке Конструкторов. Я горжусь тем, что привел в Формулу-1 Кими Райкконена. Тогда мы запланировали трехдневные тесты, но уже в первый день я понял, что Кими ждет серьезное будущее, и сделал все, чтобы ему дали суперлицензию. За 36 лет, что я занимался автоспортом, в моей команде выступал лишь один платный гонщик – Педро Диниц, но и сейчас я бы не отказался от такого контракта. Он принес команде много денег и хорошо выступал на трассе. Жалеть мне не о чем. Я сделал все что мог и надеюсь, что у моей команды будет достойное будущее»

Достойное будущее действительно случилось - команда за 4 года своего существования завоевала 13 подиумов, в 2007 году взяла 2 место в кубке конструкторов, а 8 июня 2008 года в Монреале гонщики Кубица и Хайдфельд взяли золотой дубль. При этом в название команды (BMW Sauber F1 Team) оставалось имя ее основателя.

(Празднование золотого дубля в Монреале 2008 год)

Возвращение и в Формулу-1 окончательный отход от дел

В конце 2009 года BMW объявило об уходе из королевских гонок и около 300 сотрудников находились на грани увольнения. Петер Заубер не мог смотреть на эту ситуацию со стороны и спас команду, выкупив ее обратно. Следующие 6 лет команда испытывала разные стадии успеха - от почти идеальных Гран-при со вторыми местами от Чеко Переса до полностью провальных гонок с отставанием несколько кругов. 2014 и 2016 года стали абсолютно безуспешными, когда команда вообще не набирала очков. В 2016 году главные акционеры Петер Заубер и Мониша Кальтенборн приняли решение продать все акции команды, Петер также покинул все руководящие посты.

(Руководители и акционеры команды до 2017 года Петер Заубер и Мониша Кальтенборн)

В 2017 году команда подписала соглашение с Alfa Romeo, а в 2019 имя Sauber окончательно исчезло из названия команды. Тем не менее Alfa полностью обязана нынешним своим существованием команде Sauber и лично Петеру. В последнее время Петер Заубер редко появляется в боксах бывшей команды, но если это случается, то его там встречают с большим воодушевлением.

Одним из ключевых факторов успеха Петера Заубера стали два основных правила его жизни: не оправдываться за свои ошибки и не руководствоваться эмоциями, что привело его к тому, кем он стал.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Гении Автоспорта
+37
Популярные комментарии
SeRgE23
+3
Классный материал. Как жаль, что эпоха этих авантюрных романтиков канула в лето, сейчас никто уже не отважиться создать свою команду на примере Заубера, Вильямса и других, слишком много бизнеса стало в ф1.
Dmitriy Pokalyuk
0
Отличная статья, побольше бы такого материала. Спасибо автору!

Одно пожелание: проверяйте на ошибки перед публикацией. Очень много помарок, некоторые предложения приходится перечитывать, что бы понять, что это не ты ошибся, а ошибка в окончании слова
Поршнев Тимофей
0
Очень интересная статья. Без вопросов поставил плюс и жду следующих постов. Но если уж прям честно, то есть кое-какой минус (наверное, это касается моих личных взглядов): в главах про Формулу-1 абзацы уж слишком большие, тяжело читать. Помню, такие часто в произведениях Гоголя встречал. Они как-то тяжелее воспринимаются. А так, Всеволод, вы молодец!
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+