1 мин.

Эволюция петербургских стадионов: краткая история за последние 100 лет

От редакции: вы в блоге компании «Глазами инженера». Ее сотрудники рассказывают об архитектуре и инженером искусстве, показывают, как устроен город, и учат читать его язык в Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

Сегодня они расскажут об истории петербургских стадионов, бум на строительство которых начался около 100 лет назад.

Поддержите авторов плюсом, спрашивайте об архитектуре в комментариях, подписывайтесь на их канал.

Петроград переименовали в Ленинград в 1924 году. Именно тогда в городе на Неве начинается уникальный период строительства стадионов, и каждый из этих образчиков спортивных сооружений обнаружит своеобразие и соответствие своей художественно-эстетической концепции. В это время задание на организацию спортивного пространства только формируется советской культурой, поэтому архитекторы могли воплощать самые смелые и интересные идеи.

Сегодня мы проследим за эволюцией этого архитектурного разнообразия.

Первые стадионы

Стадион имени Ленина

https://www.citywalls.ru/house16046.html

В наше время этот стадион называется «Петровский», и за свою историю он сменил три архитектурных образа.

Его начали строить в апреле 1924 года на Петровском острове. Автор первого проекта — чешский архитектор и спортсмен Алоиса Вейводу. Первый стадион вмещал в себя несколько спортивных пространств: в центре было футбольное поле, вокруг него дорожки и секторы для легкой атлетики, всё это опоясывал веломототрек. К овалу трека по длинным сторонам были приставлены две трибуны. С севера располагалась протяженная крытая ложа, а с юга — открытый амфитеатр.

В 1927 году Вейводу арестовали за «помощь буржуазии» и выслали в Чехию. А в начале 30-х годов для увеличения вместительности (и после выявления среди авторов «врага») стадион решили перестроить. Проект разработал известный архитектор Иосиф Лангбард. По плану должен был получится уже исключительно футбольный стадион без беговых дорожек и атлетических секторов.

Обновленный стадион вмещал 25 тысяч человек и позволял проводить крупные турниры. Его особенностью стали стрельчатые арки, которые образовывали на фасаде зигзагообразную линию. Здание  было уничтожено во время войны.

Третий этап жизни стадиона связан с именем Николая Баранова. В 1950-х он взялся за реконструкцию постройки и через шесть лет непростых поисков решений и согласований перед горожанами предстал стадион, каким мы знаем его сегодня. Данная архитектурная форма обращается к классическим традициям парадного Петербурга: ровный контур трибун, края которых поддерживаются опорами в виде колонн с капителями, образуя большую галерею с тоннелями— снаружи стадион напоминает римский колизей.

С 1994 по 2017 год являлся домашним стадионом футбольного клуба «Зенит», а сегодня здесь проходят различные городские соревнования и футбольные матчи.

Стадион имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМа)

В 1926 году, практически одновременно со стадионом имени Ленина, на острове Декабристов началось строительство другого спортивного сооружения. Проект создал архитектор Моисей Синявер, и изначально стадион имени КИМа был задуман как парадно оформленное поле, где архитектура играла решающую роль.

Проект радикально расходился с зарождающимися в то время идеями конструктивизма: в противовес строгой геометричности, функциональному подходу и лаконичному дизайну, деревянное сооружение было выполнено в монументальных неоклассических формах. Своей архитектурой оно будто сознательно шло против модных тенденций того времени, обращаясь к экспериментам с  классикой.

По длинным сторонам спортивного поля располагались две трибуны, украшенные арками, ближе к центру — крытые лоджии с колоннадой в верхней части. Когда зрители заполняли трибуны, архитектурный объем только возвышался над ними, а все остальное исчезало под толпой. 

Стадион просуществовал до Великой Отечественной войны, а затем был разобран на дрова. В настоящее время на его месте построены жилые дома.

Рабочие стадионы

Стадион «Красный спортивный интернационал» («КСИ»)

https://pastvu.com/p/283593

Это стадион-эксперимент, первенец советского конструктивистского стиля в спортивной архитектуре. Построен на территории парка при бывшей даче царского сановника Дурново.

В 1920-м году Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ) возник в Швейцарии, а через год подобная организация появилась в Москве. Их общей целью была борьба за спортивные права рабочих: интернационалы стремились создать равные условия и для аристократов, и для простых людей. Поэтому «КСИ» располагался непосредственно рядом с заводами и предназначался для рабочих, а его архитектура отразила промышленную эстетику.

Проект был создан в мастерской Александра Никольского. В 1920-е годы – это место дерзких архитектурных экспериментов, здесь работали ученики Казимира Малевича. Стадион решен минималистически – по длинной западной стороне стоит одна трибуна, на противоположной расположилось здание клуба супрематической формы (планит).

Стадион не пережил войну, а его территория была поглощена Ленинградским металлическим заводом, который с 1930-х по 1970-е увеличил свою площадь вдвое.

Стадион «Красный путиловец»

https://www.citywalls.ru/house28640.html

Ещё один рабочий стадион был построен Александром Никольским для Путиловского завода, где в 1923 году был создан первый рабочий спортивный клуб позже названный «Красный путиловец».

В отличие от необычного железобетонного стадиона «КСИ», это сооружение было деревянным и смотрелось дешево. В архитектурном плане можно отметить полукруглый навес над верхними рядами трибун, который как будто отсылает к пляжным кабинкам того времени.

Эксперимент с созданием спортивных клубов провалился, рабочие стадионы потерпели неудачу. Воздух на предприятиях не особенно годился для организации игр, да и сами рабочие не слишком хотели заниматься и атлетическими видами спорта. Они желали зрелища – футбола, а для него была нужна вместительная арена. 

В годы блокады Ленинграда практически все сооружения стадиона разобрали на дрова.

Сохранившиеся стадионы

Стадион «Красный треугольник»

https://www.citywalls.ru/house11317.html

В 1932 году архитекторы Александр Никольский и Константин Кашин-Линде создают проект и планировку спортивной базы «Красный химик» для рабочих завода «Красный треугольник».

По проекту стадион своими железобетонными формами напоминал «КСИ», но здесь был овальный, замкнутый контур трибун, что создавало пространство настоящей арены. За виражами к трибунам примыкали здания гимнастического зала с одной стороны и зал собраний – с другой. Но при строительстве всё пошло не так, и от изначального проекта стадион воплотился в жизнь ровно наполовину. После войны он перешел в собственность Кировского завода и стал называться «Кировец». Архитекторы хотели сделать реконструкцию и разработали новый проект, но это не убедило  руководство завода в необходимости что-то менять.

Будто застывший во времени стадион сегодня продолжает работу: сейчас на его территории есть поле для игры в регби, картодром и тренировочное поле.

Стадион «Динамо»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Динамо_(стадион,_Санкт-Петербург)

«Динамо» – это не совсем стадион, а спортивный парк, где каждому виду спорту выделялась свое равноправное место. В конкурсе на его создание, который прошел в 1930-г, побели молодые архитекторы Олег Лялин и Яков Свирский.

Комплексу выделили место на Крестовском острове. Здесь разместились теннисные корты, велотрек, бассейн, гребные базы и другие сооружения, многие из которых отличаются необычной архитектурной формой. Например, здание Дома физкультурника тянется через весь спортивный парк от Крестовского проспекта до набережной Малой Невки.

Широко известен Блокадный матч, прошедший на стадионе «Динамо» во время войны. На самом деле в 1942 – 1943 годах их было несколько, и много важнее сам факт демонстрации силы духа и способа мирного соперничества. На стадионе установлен памятник, посвященный Блокадному матчу. Спортивная жизнь в этом месте продолжается, хотя четверть территории на набережной отдана под строительство жилья.

Главный стадион

Стадион имени Кирова

https://www.citywalls.ru/house18797.html?ysclid=lu12r87o4h383883188

Самое грандиозное творение архитектора Александра Никольского складывается из ландшафтной формы греческого стадиона и увеличивается до масштабов римского амфитеатра.

Стадион-остров, стадион-парк, стадион-холм – единственное из городских спортивных сооружений, неразрывно связанное с окружающей природой. Для его создания потребовалось возвести насыпь, высотой 16 м над уровнем моря. В качестве строительного материала использовали намывной грунт, что позволило сократить материальные издержки, очистить часть залива и укрепить берег острова. Явившийся из-под земли, он и как будто никуда не делся, а лишь взвалил себе на плечи новую конструкцию «Газпром Арены», появившейся уже в 2017 году.

Холм также отражает увлечение 1930-х годов темой земли. Это и добыча полезных ископаемых, и попытки управлять водой и другими стихиями – очень популярные идеи того времени. Шахты, дамбы, каналы и стадионы – вот ведущие постройки  культуры 1930-х годов, а советские стахановцы и физкультурники – люди одной и той же системы.

Стадион возвышался над гладью Финского залива как воплощенная идея социалистического рая. В изначальном проекте над его верхней террасой предполагалось возведение галереи, «напоминающей вереницу наполненных ветром парусных яхт, стремительно бегущих по волнам». Она должна была не только защищать трибуны от ветра, дождей и солнца, но и выполнять важную эстетическую и идеологическую функцию: галерея должна была стать своеобразной «короной города».

Стадион открылся 30 июля 1950 года: после физкультурного парада здесь состоялся матч ленинградских команд «Зенит» и «Динамо». Символично, что последний матч на стадионе отыграли эти же две команды в июле 2006 . Теперь мы можем вспоминать это масштабное сооружение только рассматривая старые фотографии и фильмы.

Источники: 1. Дмитрий Козлов. Стадионы Ленинграда. 1920 – 1950-е гг. История и архитектура. Издательство «Карта Петра», 2024. 2. Дмитрий Козлов. Александр Никольский и архитектура стадионов. Издательство «Коло», 2019. 3. Селим Омарович Хан-Магомедов. Сто шедевров советского архитектурного авангарда. Москва: УРСС, 2005.

 Фото: РИА Новости/Олег Макаров, Дмитрий Донской, Руслан Шамуков; citywalls.ru/house28700.html/Ежегодник общества архитекторов-художников, выпуск 12 за 1927 год; vk.com/wall-56648235_45?ysclid=ltzq5a429m813904279; citywalls.ru/house28640.html/Delta47; yandex.ru/maps/org/kirovets/1062045157/gallery/? ll=30.269252%2C59.900869&z=13; ru.wikipedia.org/wiki