8 мин.

«Вы здесь, чтобы оценивать, говорить и принимать решения». Интервью со спортивными директорами «Марселя»

Недавно на канале вышел перевод статьи о работе главного скаута «Сампдории» от Wyscout, скоро выйдет перевод статьи о работе футбольного агента, а сейчас предлагаем вам ознакомиться с материалом о работе спортивных директоров в больших клубах. Приятного чтения!

Сегодня мы поговорим с Андони Субисареттой и Альбертом Валентайном. Они работают спортивными директорами в марсельском «Олимпике» с 2016 года. До переезда во Францию, в течении четырех лет, они были частью спортивного менеджмента в Барселоне, где играли важную роль в одной из самых влиятельных эпох в истории каталонского клуба.

Так что же делает спортивный директор? Как стать спортивным директором и какие навыки нужны для успеха? Короче говоря, какова жизнь спортивного директора? 

«Позвольте мне рассказать одну историю», – говорит Андони Субисаррета. «В 2014 году я был в Барселоне, когда Пуйоль решил завершить карьеру. Он хотел немного поработать моим помощником (около пяти месяцев), чтобы понять, как устроен клуб. Он начал в сентябре, а чуть больше месяца спустя пришел ко мне в офис и сказал: “Андони, твоя работа не такая, какой я ее себе представлял. Ты никогда не смотришь футбол».

«И он был прав  – продолжает Субисаррета, – потому что быть спортивным директором означает работать с агентами, заботиться о потребностях игроков и тренера. Вы должны развивать и следить за отношениями между клубом и руководством со спортивной точки зрения, а также за отношениями с отделом маркетинга. В небольших клубах вы также должны вести диалог с тренерами молодежных команд и родителями... вы всегда с командой, вы являетесь представителем до и после матчей, даете интервью и разговариваете со СМИ, когда это необходимо. Вы много чем занимаетесь, но просмотр футбола находится на последнем месте в списке ваших дел, даже если это единственное, что вы, спортсмены, хотите делать».

«Очень редко можно спокойно сесть на краю поля и наблюдать за тренировками команды. Вам очень часто приходится обсуждать проблемы с другими людьми. Даже когда вы находитесь на стадионе во время игры, вы, как правило, там по какой-то другой причине. Вы здесь, чтобы оценивать, говорить и принимать решения, а не смотреть футбол. Это жизнь спортивного директора. Большая часть работы, которую мы делаем, редко видна, поскольку она связана с будущим развитием команды, и новости об игроках опубликовываются только тогда, когда все решено, как это и должно быть.”

Жизнь в Марселе

К счастью для них, Андони и Альберт могут работать как в офисе, так и в некоторых других местах. По сути, наша встреча проходит в учебно-тренировочном центре имени Робера Луи-Дрейфуса, многоцелевом спортивном центре, где французский клуб имеет многочисленные футбольные поля для первой команды и старших молодежных команд, а также его административные, медиа и, конечно же, скаутские офисы. Субисаррета и Валентайн прибыли в марсельский Олимпик в 2016 году после покупки клуба американским инвестором Фрэнком Маккортом, ранее владельцем Лос-Анджелес Доджерс. 

«Марсель»  – фантастический клуб – утверждает Субисаррета. У нас есть очень сильная фанатская база во Франции, как и в Европе и всем остальном мире. Приехав сюда, мы поставили перед собой три главные цели, две из которых тесно связаны с футболом. Первой целью было получить сильную команду, конкурирующую на самом высоком уровне, другими словами, регулярно отбирающуюся в Лигу Чемпионов. Когда мы приехали, команда была 13-й в Лиге, и нашей целью было снова попасть в еврокубки. Мы справились с этим в следующем сезоне, выйдя в финал Лиги Европы. К сожалению, мы не попали в Лигу Чемпионов, но мы играли в финале ЛЕ с Максимом Лопесом и Бубакаром Камарой на поле, двумя продуктами нашей академии, что было нашей второй главной целью».

«Действительно, с тех пор, как мы приехали, мы стремились укрепить академию клуба, которая всегда производила очень талантливых футболистов, но не давала им четко определенного пути развития. Например, Зинедин Зидан, самый известный футболист из Марселя, никогда не играл за «Олимпик». Поэтому была поставлена задача оптимизировать структуру молодежного сектора, создать путь, по которому молодые футболисты из академии поднимутся в первую команду. Третья цель, тесно связанная с первыми двумя, состояла в том, чтобы начать долгосрочный проект. Не краткосрочный план, направленный исключительно на то, чтобы как можно быстрее попасть в Лигу чемпионов, а долгий план, призванный сделать клуб эффективным и успешным на долгие годы».

На протяжении большей части своей карьеры – как в Марселе, так и в Барселоне – Субисаррете помогал Альберт Валентайн, официально «заместитель спортивного директора», роль, которую он сам нам описал так: «В основном я непосредственно отвечаю за скаутинг и аналитику. А так же я поддерживаю Андони во всех его обязанностях спортдира. Эти функции привели к реструктуризации скаутингового отдела «Олимпика», после первоначальной оценки ситуации, которая также учитывала такие факторы, как цели клуба, его культурная идентичность и, конечно же, его ресурсы».

«Одной из наших целей было создать разностороннюю команду, которая подчеркивала бы важность французских скаутов, а не создавала впечатление, будто мы пытаемся создать испанскую династию. Мы очень довольны командой, которую собрали, потому что культурные различия обогащают нашу работу и дают нам все время новые и разные перспективы. Затем мы начали работу, выбирая область исследований на основе ресурсов и конкурентоспособности клуба. Мы разделили молодых игроков на три группы: A, B и C. «А» были наиболее актуальными, за которыми мы осуществляли полное наблюдение, в том числе, были на стадионе во время их матчей.В группу «B» входят игроки, увиденные на видео. Наконец,»С» является группой игроков, о которых мы знали только благодаря слухам, либо подсказкам. Короче говоря, мы попытались найти наиболее подходящих игроков для нас».

Технологии и скаутинг

Неизбежно, что каждый процесс, будь то короткий, средний или долгосрочный , поддерживается постоянным использованием технологий, особенно в скаутинговом отделе, которым Субисаррета и Валентайн управляют со времен работы в «Барселоне».

«Во-первых, технология кардинально изменила наш способ общения, позволив сразу взаимодействовать с игроками, либо друг с другом, в отличие от встреч лицом к лицу, которые были необходимы в прошлом»,-говорит Субисаррета.

«Сегодня мы можем исследовать рынки и узнавать об игроках, которых ранее никогда бы не обнаружили. Технологии необходимы для всего, что связано с данными, информацией и отслеживанием, всеми факторами, которые могут быть оценены во время матча и которые позволяют нам анализировать, сравнивать и оценивать, а затем управлять профилями игроков».

Однако, как отмечает Альберт Валентайн, в то же время «профессионалы должны быть осторожны с большим количеством данных, которые мы должны рассматривать как инструмент, а не как элемент принятия решений. В настоящее время мы, как правило, стараемся использовать огромное количество данных постоянно во всех областях, от маркетинга до футбола. Но, на мой взгляд, ключ в том, чтобы найти правильные данные и использовать их для поддержки ваших решений, как только у вас будет выбор. Также потому, что в некоторых ситуациях статистика может оказывать большое давление на профессионалов, когда она используется вне контекста агентами, средствами массовой информации, а в некоторых случаях даже тренерами и директорами».

Футбольная технология также означает, прежде всего , Wyscout, платформу, которую Субисаррета и Валентайн использовали в течение длительного времени и полностью интегрировали в свои рабочие процессы . По словам бывшего спортивного директора Барселоны, «все отделы используют Wyscout согласно их собственным требованиям. Более конкретно, первая команда использует его для анализа своих выступлений и выступлений соперников. Особенно на европейском уровне, всего за несколько часов Wyscout позволяет получить полный обзор ваших противников, команд, с которыми вы обычно не сталкиваетесь очень часто. Вы можете проанализировать отдельные роли и подготовить множество командных и индивидуальных стратегий».

Методы и философия

В работе Субисаррета и Валентайн всегда следовали четкому методу, который они разработали в свое время в Барселоне, прежде чем отправиться на юг Франции. Этот метод называется З.О.Э., сокращение от Знание, Организация, Эффективность (C.O.R – Conocimiento, Organización y Rendimiento). Это модель работы, разрабатываемая в течении многих лет и улучшенная с течением времени. «З.О.Э. был основан на идее Рауля Пелаеса, – объясняет Альберт Валентайн  – с которым мы работали в «Барселоне» и «Эспаньоле»«.

«З.О.Э. был в основном разработан, потому что, когда мы с Андони приехали в Барселону, мы поняли, что спортивная модель каталонцев была ясна и хорошо известна всем, но не была интегрирована в клуб. Это было в людях, но не в организационных процессах клуба. З.О.Э. попытался изменить ситуацию, создав единую коробку знаний, где каждый мог бы внести свой собственный опыт и получить доступ к опыту других, общий процесс обмена знаниями, который стал частью клуба, а не только людей, которые там работают. Модель также в состоянии выжить и процветать после того, как мы уехали».

Теперь этот метод успешно используется на Велодроме, хотя и имеет некоторые понятные отличия. «Два клуба никогда не бывают абсолютно одинаковыми, – объясняет Субисаррета. «Барселона», например, имеет стиль игры, который был разработан задолго до того, как мы прибыли в клуб, еще в 1950-х годах, когда движение мяча блауграны революционизировало более физически затратную игру для того времени, а в 1970-х и 80-х годах во время голландской футбольной эпохи Йохана Кройфа эта философия стала неотъемлемой частью клуба, позже распространившись по всей Испании и за пределами страны.»

«Олимпик» имеет некоторые общие черты с Барселоной, но здесь мы должны были уважать прошлое клуба, который всегда был конкурентоспособным и динамичным, как заведено его девизом:»Прямо к цели». В то время как игра «Барсы» основана на владении мячом, здесь стиль более вертикальный, более прямой, более высокий темп. Поэтому наша цель заключалась в том, чтобы закрепить этот подход, который приведет игроков из молодежной команды в первую команду, сделав это естественным переходом. Тем не менее, в конце концов, философия, которую вы принимаете, должна быть той, с которой ваши поклонники могут идентифицировать себя, иначе, это будет рассматриваться как искусственный продукт. Игроки и болельщики должны петь гимн с одного листа.»

Оригинал статьи