8 взлетов и падений на зимних тестах в «Формуле-1»
Прорыв «Рено», сенсационный «Браун» и другие яркие события на предсезонных испытаниях в «Формуле-1» за последние 10 лет – в материале Sports.ru.
2004 год. «БАР»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/f9/8e96f907c4d48b4b4104761048411.jpeg?f=webp&q=90)
Как сложились тесты
Зимой 2004 года крепкий середняк «БАР» поразил публику высокой скоростью новой машины 006. Дженсон Баттон и Такума Сато уверенно показывали лучшие времена в Барселоне, Хересе, Сильверстоуне, иногда опережая ближайших преследователей на секунду и более. Одни посчитали это открытием, другие считали, что коллектив из Бракли пускает «пыль в глаза», обосновав тем, что конюшня работает без весового балласта в болиде.
«Уже на Гран-при Австралии все встанет на свои места и «БАР» будет бороться в конце первой десятки», – предрекали некоторые эксперты.
Как сложился сезон
Прогнозы скептиков воплотились в реальность лишь в первой гонке cезона. В Мельбурне Дженсон Баттон финишировал шестым с минутным отставанием от победителя Михаэля Шумахера, а Такума Сато проиграл круг. Но та гонка стала одной из низших точек для команды – уже на следующем этапе в Малайзии Баттон впервые в карьере поднялся на подиум, а еще через два Гран-при, в Имоле, стоял на поул-позиции. В общей сложности за год «БАР» 11 раз финишировал в первой тройке, а призовое шампанское удалось вкусить даже безбашенному самураю Такуме Сато, крушившему болиды не хуже Пастора Мальдонадо.
Естественно, бороться с непобедимой тогда «Феррари» было нереально, но второе место в Кубке конструкторов и третье в личном зачете для Дженсона Баттона стали настоящим прорывом и сенсацией сезона-2004.
2005 год. «Рено»
Как сложились тесты
Заводская команда французского концерна уверенно провела подготовку к сезону. Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикелла регулярно оказывались на верхних строчках протокола коллективных тестов в Валенсии и Барселоне, и поспорить с ними удавалось лишь гонщикам «Макларена», да и то не всегда. Остальные, включая даже прошлогодних доминаторов «Феррари», смотрелись несколько неубедительно. Да и с точки зрения надежности машина R25 выглядела безукоризненно.
Как сложился сезон
Можно сказать, что результат превзошел все ожидания. Да, «Рено» занимала не последнее место в списке фаворитов перед началом чемпионата, но такого гигантского шага вперед по сравнению с прошлым сезоном едва ли могли представить даже в самой команде – четыре победы на старте сезона и еще четыре после. Там, где не удавалось брать скоростью, они брали надежностью, в то время как у основных соперников из «Макларена» машина сыпалась как китайская подделка. Поэтому досрочная победа Фернандо Алонсо в чемпионате стала вполне закономерной, а на заключительном этапе «Рено» завоевала Кубок конструкторов. Команде из Энстоуна и юной испанской звезде удалось прервать пятилетнею гегемонию «Феррари».
2008 год. «БМВ-Заубер»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/85/c38f7571a4dadb9dccfb1d52a4f48.jpeg?f=webp&q=90)
Как сложились тесты
Заводская команда баварского концерна выглядела на предсезонных тестах 2008 года довольно блекло на фоне основных конкурентов и ожиданий после прогресса предыдущего сезона. К слову, на презентации машины F1.08 была озвучена такая цель – первая победа. Но результаты испытаний несколько поумерили пыл болельщиков «БМВ» – в большинстве случае Роберт Кубица и Ник Хайдфельд оказывались в конце первой десятки, нередко возникали технические проблемы.
Как сложился сезон
Сезон-2008 стал лучшим в короткой истории «БМВ-Заубера», длившейся всего четыре года. Была не просто достигнута поставленная цель – вместе с первой победой, добытой Кубицей в Монреале, был завоеван сразу дубль. Кроме того, по ходу чемпионата польский гонщик смог даже полидировать в личном зачете и до предпоследнего этапа в Китае сохранял математические шансы на титул. Могло быть даже и лучше, если команда чуть побыстрее развивала машину и не бросила доработку в конце года, сосредоточившись на проекте 2009 года.
2008 год. «Форс-Индия»
Как сложились тесты
Если «БМВ» стала главным разочарованием предсезонных тестов 2008 год, то сенсацией со знаком плюс стала «Форс-Индия». Бывшая команда Эдди Джордана, ходившая по рукам после продажи в 2005-м, получила новое название после «Мидленда» и «Спайкера» и обрела нового владельца в лице индийского бизнесмена Виджая Малльи. Речи о каких-либо ожиданиях после 1 очка за два сезона и быть не могло. Но на тестах «индийская сила» начала творить чудеса, зачастую оказываясь в середине итогового протокола. Чего стоило только хотя бы четвертое время Джанкарло Физикеллы в первый день в Барселоне.
Как сложился сезон
Чуда не произошло – команда осталась записным аутсайдером, а после банкротства «Супер Агури» оказалась в одиночестве в конце пелотона. Ни опыт Джанкарло Физикеллы, ни талант Адриана Сутиля так и не помогли разменять «баранку» в Кубке конструкторов. Выше десятого места на финише в Барселоне подняться не удалось. Был уникальный в шанс в дождевой гонке в Монако, где Сутиль претендовал на четвертое место, но таран Кими Райкконена на выходе из тоннеля перечеркнул все.
2009 год. «Браун»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/72/fa9f3b9db4f97a1da3f3709cf90bf.jpeg?f=webp&q=90)
Как сложились тесты
Чего ожидать от команды, брошенной на произвол судьбы предыдущим владельцем, выкупленной техническом директором за символичную сумму в 1 доллар и присоединившейся к тестам за две недели до старта сезона? Ничего. В такой ситуации получить бы хоть минимальный накат и добиться более-менее приличной надежности машины. Но «Браун», основанный на останках заводской «Хонды», в 2009 году разрушил все стереотипы. 4 время в первый день тестов в Барселоне, 3-е – во второй, 1-е – в третий и 1-е с рекордом круга – в четвертый. Надежность также была на высоте – в среднем по 100 кругов в день. Белая машина без единого спонсорского логотипа в мгновение стала главной сенсацией зимы, но это было только начало.
Как сложился сезон
Сколько раз в «Хонде» пожалели о закрытии программы в «Формуле-1», можно только догадываться, но то, что сожаление было – факт. Было вложено баснословное количество денег – вдуматься, три-четыре аэродинамические трубы, три параллельных проекта с тремя отдельными бригадами, из которых был выбран лучший. Для нынешних сторонников ограничения расходов – это просто страшный сон. Как после такого гигантского вложения средств японцы взяли и бросили все – вопрос без ответа. Успех был гарантирован. Благо нашелся хоть один понимающий человек – Росс Браун, под чьим руководством и именем команда вышла на старт сезона, увидела и победила – 8 побед, 4 дубля, 5 поулов, 15 подиумов. За два этапа до конца сезона Дженсон Баттон стал чемпионом, а «Браун» завоевал Кубок конструкторов. В конце года команда была продана «Мерседесу», но следующего успеха в Бракли пришлось ждать целых четыре года.
2011 год. «Торо Россо»
Как сложились тесты
На предсезонных тестах 2011 года неожиданную прыть продемонстрировала дочерняя команда «Ред Булл». Юниоры Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари выглядели достаточно уверенно в Барселоне и Хересе. Пусть ни тому, ни другому ни разу не удалось показать лучшее время, но третий-четвертый результат стал нормой. В один из дней Альгерсуари стал и вовсе вторым, оказавшись в 0,204 секунды позади Себастьяна Феттеля.
Как сложился сезон
Несмотря на многообещающие тесты, сезон-2011 не стал прорывом для «Торо Россо». Да, было набрано 41 очко, для сравнения, в 2010-м было лишь 13. Но в Кубке конструкторов это практически не отразилось – команда поднялась с девятого на восьмое место. Лучшим результатом стали два седьмых места Хайме Альгерсуари – в Италии и Японии.
2012 год. «Заубер»
Как сложились тесты
Зимние тесты 2012 года получились довольно непредсказуемыми с точки зрения результатов. Иногда по итогам дня в целую секунду могли уместиться шесть-семь гонщиков. На первой строчке за зиму разве что ни разу не побывали только представители «Маруси», «ХРТ» и как ни странно, «Макларена». Фаворитов определить было крайне затруднительно. Но если говорить о тех, кто привлекал особое внимание, то это, в первую очередь, «Заубер». Если на тестах в Хересе Серхио Перес и Камуи Кобаяси оказывались где-то в конце итогового протокола, то вот после переезда в Барселону они буквально полетели. Два из восьми дней остались за подопечными Петера Заубера, еще дважды они были вторым и один раз третьими. Как и подобает, появились разговоры о пустых баках, погоне за лучшим временем в целях привлечения новых спонсоров. Но швейцарская команда не играла на публику.
Как сложился сезон
«Возможно, у «Заубера» лучший болид в сезоне-2012», – это слова спортивного консультанта «Ред Булл» Гельмута Марко, сказанные в середине года. Можно и не согласиться с австрийцем, но стоит признать, что машина C31 получилась невероятно эффективной. По скорости тягаться с грандами «Ред Булл», «Феррари», «Маклареном» было едва ли возможно в обычных условиях. Но вот по бережной работе с шинами «Заубер» несколько раз давал фору всем остальным – подиумы Переса в Канаде и Италии стали возможны именно благодаря этому фактору. В Малайзии под дождем мексиканец и вовсе боролся за победу с Фернандо Алонсо, и не хватило самую малость. В Японии под ликование трибун Камуи Кобаяси финишировал третьим. Для сравнения, за предыдущие 15 лет в «Формуле-1» «Заубер» завоевал всего шесть подиумов, но в 2012-м – сразу четыре за один сезон.
2014 год. «Ред Булл»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/b2/8fc6227fb49e69652100a48969c17.jpeg?f=webp&q=90)
Как сложились тесты
Предсезонные тесты 2014 года стали настоящим холодным душем для чемпионов четырех прошлых лет. Проблемы в связи с переходом на V6 турбо были предсказуемы и не обошли стороной ни одну команду. Но проблема проблеме рознь, и если у «Мерседеса» возникали мелкие технические неполадки, то в «Ред Булл» наступила катастрофа. Силовая установка «Рено» оказалась не только недостаточно мощной, но и крайне ненадежной, а дополнительные сложности вызвала система охлаждения – из-за плотной компоновки узлов возникал перегрев. За четыре дня в Хересе удалось проехать 20 кругов. В Бахрейне команду продолжило лихорадить – в один день программа была завершена уже после одного установочного круга, в другой – получилось проехать 77. Поработать толком так ни разу и не удалось. Результаты на круге также не внушали оптимизма. Таким образом, к началу сезона команда подошла в ужасной форме – не было уверенности даже в том, что в первых Гран-при получится проехать всю дистанцию.
Как сложился сезон
Сезон-2014 для «Ред Булл» можно оценивать с двух полностью противоположных точек зрения, и каждая имеет право на существование. Даже проваленные тесты не стали помехой и в двух первых гонках удалось финишировать в топ-3, затем были еще 10 подиумов, три победы. Можно ли это назвать успехом, учитывая ход предсезонной подготовки? Вполне. С другой стороны, впервые с 2010 года «Ред Булл» опустился в личном зачете и Кубке конструкторов ниже первого места. Бороться с «Мерседесом» удавалось лишь в исключительных случаях – под дождем в Венгрии и при наличии проблем, как в Канаде и Бельгии. Причем, главной ударной силой команды на протяжении всего сезона был отнюдь не четырехкратный чемпион Себастьян Феттель, а новобранец Даниэль Риккардо. Именно австралиец принес все три победы и стал третьим в личном зачете, уступив только гонщикам непобедимого «Мерседеса».
Кто удивит «Формулу-1» в 2015 году?
Сюрпризов на зимних тестах-2015 было хоть отбавляй. С самого начала «Феррари» и «Заубер» показывали стабильно высокие результаты, ближе к концу подготовки продемонстрировал высокий темп «Лотус». Да и с надежностью у всех этих команд проблем не возникло. «Ред Булл» скоростью не блистал, а «Макларен» и вовсе провалил всю предсезонную подготовку из-за бесчисленных проблем с силовой установкой «Хонды». Но, как показывает история, с началом сезона все может кардинально измениться.
Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Rose, Ryan Pierse, Mark Thompson, Mark Thompson