6 мин.

Силы Света начинают и выигрывают

В традиционных видах спорта эффект преимущества первого хода по-разному отражается на результатах. Например, в серии пенальти в футболе в 60% случаев побеждает команда,  бьющая первой, а очередность команд определяется с помощью подбрасывания монетки. Однако здесь эффект, скорее, психологический: на игроков второй по очереди команды давит необходимость либо отыгрываться, либо использовать промах соперника. В шахматах преимущество первого хода несет стратегический характер, по статистике белые выигрывают намного чаще, чем черные. При этом во многих видах спорта преимущество первого хода не наблюдается. В теннисе оно не обнаруживается статистически при рассмотрении близких по силе соперников, а в баскетболе его вообще не существует: вместо жеребьёвки первое владение разыгрывается, элемент случайности исключён. Однако в киберспорте преимущество первого хода не так хорошо изучено. В Dota 2, например, все персонажи уникальны, а значит, команда с правом первого выбора сможет взять персонажа, который не будет доступен оппоненту. Так существует ли эффект преимущества первого хода в Dota 2? Давайте разберёмся.

Dota 2 – стратегическая киберспортивная дисциплина, в которой команды последовательно выбирают по 5 из более чем 110 доступных персонажей, а также запрещают по 6 героев. Последовательный выбор и запрет героев – важнейшая часть игры, в которой определяются стратегии команд на матч и во многом ход игры. Команды выбирают в последовательности ABBABABAAB, тогда у одной из команд есть право первого выбора, а у соперника – сдвоенный 2ой и 3ий выбор и последний, 10ый выбор. Запрещают героев команды также по очереди, первый запрет у команды с правом первого выбора. Команда, получающая право первого выбора (а вместе с тем и право первого запрета), определяется с помощью жеребьёвки. Первый выбор позволяет взять самого сильного (насколько это представляют себе команды с учётом текущей меты и комбинации характеристик игры) героя из оставшихся, последний выбор даёт возможность взять героя, ответить на которого оппонент уже не сможет. Такая очередность необходима для баланса игры: преимущество первого выбора одной из команд скомпенсировано преимуществом последнего выбора у другой. Свои стратегии команды, как правило, строят динамически, т.е. каждый выбор/запрет определяется исходя из того, каких героев уже взяла команда, каких героев взял и запретил соперник. Тогда возникает логичный вопрос: у какой команды преимущество, у команды с первым выбором или у её соперника?

На крупнейших турнирах жеребьёвка проводится в каждой нечетной игре серии, по результатам которой и определяется очередность выборов команд. Но команда, победившая при подбрасывании монетки, получает не право первого выбора, а право выбрать сторону (Свет/Тьма – стороны в Dota 2 несимметричны) или очередь в выборе героев (первый выбор/второй выбор), оппонент, соответственно, может выбрать из оставшихся опций. Например, пусть при подбрасывании монетки победила команда А. Команда А решила взять первый выбор (а могла бы выбрать сторону), тогда команде B автоматически достается второй выбор. Далее команда B выбирает сторону, например, сторону Тьмы, тогда команде А автоматически достаётся сторона Света.

Одним из ярких примеров в пользу существования преимущества первого выбора служит гранд-финал одного из крупнейших турниров прошлого сезона China Dota2 SuperMajor, в котором в серии до 3 побед Team Liquid (топ-2 в сезоне 2017/18) одолела Virtus pro (топ-1 в сезоне 2017/18)  со счётом 3:2. Примечательно, что в каждой игре этой серии победила команда, обладавшая правом первого выбора. После игры тренер Virtus pro Иван “Artstyle” Антонов дал следующий комментарий: «Главная проблема первой игры – как и третьей, как и пятой [в которых Virtus pro проиграли] – фёрст пик [первый выбор]. От него очень много зависит, тем более на таком высоком уровне.» Получается, что судьба 300000$ решилась подбрасыванием монетки?

Прежде, чем переходить к статистическим выкладкам, обратим внимание на одну неприятную особенность. Данные по тому, какая команда выиграла при подбрасывании монетки, просто недоступны: подбрасывание монетки нигде не фиксируется, как если бы на футбольном матче судья разыгрывал бы первое владение в раздевалке. Такими данными могут обладать только организаторы турнира и игроки, поэтому в большинстве случаев эти данные не выкладываются в общий доступ. Единственными доступными данными такого типа являются данные по турнирам 2015-2016 годов, опубликованные аналитиком Ben “Noxville” Steenhuisen. Конечно, с того времени игра существенно поменялась, и теперь, возможно, команды изменили свои предпочтения. Однако всё же трудно проигнорировать тот факт, что в подавляющем большинстве случаев команда, победившая при подбрасывании монетки, предпочитала право первого выбора, а отказ от права первого выбора в пользу второго произошел всего 5 раз из более чем 290 матчей. Поэтому далее будет рассмотрено не преимущество первого хода, а преимущество первого выбора над вторым (или наоборот) уже без учёта предпочтений команд.

Теперь посмотрим на данные по четырём последним крупнейшим турнирам (China Supermajor 2018, The International 2018, The Kuala Lumpur Major 2019 и The Chongqing Major 2019, на каждом турнире было разыграно более одного миллиона долларов). Всего рассмотрен 481 матч, сыгранный в финальных стадиях турниров. Для каждого матча известно, на какой стороне карты (за Силы Света или Тьмы) играла каждая из команд, у какой из команд был первый выбор, а также кто победил в матче. Конечно, на исход встречи влияет не только сторона и очередь выбора, но и разница в способностях и квалификации команд. Для того чтобы их учесть, мы использовали рейтинг Glicko-2, рассчитанный на дату начала каждого из турниров. Glicko-2 – наиболее усовершенствованная рейтинговая система, применяемая для оценки способностей игроков в шахматах, го и онлайн-играх.

В результате анализа данных выяснилось, что игра за сторону Света и первый выбор увеличивают вероятность победы. При этом совершенно логично, что чем выше рейтинг команды, относительно противника, тем выше и вероятность выигрыша. Однако заметим, что в последующих версиях игры преимущество первого выбора оказывается несущественным. Т.е. если провести отдельные исследования по трём последним турнирам (TI8, The Kuala Lumpur Major 2019, The Chongqing Major 2019), проводившимся на версиях 7.19, 7.19d и 7.20e, то эффекта преимущества первого выбора уже не будет. Видимо, после China Supermajor игру сбалансировали (либо же игроки научились играть против первого выбора). Отметим, что в версиях 7.19, 7.19d и 7.20e преимущество стороны Света остается хоть и небольшим, но значимым.

Также интересно, что и команды быстро отреагировали на эти изменения характеристик игры. На Supermajor, где преимущества стороны Света и первого выбора были значительными, в большинстве случаев (на 82 картах из 103) одна из команд выбирала сторону Света, а другая – первый выбор. Лишь в 21 матче стороне Света достался первый выбор, и почти все игры закончились победой Света (18 из 21).  На следующих трёх турнирах соотношение уже примерно выровнялось: 165 матчей с первым выбором у стороны Света, 213 – с последним выбором. Можно предположить, что преимущество первого выбора (или же стороны) с точки зрения команд стало настолько несущественно, что важнее стали индивидуальные эффекты: на какой стороне удобнее играть команде, с первым или последним выбором удобнее строить стратегию, а также на какой стороне и с каким выбором предпочитает играть соперник.  

Преимущество первого выбора в Dota 2 существовало раньше (в 7.16 и, возможно, до), но в дальнейших версиях игры оно исчезло. Трудно сказать, что на это повлияло больше: изменения игры или адаптация команд. Однако исчезновение преимущества первого выбора ­– несомненно, положительный знак, свидетельствующий о сбалансированности игры. Хорошо, когда победителя определяет не случай, а мастерство. Спасибо за внимание и играйте до (победного) конца!       

Автор: Максим Ступин. Редактор: Лариса Кораблева.

Artwork by Zhang Tianyu