6 мин.

Что такое имиджевые права и как они повлияли на переезд Пауло Дибалы в АПЛ?

Организовать переход игрока в новый клуб задача не из легких. Но все становится ещё сложнее, когда возникают сложности с имиджевыми правами. Этим летом «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм» были близки к тому, чтобы перевезти Пауло Дибалу на Туманный Альбион, но столкнулись с непредвиденными трудностями, в виде тех самых имиджевых прав. Давайте разбираться.

Что такое имиджевые права?

Исторически, клубы платили игрокам исключительно за игру в футбол. Сейчас же эти отношения эволюционировали. По мере того, как игроки делают футбол все популярнее,клубы ищут различные способы «монетизации» и роста своих доходов.

Таким образом, клубы вступают в различные коммерческие партнерства, в которых бренды хотят быть связанными с клубами и их высокопоставленными игроками. Некоторые клубы Премьер-лиги имеют более 60 коммерческих партнеров, и все они стремятся получить право использовать изображения известных игроков в своей рекламе.

Имиджевые права игрока могут включать в себя имя, прозвище, изображение, фотографию, автограф, инициалы, физические данные, голос и другие личные характеристики.

Идея заключается в том, что всё, что описано выше, может сформировать имидж определенного игрока и/или его клуба, для последующего продвижения. Клуб и/или бренд будут платить игроку за одобрение и продвижение ряда конкретных коммерческих сделок.

Кто владеет имиджевыми правами Дибалы?

Как сообщалось, сторонняя маркетинговая компания Star Image заплатила аргентинцу за приобретение имиджевых прав.

Если это так, то любое соглашение в обмен на деньги потребовало бы от игрока предпринять определенную коммерческую деятельность с рядом брендов, чтобы компания смогла окупить и, чего они и ожидают, получить прибыль от первоначальных расходов.

Судя по рекламной кампании, предпринятой игроком в течение последних лет, он работал с такими брендами как Samsung, Gatorade, Monster, OTRO, FIFA и Adidas.

Так в чем же проблема?

Потенциальные проблемы с имиджевыми правами возникают тогда, когда клуб желает воспользоваться ими в определенных целях. На самом базовым уровне, это может быть желание использовать фото игрока в клубной форме, в клубном магазине и соцсетях, а также сотрудничество со спонсорами и партнерами клуба.

Например, в соответствии со стандартным трудовым контрактом Премьер-лиги, который каждый игрок заключает с клубом, определенные положения позволяют клубу использовать ряд своих игроков для продвижения своих спонсоров.

Однако, это довольно ограничено по объему. Например, в контракте обычно прописывается, что «клубу нельзя использовать имиджевые права игрока чаще, чем имиджевые права остальных игроков первой команды».

Однако, если у Дибалы нет контроля над такими правами (потому что он продал их сторонней компании), клубу необходимо будет заключить коммерческое соглашение с маркетинговой компанией, чтобы использовать такие права. Возможно, что маркетинговая компания оценит эти права намного выше, чем клуб.

Почему клубу необходимо заключать сделки по имиджевым правам?

Если у клуба не было бы отдельного соглашения по имиджевым правам их звездных игроков, то было бы трудно использовать, скажем, изображения Харри Кейна с большинством коммерческих партнеров клуба, потому что это обычно не разрешается в соответствии со стандартным трудовым договором игрока.

И, что более важно, коммерческие партнеры клуба, вероятно, захотят использовать образ Харри Кейна больше, чем остальных игроков команды, которые менее узнаваемы на рынке.

Реальность такова, что, если «шпоры» захотят использовать имиджевые права игрока для работы со спонсорами, тогда для клуба становится очень важно заключать отдельный контракт с каждым игроком, чтобы иметь контроль над ними, для поддержки определенных продуктов и услуг.

Сложность ситуации с Дибалой видимо была в том, что обычно игрок владеет своими имиджевыми правами через компанию, а клуб заключает контракт с компанией игрока. Видимо, у Пауло было не так.

Ограничения прав на изображение

При заключении соглашения о имиджевых правах клуба с компанией, которая владеет такими правами, большинство элитных клубов Премьер-лиги пытаются ограничить варианты использования личного образа игрока. То есть, «Тоттенхэм» гарантирует, что их игроки не появятся в рекламе любой другой страховой компании или производителя автомобилей, кроме AIA и Audi, которые являются спонсорами клуба.

Судя по всему у Пауло Дибалы эти ограничения были еще больше. Маркетинговая компания, владеющая правами на Дибалу, могла потребовать дополнительную компенсацию от «шпор» если бы клуб ограничил конкретные будущие сделки игрока .

Более того, могло случиться так, что уже подписанные текущие сделки могли привести игрока к потенциальному конфликту с существующими соглашениями клубных партнеров. В мае 2016 года сообщалось, что одним из вопросов, препятствующим назначению Моуриньо в «Манчестер Юнайтед», стал конфликт вокруг его имиджевых прав.

Сообщалось, что отдельные коммерческие сделки Моуриньо, заключенные до его прихода в «Юнайтед», могли быть заключены с конкурентами спонсоров клуба. Видимо, проблема была в Jaguar и компании по производству часов Hublot, тогда как у «Юнайтед» договоры с Chevrolet и Bulova.

Такие типы коммерческих конфликтов становятся все более частыми: игроки и тренеры имеют свои собственные индивидуальные коммерческие сделки, но клубы не хотят обесценивать свои собственные спонсорские/партнерские бренды.

Поскольку у «МЮ» заключено более 60 коммерческих партнерских/спонсорских соглашений, вероятность возникновения конфликтов велика. Маркетинговая компания, владеющая правами на Дибалу, могла бы дополнительно потребовать у клуба больше денег, если некоторые соглашения нужно было расторгнуть или изменить.

Что дальше?

Таким образом, маркетинговая компания, которой Дибала продал свои имиджевые права, возможно, запрашивала большие суммы у клуба, который хотел использовать образ игрока для клубной деятельности, потому что эта компания могла потерять часть денег на уже имеющихся сделках, которые нужно было бы расторгнуть или изменить, из-за того, что они противоречат существующим партнерским соглашениям клуба.

Пример Дибалы выделяется, поскольку большинство игроков владеют компанией, которой принадлежат имиджевые права. Тем не менее, посколько структуры имиджевых прав становятся все более сложными, коммерческие решения для коммерческих вопросов будут иметь важное значение при работе с дорогими международными трансферами.

Источник

Классный телеграм-канал, на который нужно подписаться