3 мин.

Почему наши игроки не растут?

Друзья, всем привет.

Спасибо, что поставили плюсы, написали комментарии к моему посту по поводу системы тренировок сына. Я понял, что тема вам интересна, и продолжу об этом писать.

Я думаю, у многих из вас есть дети или сестры/братья, которые пробуют играть в баскетбол, но совершенно непонятно, как с ними заниматься и что делать. По сути, у ребёнка в России, желающего играть в баскетбол, одна дорога с улицы - в спортивную секцию при дворце спорта и далее в спортшколу или спорт интернат. А там как повезёт с тренерами.

Но это бездушная, старомодная и неэффективная машина.

Если вы хотите помочь ребёнку, которому нравится баскетбол, вы сами должны стать немного менеджером для него. А потом уже и не немного.

Когда ребёнок тренируется в российской спортивной школе (я говорю про систему баскетбола, но в целом она применима и к другим видам спорта), он является всего лишь винтиком, потребляющим стандартный набор по стандартной программе. И это в лучшем случае. Когда я в юности занимался спортом (это был не баскетбол, и даже не игровые виды), наш тренер не стеснялся говорить, что есть вот некоторые перспективные спортсмены, а все остальные - это как антураж и тренажёр для их роста.

Но кто отличит перспективного от неперспективного?

Я отлично помню, какой у меня был шок, когда на второй год наших приездов в Сербию по окончанию сборов ко мне подошёл дирёктор этой летней школы. Мне его представили тогда как "лучшего в Сербии специалиста по работе с детьми до 12-13 лет". Это был такой весёлый дядечка с больших летах, с которым Деян Бодирога всегда, когда я их вместе видел, очень уважительно разговаривал. Он, кажется, был его детским тренером или что-то в этом роде.

Так вот этот дядечка подошёл ко мне, пожал руку, спросил что-то по поводу нашей жизни, а потом говорит:

- А у вас перспективный мальчик! Мой вам совет, приезжайте пока лет до 16-17 к нам регулярно, а потом мы вас ждём на поступление в нашу спортшколу в Белграде, потому что я считаю, что у парня светлая голова и перспективы стать хорошим разыгрывающим.

Какой разыгрывающий? Костя мой любит потолкаться, контактный баскетбол, ну и когда ему было 10-12 лет, он пытался играть, не имея особенного роста, что-то типа тяжёлого форварда. Всё это было очень интуитивно. Нам столько порассказывали в России, что больше какого- нибудь бестолкового ТФ или центрового при наличии роста ему в жизни ничего не светит, что представьте себе мой шок. При этом Костя никаких навыков в розыгрыше не имел, с мячом не работал.

Я ему рассказал эту историю, он очень воодушевился тогда, хотя совсем ещё ребёнок был.

С тех пор, пожалуй, и задумался этот проект, и стали мы его реализовывать целенаправленно.

Как могут расти наши игроки, когда ими никто не занимается индивидуально? Когда детские тренера в массе своей невысокого уровня и не могут разглядеть, не то что развить способности? Когда нет доступа даже к школьным залам? (когда Костя стал заниматься много и регулярно и достиг каких-то успехов, он ходил к директору своей школы и просил обеспечить зимой доступ в школьный физкультурный зал после уроков, на что, конечно, получил однозначный отказ).

У нас нет современных методик, нет системы подготовки детских тренеров, нет системы подготовки юных игроков, нет своей стилистики (в Сербии, например, в какой бы школе ты не занимался, хоть в городе, хоть в селе, тебя будут учить одинаково). Неслучайно, обратите внимание, Алексей Швед недавно в интервью говорил, что к предсезонной подготовке его до сих пор подводит отец.

Если вы заинтересованы дать ребёнку возможность заниматься спортом, и он любит это, то вы должны стать ему менеджером. Вникать в системы подготовки, обсуждать с ним планы, изучать физиологию, подбирать ему пул тренеров, вникать в систему психологической и физической подготовки. Но мне это неожиданно оказалось интересно, а когда ребёнок "горит" своим спортом и бежит на тренировку, и так происходит годами, это превращается в интересный и даже весёлый процесс, где у вас появляется много знакомств и вообще, расширяется, кругозор.

Завтра продолжим.