3 мин.

И с Это’О не пробиться

 

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ ВОКРУГ «АНЖИ» ЗАСТАВИЛИ ЗАДУМАТЬСЯ О СТРУКТУРНОЙ ПРОБЛЕМЕ ИГРЫ В РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ. ИМЕННО «РОССИЙСКИЙ», ПО-ДРУГОМУ ЕГО НЕ НАЗОВЕШЬ.

Коммерческая структура, в том числе футбольный клуб, напрямую зависит от притока инвестиций. Откуда они берутся – не самый главный вопрос. Важно, чтобы они не иссякали. Особенно в России, где клубы окупать сами себя не могут. И что наиболее значимо, не смогут в среднесрочной перспективе. Тому есть множество причин, но речь не о них.

Явление «Анжи» для России уникальное в том смысле, что ТАКИХ частных денег в провинциальный клуб еще никто не инвестировал. Точнее сказать, не инвестировал в импорт игроков. Не в инфраструктурные изменения, а в содержание игры в надежде на максимально срочную отдачу. Но будет ли она, если даже в команде появятся футболисты европейского топ-уровня?

Важно понимать, что задачи кардинального улучшения результата решить в России не так-то просто. Причина прозрачна: футбольные власти страны как регулятор правил поведения в лиге сужают пространство для маневров. Речь о пресловутом лимите на легионеров. Т.е. если у инвестора есть, например, $300 млн на новых игроков и клуб под завязку затаривается легионерами со всего света, это отнюдь не означает, что он лучший. Ведь на поле количество нероссийских игроков не может превышать 6 единиц. А если легионером является вратарь, то соотношение РФ-прочие державы вовсе 5 на 5.

Таким образом, возникает необходимость в качественных футболистах с российским паспортом. Более того, в случае «Анжи» это игроки уровня Жиркова. Таких у нас немного. И стоят они недешево. И даже когда инвестор не прочь раскошелится и по двойной-тройной ставке, количественный фактор не исчезнет. И проблему топ-клуба не решат единицы качественных игроков из СНГ с отечественными паспортами. Ведь уровень вратаря Ревишвили не сопоставим с уровнем даже третьего кипера сборной Нидерландов Ворма.

Таким образом, разница в качестве рабочего материала налицо. Где Это’О, а где Прудников, где Джуджак, а где Агаларов, где Буссуфа, а где Махач? Эти проблемы как бы должен решать тренер, нивелируя разницу с помощью повышения качества местных игроков или подтягивая перспективную молодежь, которой, кстати, практически нет ни у кого в России. Задача тем и сложна, что по этому пути в Европе клубы типа «МС», «ПСЖ», «Малаги» или «Ромы», разжившиеся деньгами, не ходят. Они покупают кого хотят, ставят кого хотят, наигрывают связи как им больше нравится. Вот тут тренер играет решающую роль. А у нас с Гаджиева и спросить нечего: в приватной беседе он всегда сможет заметить, что лимит вводил не он.

Разница в классе игроков одной команды худо-бедно стирается на фоне игр с «Томью» или «КС», но сразу бросается в глаза в матчах с ведущими клубами РПЛ. Да, в ЦСКА, «Зените», «Спартаке», «Рубине», «Локомотиве» и «Динамо» легионеров тоже предостаточно. Но сталкиваются флагманы нашего футбола с точно такими же проблемами. Например, Думбия и ЦСКА – это как две планеты, то же с Кураньи и «Динамо», а когда-то Видич и «Спартак», Иванович и «Локомотив» шли тем же путем. Отметим, что сейчас речь не о клубах, готовых платить бешеные деньги на европейском рынке, врываясь в элиту еврофутбола, а просто о претендентах на чемпионство в России.

Как всегда, из правил есть исключения. В нашем случае это «Зенит» и «Рубин». Первые в то время как остальные бредили легионерами, спокойно собирали лучших российских игроков, приперчивая их добротными иностранцами, не слишком далеко ушедшими в классе от наших. Вторые собирали с миру по нитке, но за счет немудреной игры просто на результат добились «согласия в друзьях».

Что же «Анжи»? Команда в стадии строительства. Но уже понятно, что при неиссякаемых инвестициях за место в ЛЧ она бороться сможет. У нас это реально. Но в европейскую элиту такой коллектив не пробьется. По крайней мере, в ближайшие годы. Как не войдет туда ни один российский клуб, захотевший идти подобным путем. Если даже «Зениту» это не под силу, что говорить о команде, где в нападении Это’О, а в обороне Тагирбеков?