9 мин.

Гран При Италии: Прощай Европа!

Последний этап европейской части чемпионата мира 2012 года принес нам второго победителя трех гонок сезона. Самый быстрый формульный автодром современности принес нам не слишком боевитую, но достаточно острую гонку, в которой количество технических сходов заставило вспомнить Гран При десятилетней давности…

Счастливчики

 

Льюис Хэмильтон принес McLaren 180 победу в истории Гран При, из которых 20 выиграл он сам. Только трое современных гонщиков Формулы 1 имеют больше викторий на своем счету. Но этот триумф для англичанина особенный. Он выиграл одну из легендарных гонок, в которой ранее лишь в дебютном Гран При удалось финишировать на втором месте. В своем чемпионском году и в прошлом темнокожему англичанину хотя бы удалось набрать очки, в то время как два сезона подряд в 2009 и 2010 Льюис и вовсе сходил на последнем и первом круге гонки…

На это раз все было иначе. Хэмильтон лидировал 48 кругов из 53, дав временно возглавить пелетон лишь не останавливавшемуся Пересу, которого англичанин прошел на первом торможении круга заезда в боксы последнего. Абсолютно спокойная и уверенная гонка молодого пилота McLaren. Почти настолько совершенная, как у его партнера неделю назад. В итоге остается лишь констатировать, что в последних четырех гонках Льюис чередует победу со сходом. И это не мешает ему подняться на 2 позицию в личном зачете.

 

Серхио Перес

22-летний мексиканец в очередной раз после Сепанга и Монреаля сотворил фурор. Показав в квалификации лишь 13 время и стартовав благодаря штрафу Мальдонадо 12, молодой гонщик планомерно прорвался через Уэббера, Росберга, Сенну, ди Ресту и своего собственного партнера Кобаяши! Перес буквально повторил подвиг своей дебютной гонки и, продержавшись 29 кругов на стартовом hard, полидировав, совершил единственный пит-стоп за 24 круга до финиша. На оставшейся дистанции, обувшись в свежий medium, Серхио не стал почивать на лаврах, а прошел одного за другим Райкконена и пару Ferrari! Впереди оставался только Льюис и лишь 7 чистых кругов… Отрыв лидера был достаточным, и неизвестно, смог бы мексиканец достать McLaren, продолжайся гонка дольше, ибо что раньше деградирует: medium или на 6 кругов более изношенный prime – большой вопрос. Но, главное, команда Петера Заубера не надеялась побороться с лидером, потому, неожиданно выстрелив, Серхио работал на победу лишь один…

 

  Фернандо Алонсо

Совершив блестящий стартовый рывок после упущенного накануне поула, двукратный чемпион ворвался в top-seven. Далее легкой добычей стал Райкконен. И только Михаэль Шумахер на первом отрезке гонки стал серьезным препятствием для Фернандо. Однако сопоставимая без DRS скорость с Mercedes и лучший грип в поворотах позволили Алонсо уже к 7 кругу отыграть 5 позиций. После пит-стопа испанец принялся штурмовать позиции Феттеля, Red Bull которого в темпе Ferrari явно уступал. Однако Себ до последнего крылся в Rettifilo, а когда Фернандо атаковал по внешнему радиусу и в Curva Grande, немец отдал должок за прошлогодний эпизод в борьбе за лидерство, выдавив конкурента на траву. Несмотря на повреждения кормы F2012 двукратный чемпион смог продолжить борьбу и через 3 круга там же, только по другой траектории, опередил конкурента. А Феттель отправился отбывать штраф… Благодаря командной тактике Алонсо без труда прошел Массу, однако даже лучшее сохранение комплектов резины, чем у напарника, не позволило Фернандо сдержать накатывающий сзади Sauber слушателя академии Ferrari в борьбе за «серебро».

Хорошисты

Фелипе Масса впервые за два года имел реальную возможность взять подиум. Однако после блестящего старта на второе место и атаки по внешней траектории на Льюиса в первом повороте, Масса более тягаться с McLaren не мог. С учетом повышенного износа резины на его Ferrari Фелипе даже с боем все равно бы проиграл позицию партнеру по команде. А так бразилец оставил надежду, что за 11 кругов до финиша еще поборется за низшую ступень пьедестала в попытках заблокировать Переса. Но 6 позиций преимущества над мексиканцем до волны пит-стопов все равно не позволили Массе сдержать натиск Серхио, пилотировавшего на финальном отрезке на 10 кругов более свежем medium против hard. И юный гонщик, как стоячего, опередил бразильца на торможении после задней прямой.

 

Кими Райкконен

Бывший партнер Фелипе по Scuderia блестяще для Lotus «на грани» реализовал тактику единственной остановки и благодаря 0,378 секунды смог остаться впереди семикратного чемпиона. 5 место оказалось максимумом и единственным подспорьем для команды из Энстоуна на самой скоростной трассе.

 

Mercedes

Пара пилотов команды из Бракли серьезно заплатила за изношенный в квалификации стартовый medium. В результате Нико с 6 стартовой позиции сразу провалился на 12, в гордом одиночестве не в силах даже вписаться в Rettifilo. А Михаэль путем титанических усилий, уходя в бой с 4 позиции, до остановки пропустил лишь Феттеля с Алонсо и, непосредственно перед пит-стопом, Райкконена. На мой взгляд, ошибкой команды стало стремление во что бы то ни стало продлить неудачный первый отрезок. Непонятно, почему Росс Браун не зазвал пилотов раньше, ведь изначально было известно, что Mercedes не удастся провести гонку с одним пит-стопом.

Так или иначе, поставив свежий hard взамен опциональных покрышек, немцы просто полетели. И в такой ситуации я задаюсь вопросом: почему Росс зазвал пилотов второй раз? Особенно Нико! Молодой немец, остановившись на 3 круга раньше Кими и штампуя лучшие круги, прорвался с 19 позиции на 5, обставив финна! И в этот момент команда зазвала Росберга в боксы… Даже очередной свежий комплект prime, так блестяще работавший на Mercedes, не позволил несмотря на финишный спурт с пройденными Сенной, Риккьярдо, Кобаяши, ди Рестой и загнанным Уэббером финишировать выше 7 места.

Для Михаэля же принципиальной разницы второй пит-стоп уже не внес. До второй остановки он пилотировал непосредственно впереди Райкконена, которого за счет на 2 круга более раннего пит-стопа обошел. Возможно, чуть сильнее износив prime, немец пропустил бы финна, имевшего рекордную (346) максимальную скорость в конце прямой. Однако и при дополнительном пите Mercedes Lotus опередить не удалось. У кого не получилось…

Дженсон Баттон Именно чемпион мира 2009 года мог принести McLaren третью победу подряд, и именно англичанин мог стать автором двух побед за неделю. Однако британец допустил пробуксовку при переходе с первой на вторую передачи и проиграл старт Фелипе Массе. Отыграться, опередив бразильца по внешнему радиусу второй шиканы, Roggia, Дженсу удалось только накануне заезда Фелипе в боксы, когда резина на Ferrari износилась. На пит-стопе Баттона последовала двухсекундная заминка с передним правым колесом, и в результате отставание от напарника было уже 8 секунд. Тем не менее, Дженсон был перманентно быстрее Льюиса с того самого момента, как обогнал Массу. Неизвестно, чем закончился бы Гран При, если бы на 32 круге McLaren под номером 3 остановился на задней прямой из-за топливного голодания… 25 очков, отыгранных у напарника в Бельгии, мгновенно оказались отданными обратно...

 

Red Bull

Полный провал в Монце продемонстрировали действующие чемпионы мира, впервые с Гран При Кореи 2010 года не набрав очки. Себастьян Феттель после очень боевитой гонки и бесплодной борьбы за подиум сошел из-за отказа генератора… Того самого, который отказал в субботу с утра. А ведь Renault обещали, что подобное после потерянной победы Феттеля в Валенсии не повторится! И, что самое удивительное, именно на Red Bull немца стояла новая модель генератора, как раз разработанная после той фатальной неудачи в Испании…

Марк Уэббер в отличие от прошлогоднего триумфатора в Монце традиционно не блистал. Сначала австралиец не попал в суперпоул, а затем и проиграл старт. Откатившись на 14 позицию, Уэббер быстро отыгрался благодаря свежему комплекту опциональных покрышек. Однако ввиду низкой чистой скорости австралийца в Италии, на финальном отрезке он не смог ничего противопоставить оказавшемуся позади вследствие штрафа напарнику. Более того, Марку не удалось даже сохранить свое 7 место, ибо, опасаясь давления со стороны настигавшего Росберга, Уэббер потерял болид в Ascari. Не выдержав дискомфорта от оквадраченного изношенного hard австралиец решил сойти. Второй раз подряд на Аутодромо Национале…

 

Жером д'Амброзио

Абсолютно бесполезной вышла замена дисквалифицированного Грожана на тест-пилота Lotus. Мало того, что в отличие от француза Жером абсолютно не конкурировал с Райкконеном, уступая финну в чистой скорости 0,65 секунды по ходу уик-энда и показав в квалификации 16 время. В гонке уже на 6 круге бельгиец лишился системы KERS… 7 кругов потребовалось д'Амброзио, чтобы выйти в ритм, в котором он шел до поломки системы рекуперации. Тактику Переса и Мальдонадо (старта на hard с единственной остановкой) Жером, как и Хюлькенберг, провалил. Дошло все до того, что после первой волны бельгиец оказался позади обоих пилотов Caterham и резервисту потребовалось 10 кругов, чтобы опередить аутсайдеров! Итог закономерен: 13 место, в 76 секундах позади победителя…

 

Даниэль Риккьярдо

Ну, и главным неудачником ГП Италии стал Даниэль Риккьярдо. Австралиец традиционно опередил напарника в квалификации и стартовал 14. Блестяще по внутренней траектории Curva Grande опередил принципиального конкурента Сенну накануне единственного пит-стопа. Реализовал тактику и успешно замыкал очковую зону перед Williams вплоть до выхода из финальной Parabolica… В момент, когда Даниэль открыл дроссель, синхронной подачи топлива не последовало. В отличие от сошедшего по аналогичной причине Баттона круг накатом Риккьярдо завершить сумел, однако потеря 5 секунд обернулась пропуском пары Williams под клетчатый флаг...

Неудачные юбилеи…

Не далее как на Хоккенхайме Льюис Хэмильтон праздновал свой сотый Гран При, и в квалификации накануне впервые в сезоне уступил своему напарнику… То же самое повторилось и с Педро де ля Розой, который отмечал сотый Гран При в Монце. И, Вы не поверите, впервые уступил Картикеяну в квале…

Впрочем, суббота была явно не днем испанцев. Второй представитель, выигрывавший все квалификации сезона у напарника, Алонсо, из-за поломки стабилизатора поперечной устойчивости Массе конкретно уступил… Притом, заметьте, в этот уик-энд Фернандо также отмечал определенное событие: двукратный чемпион сравнялся по количеству Гран При с Найджелом Менселлом.

И, наконец, россиянин. Виталий Петров на квалификации в Монце отметил уже свой 28 день рождения. Пилот не только не смог в третий раз в сезоне опередить Ковалайнена, традиционно уступив, но и проиграл целых полсекунды из-за вибрации тормозов на передней оси. Однако в гонке Виталий отыгрался. И если на финише финн все равно оказался впереди, 14 и первым из круговых, то россиянин уступил ему лишь 0,199 секунды! И, главное, Петров впервые в сезоне в равных условиях был быстрее Ковалайнена. Удержаться впереди Хейкки позволил хитрый маневр ухода в воздушный мешок бывшего кумира Алонсо. Таким образом, финн получил возможность использования DRS на финальных кругах и не дал россиянину атаковать на прямых.

13

Число 13 может быть не столь несчастливым. Французский дебютант Marussia, проводивший 13 Гран При, в отличие от его предшественника, заменявшего в Монце Грожана, выступил просто блестяще. Шарль Пик, финишировав 16, опередил своего опытного напарника Тимо Глока на 12 секунд. Более того, юный уроженец Монтелимара проиграл Петрову лишь 16 секунд! Притом, что у Marussia нет системы рекуперации кинетической энергии, которая дает более полусекунды на круге Аутодромо Национале. Притом что у российской команды нет блестящего тандема двигателя и коробки передач от чемпионской Renault. Не говоря уже об огромной разнице в шасси, которое, к тому же, у Marussia абсолютно не подходит скоростной трассе в Монце…

 

Оригинал статьи с фотографиями Вы можете прочитать в авторской колонке