В «Ф-1» не утихает скандал из-за спорного финиша: судьи украли титул у Хэмилтона? Рестарт провели не по правилам?
Разбор ключевого эпизода Гран-при Абу-Даби.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/d2/014d89d0b415ca175e58c575ecd93.jpeg?f=webp&q=90)
Финал сезона-2021 стал квинтэссенцией переполненного полемикой гоночного года – из-за внезапной аварии Николаса Латифи на последних кругах Гран-при Абу-Даби дирекция выпустила на трассу автомобиль безопасности, а затем из-за череды спорных действий и вызвала массовую истерику и большой скандал.
Между боровшимися за титул Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном (на тот момент шедшим первым) остались пять круговых пилотов, другие отставшие были позади гонщика «Ред Булл». Дирекция сначала не разрешила им вернуться в один круг с лидером, а потом дала такую возможность – но только пяти болидам между №33 и №44.
Решение всерьез возмутило «Мерседес» из-за противоречия регламенту. Еще до финиша Тото Вольфф начал кричал по радио: «Нет, Майкл (Маси – глава гоночной дирекции), нет!»
Вопли Вольффа проигнорировали – но «Мерседес» просто так не сдался и подал протест.
У «Мерседеса» и вправду есть право злиться. Правила оказались несвязанными
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/33/a285e478547e599982043a7c83b86.jpeg?f=webp&q=90)
На заседании представители немецкой команды выдвинули судьям претензии по поводу несоблюдения пункта 48.12 спортивного регламента «Формулы-1». В нем говорится о порядке возвращения круговых в один круг с лидером гонки. Чемпионов больше всего волновали следующие строчки: «…любые болиды, которых лидер обогнал на круг, должны обогнать другие машины и сэйфти-кар на данном круге…» и «…когда последний круговой опередит лидера, сэйфти-кар вернется на пит-лейн в конце следующего круга».
«В соответствии с этими пунктами болид под №44 выиграл бы гонку», – заявил «Мерседес». При этом команда обратила внимание на статью 11.9.3.h международного спортивного кодекса ФИА: он позволяет судьям изменять итоги гонки в связи с определенными обстоятельствами.
Самое интересное – претензии «Мерседеса» вполне обоснованы. В правилах действительно нигде не сказано, что в круг с лидером могут вернуться только «избранные». Это должны сделать все отставшие.
Вот только в «Ред Булл» с этим не согласились и ответили пятью – разной степени спорности – аргументами.
«Любой – не все». И это неудачное заявление со стороны австрийцев: может, любой и не значит все, но точно значит те, кто попадает под указанную категорию, – то есть в данном случае все круговые. Ими могут оказаться две, четыре машины или даже десять – это неважно, все они подвластны соответствующим правилам.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/90/bb40d253c4bd3b666c54f8c110ac6.jpeg?f=webp&q=90)
Пункт 48.13 регламента. Согласно ему, когда дают команду «сэйфти-кар уходит на этом круге», это значит, что машина безопасности уйдет не на следующем, а именно на этом круге. На Гран-при Абу-Даби эта команда появилась на предпоследнем круге – то есть на нем сэйфти-кар и должен был уйти (что и сделал). Отсюда третий аргумент – «Ред Булл» считает, что пункт 48.13 важнее двенадцатого (о круговых) и полностью его «перекрывает».
Четвертое доказательство «быков» связано с пунктом 15.3 о роли гоночного директора, в чьи полномочия входит «преимущественное право» при решении сложных вопросов и «распоряжение машиной безопасности».
И последний аргумент: даже если бы все 8 круговых опередили лидера, гонка все равно бы завершилась так же – победой Ферстаппена. О нем впоследствии судьи вообще забыли, так как никаких фактов здесь не увидели.
На заседании также присутствовал сам Майкл Маси – гоночный директор. Его аргументы почти не отличаются от заявлений «Ред Булл». Майкл, по сути, смешал пункты 48.12 и 48.13 – по его словам, он использовал первый для того, чтобы никто не «вмешивался в борьбу лидеров», а второй – в качестве основы для дальнейшего урегулирования ситуации.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/88/67be97f3444978638b8fa9304e409.jpeg?f=webp&q=90)
И тут нельзя сказать, что Маси не знает, как работает пункт 48.12. На Гран-при Айфеля 2020 года из-за схода Ландо Норриса появилась машина безопасности, которая начала многих раздражать долгим присутствием. Майкл объяснил это как раз «требованием спортивного регламента пустить всех круговых» обратно в круг с лидером. Так что статью об уходе сэйфти-кара Майкл использовал намеренно.
При этом Маси рассказал, что перед Гран-при Абу-Даби у команд была договоренность при любой возможности завершить гонку в режиме зеленых флагов – то есть, не за машиной безопасности.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/7f/a9236b09f4ffb8d610d4dbbbde7c4.jpeg?f=webp&q=90)
Иными словами, он сделал все, чтобы сезон закончился борьбой.
Судьи не согласились с претензией «Мерседеса»: аргумент команды проиграл другим статьям регламента
Стюарды сочли недовольство «серебряных» несправедливым и отклонили протест.
Главный ответ – это та самая статья о правах гоночного директора. В вердикте об этом написали так: «Пункт 15.3 позволяет главе дирекции гонки контролировать машину безопасности, что – в нашем понимании – включает ее появление и уход».
Далее судьи допустили (!), что правило о круговых применили не в полной мере, но – по их мнению – пункт 48.13 (об уходе сэйфти-кара) «перевешивает» его. «Как только появилось сообщение об уходе машины безопасности, она просто была обязана уехать на пит-лейн в конце этого же круга», – говорится в вердикте.
В итоге получается, что Майкл Маси действовал в пределах правил: именно его роль как гоночного директора и позволила трактовать регламент исходя из ситуации.
Вопросы все равно остаются. По факту у «Мерседеса» есть только один способ оспорить вердикт
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/f3/e71dddf6745179e08e9d398117555.jpeg?f=webp&q=90)
После решения судей новость о возможной апелляции чемпионов никого не удивила – тот же босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер уже заявил о готовности к «кабинетной» борьбе. Но, скорее всего, она не состоится, ведь уже сейчас в стане «серебряных» сомневаются в необходимости суда – согласно The Times, Вольфф и его подопечные не хотят «вредить «Формуле-1» подобным разбирательством. Однако, по слухам, «Мерседес» просто пока что собирает всю возможную информацию для решения о подаче апелляции: потому что идти в суд «серебряные» должны максимально уверенными в своих аргументах. И вот тут возникает проблема.
Как считает журналист Скотт Митчелл из авторитетного The Race, придраться можно только к объяснению преимущества пункта 48.13 над 48.12 – или вернее его отсутствию. Ведь, по сути, стюарды не сказали, почему именно один пункт оказался важнее другого. Есть только само заявление. Именно за этот момент и может зацепиться «Мерседес». Но не больше.
Все остальные части вердикта – уже личное мнение каждого. Например, некоторые, как коуч пилотов Брэд Филпот, считают, что хотя гоночный директор и обладает особенными полномочиями, это не дает ему права переписывать правила и соблюдать их только частично. Что уж говорить, если даже судьи указали в вердикте, что основывались на собственных взглядах.
И это, пожалуй, главная проблема «Формулы-1»: нынешние правила кажутся не единым произведением, а его бессвязными главами, которые каждый еще и трактует по-своему.
Последний раз апелляцию подавали в далеком 2007-м. И снова ради чемпионства Хэмилтона
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/64/8417fca7544c89ad1134cee2e99bb.jpeg?f=webp&q=90)
То, что может произойти сейчас, случалось и в прошлом. В свой дебютный сезон-2007 Льюис Хэмилтон был очень близок к титулу даже после победы в чемпионате Кими Райкконена. Дело в том, что на финальном Гран-при Бразилии обнаружили слишком низкую температуру топлива сразу у трех гонщиков впереди Льюиса – их дисквалификация могла поднять британца на четвертое место и принести чемпионство. «Макларен» тут же подал апелляцию (которая ничего в итоге не дала; более того, действия команды всерьез разозлили ФИА и «Формулу-1»: они очень не хотели подрывать имидж чемпионата подобным скандалом).
Но тут интересна еще и реакция самого Хэмилтона.
«Лично я хочу, чтобы чемпион определился победой на трассе или же в борьбе – честной и справедливой. После такой фантастической работы Кими это [отобрать у него титул после гонки] было бы жестоко и, наверное, не очень хорошо для нашего спорта», – сказал тогда 22-летний Льюис.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/da/0f2d589994dcbbf3ad3e37dfc076a.jpeg?f=webp&q=90)
Теперь же после гонки №44 заявил по радио, что «все подстроено», и вовсе отказался общаться с журналистами до решения стюардов по протестам «Мерседеса». Хотя он не стал говорить с прессой даже после результатов: Льюис пропустил все мероприятия с прессой, на которых по контракту обязан присутствовать.
Может, меняться нужно не только правилам?
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer, Clive Mason, Mark Thompson; REUTERS/HANDOUT, Hamad I Mohammed TPX IMAGES OF THE DAY; globallookpress.com/HOCH ZWEI, Hasan Bratic, ANTONIN VINCENT via www.imago-im/www.imago-images.de
добрая половина твоих комментариев на всех ветках о том, как нехорошие боты заполонили сайт
и тут на главной твой комментарий с изначальным абсолютно справедливым, учитывая его текст и автора, рейтингом ’-19’ буквально за полчаса становится уже ’+5’ и продолжает расти
это как, милок?
то есть, ты хочешь сказать, что более 30 разных человек зашли на эту ветку, отыскали этот твой заминусованный комментарий среди прочих и поставили ему по плюсу?
это при том, что у тебя в друзьях ни одного человека нет, а на сайте ты без году неделю?
милок, ты тут всех за глупышек принимаешь?
Тут вопрос адекватного решения гоночного директора в спортивном духе, которого не было.
Он своими решениями ликвидировал зарабатонный отрыв и создал все условия для шанса у Ферстаппена. Тот большой молодец, как и его команда, что воспользовались этим шансом, но такого просто не должно было случится по всем законам спорта и спортивной логики.
У Маси были несколько более справедливых вариантов в арсенале, но он выбрал весьма причудливый, еще и с нарушениями.
И вроде бы такая суперразвязка должна вернуть интерем к гонкам, прям готовый сценарий для блокбастера.
Но когда вникаешь - столько гнили, неспортивного поведения, бардака и лицемерия. Ни Хэмилтон, ни Ферстаппен, ни ФИА не вызывает ни капли симпатий в этой истории. Везде гниль.
Ну и превращение отстаюшей части пелотона в разборки слабеньких для Ф1 рентачей тоже привели к закономерному итогу.
+он всё же повёл себя очень корректно, поздравил чемпиона, вышел на награждение.
А придираться к фразам в кокпите через минуту после крайне спорного проигрыша тоже такое себе
Теперь хейтеры Хэма даже несмотря на очевидные факты пытаются, конечно, спорить, но у них это уже совсем печально получается. Вот где самая настоящая карма этого великолепного сезона.
причем даже если закрыть глаза на спорные судейские решения, все ведь изначально смешала авария из за которой вышел сейфти-кар. если бы не она, Хэм спокойно бы финишировал первым, привезя секунд 10 Максу.
1. Латифи врезается, когда Хэмилтон находится в финальной части 53-го круга (из 58-ми). То есть до конца гонки чуть более 5-ти кругов. Команда объясняет Хэму, что зазвать его на смену резины было не реально, так как они бы рисковали физически оказаться позади Макса и вероятно отсутствовала бы возможность обогнать за машиной безопасности (!).
2. На 55-м круге погрузчик тащит машину Латифи.
3. Ключевой момент – когда гонщики уже заканчивают 56-й круг (!) сотрудники трассы еще продолжают доубирать обломки, прямо видно как они запрыгивают за барьер во время проезда пелетона.
4. В течение 57-го круга дается команда пятерым круговым, разделяющим Хэма и Макса обогнать, чтобы между ними никого не было.
Таким образом, строго по правилам – только на 57-м круге могла быть и на самом деле была дана команда круговым обогнать. Если бы все круговые успели обогнать в течение 57-го круга, то машина безопасности должна была уйти в конце 58-го, то есть последнего круга. Ничего не имею против Макса, он достойный парень, но Хэм - чемпион. Как сказал Б. Эклстоун – так просто сложились обстоятельства. Если бы все круговые не успели обогнать в течение 57 круга, то и тут и говорить нечего.
Вопреки простейшему правилу на ходу выдумывается решение дать проехать боевой круг в ситуации, когда Макс очевидно уже получил преимущество. Неважно, что было в Сильверстоуне, в Баку, на Марсе или на Луне - просто 2х2=4, а не 5.