6 мин.

Билялетдинов: Управлять дорогостоящими игроками - искусство

Бывший главный тренер «Рубина» Ринат Билялетдинов после ухода из казанского клуба не сидит без дела. В эксклюзивном интервью корреспонденту EF Елене Григорьевской специалист рассказал о том, что готовится к сессии на получение лицензии PRO, смотрит матчи европейских чемпионатов, а также поведал, что изменил бы в российском футболе, если бы трудоустроился в РФС.

- Расскажите, чему сейчас посвящаете свободное время?

- Здоровью. Хожу к врачу лечу зубы. Уделяю время ремонту на даче, который постоянно надо контролировать. Урегулирую налоговые дела - их надо закрыть до первого октября. Кроме того, в отдельных моментах помогаю жене. Провожу время с внуком и внучкой, посещаю друзей, хожу на деловые встречи. Это занимает основное время. Остальное - отдых: баня, бассейн. Также занимаюсь подготовкой к сессии в тренерской Академии в Швейцарии, которая начнётся седьмого октября. Я являюсь слушателем на получение лицензии PRO. Это третья сессия, а итоговая будет в декабре. Ну и футбол продолжаю смотреть. Правда, больше зарубежный.

- Чемпионат России уже не так интересен?

- Я и до этого смотрел матчи иностранных команд. Даже не в силу профессиональной необходимости, а для получения эстетического удовольствия и направления развития. Европейский футбол в этом плане более информативен. Делаю пометки по отдельным игрокам, взаимодействиям.

Мне нравятся чемпионаты Англии и Германии. Там очень высокий темп, движение, боевитость. Элементы игровой дисциплины и творчества хорошо сочетаются. Очень информативный футбол, а матчи зрелищные, несмотря на то, что игроки в большинстве своём не являются технически оснащёнными виртуозами. Смотрю встречи тех команд, которые транслируют по телевидению. Если по двум каналам одновременно идут интересные, на мой взгляд, встречи, постоянно переключаю то на одну игру, то на другую. Предпочтение всегда отдаю более темповому футболу.

Ринат Билялетдинов занимается подготовкой к сессии в тренерской Академии в Швейцарии

- Вы говорили о сессии. Как вам даётся учёба?

- Категория PRO отличается от категорий А и Б. Здесь берутся глобальные вопросы управления командой, в тренировочный процесс вовлекаются все структуры. Построение этого процесса и расстановка кадров - очень важный момент, в том числе и психологический. Это более высокая ступень. А вообще, в обучении всегда есть что-то новое. Даже в старых методиках. Я не приемлю выражения, что это всё каменный век. Как будто раньше люди не хотели побеждать. Есть основные моменты, которые не меняются. Считаю, что люди, которые работали в футболе в прошлом веке, не хуже, а в чём-то даже лучше современных. Если брать отечественных специалистов того времени, отмечу Лобановского, Бескова, Ахалкаци, и более поздних Бышовца, Сёмина, Романцева, Газзаева. Как тренеры эти люди для меня были и остаются авторитетами. А вот современные иностранные специалисты пока не дотягивают до уровня Фергюсона времён «Манчестер Юнайтед». Хотя и сейчас можно выделить хороших наставников, которые на слуху: Мауринью, Вергер, Клопп, Гвардиола, Анчелотти, Манчини. Но я более подробно изучал советскую тренерскую школу. От наставников, как и от подбора исполнителей, многое зависит. Управлять высокооплачиваемыми игроками - это искусство, поэтому даётся непросто.

- Президент РФС Виталий Мутко говорил, что был бы рад поработать с вами. В каком качестве вы хотели бы трудиться в этой организации?

- Нужно знать, что за работа будет в РФС, потому что она напрямую не связана с футбольным полем. Есть организаторские и руководящие моменты. Если речь идёт о работе с молодёжными или юношескими сборными - там имеется свой тренерский штаб и спортивный директорат.

- Вы бы смогли стать футбольным чиновником?

- Смотря, какая работа: кадровая, организаторская, методическая, инспектирующая. Важно понимать цель и видеть результат своего труда. Тогда работа становится интересной и по душе.

- Что вы хотели бы изменить в нашем футболе, если бы устроились в РФС?

- Нужно сделать так, чтобы прекратились гром и молнии по проводу лимита на легионеров. Необходимо зафиксировать лет на пять какой-то регламент и потом ничего не менять. Я считаю, что оптимальный лимит - шесть россиян плюс пять иностранцев на ближайшие два года, потому что есть долгосрочные контракты и нужно дать командам время, чтобы сгладить трансферную политику.

По признанию Рината Билялетдинова, после ухода из «Рубина» у него осталось чувство недоделанной работы

Но мне могут возразить, что для поддержания класса клубов нужны легионеры. Взять ЦСКА. У них есть Муса, Думбия, Ерёменко, Тошич, Натхо. Получается, Вернблуму нет места и даже Фернандесу. А ведь в команде ещё находятся Цауня, Миланов. У армейцев сейчас богатый выбор квалифицированных легионеров. У «Динамо», например, другая картина, и они безболезненно переживут лимит. Я за то, чтобы дать возможность играть в составе шести россиянам. Но их нужно найти и подготовить, чтобы наши команды резко не теряли в качестве. Можно оставить трех иностранцев, но как мы будем выглядеть в еврокубках? Ясно, что сразу пострадаем. Поэтому всё надо делать плавно, а для этого необходим приток молодых футболистов, которых с неба не возьмешь. Натурализация - тоже не выход. Сколько уже натурализовали игроков в мини-футболе, а лучше не стало.Если продолжать тему работы в РФС, есть моменты, оставшиеся с советских времён, когда команды Второй лиги обязаны иметь в составе молодых игроков. Все это - приложение к футбольной деятельности. А что касается организаторской работы, есть более опытные люди, чем я. Но взаимоотношения сборная-клуб я бы урегулировал, потому что здесь есть шероховатости. Ну, и отдельное внимание уделил бы молодёжному и юношескому сектору. Потому что без правильной работы в этом направлении ничего не получится. Как говорится, думаешь о будущем - вкладывайся в детей. Нужен качественный приток молодых футболистов, который у нас превратился в ручеёк. Меньше детей стало заниматься футболом, но зато стало больше виртуальных игроков, которые предпочитают симуляторы.

- Осталось ли чувство недоделанной работы или оно есть всегда у тренера, который не по своей воле покинул команду?

- Наверное, оно есть у каждого наставника и у меня тоже. Такое же чувство было, когда уходил из «Локомотива» в 2010 году, когда стало понятно, что я дорабатываю и покидаю команду вслед за Юрием Сёминым. Осталось сожаление, что не сумел некоторых ребят на второй круг заявить за дубль, чтобы их обкатать, показать другой уровень. Эти мальчишки, к сожалению, потом пропали. За полгода они могли выстрелить.

Такая же ситуация и в «Рубине». В Казани есть способные игроки, с которыми нужно работать, особенно индивидуально: и над тактическим образованием, и над технической оснащённостью. Нельзя их просто так бросать. Их перевели в основную команду, все закричали, ура, есть достижение. Но ребята остаются на том же уровне, который позволил им присоединиться к основе. Если с ними не работать дополнительно, они будут жить старым багажом и не выстрелят. Я подтянул целый ряд мальчишек, но сейчас они находятся не в моём ведении. У меня были планы подготовки на два года вперёд по каждому из них, но теперь всё пришлось отправить в архив. Об этом я сожалею.

PS: Любому наставнику тяжело покидать команду по ходу сезон, когда он не успел воплотить в жизнь свои идеи, когда плоды твоего труда ещё не успели созреть и стать сочными. Но такова тренерская стезя. Зато передышку можно провести с пользой, чем и занимается Ринат Саярович. И пусть пока планы пришлось отложить в архив, нет сомнений, что мы ещё обязательно увидим в деле этого специалиста, который славится успешной работой с молодежью, что нашему футболу очень необходимо.

Автор: Елена Григорьевская