50 мин.

Неаполь – жизнь и футбол у ног «спящего зверя»

Рассказ о городе и команде, которые влюблены друг в друга.

Неаполь – город, являющийся душой Италии

Панорама Неаполя

Неа́поль (итал. Napoli, неап. Napule) — город в Италии. Административный центр области Кампания и одноимённой территориальной единицы, приравненной к провинции.

Расположенный в живописной бухте на побережье Тирренского моря у подножия знаменитого Везувия, этот шумный и динамичный мегаполис является третьим по численности населения в стране после Рима и Милана. Неаполь – бурный, красочный, солнечный и немного хаотичный город, пропитанный ароматами пиццы и лимончелло, который является душой Италии. 

Неаполь – один из древнейших и важнейших итальянских городов, имеющий богатую историю и сохранивший множество интересных достопримечательностей. Его долгая история, восходящая к древнегреческому периоду, включает византийское, французское, испанское и австрийское правление, каждое из которых оставило свой след в облике города.

Улочки Неаполя

Помимо церквей, роскошных дворцов, музеев и широких набережных, визитной карточкой Неаполя являются очаровательные узкие улочки, где на верёвках сушат белье, готовят домашнюю пиццу или пасту, а также громко общаются с соседями.

История

Неаполь был основан греческими поселенцами в VIII веке до н. э. под названием Партенопа (по имени мифологической сирены, легенда о которой связана с этими местами). В IV в. до н. э. Партенопа была разрушена италиками, но вскоре рядом с ней возник новый город, получивший греческое название Неаполис(др.-греч. Νεάπολις, от др.-греч. νέα πόλις, букв. «новый город») .

Неаполь времен Римской империи на карте

Затем Неаполь стал римской колонией и воротами, через которые древнегреческая культура вошла в Римскую империю.

После падения Римской империи город был завоёван сначала остготами, потом византийцами. В 763 году некоторое время он был под контролем Папы Римского. В 8-11 веке Неаполь являлся столицей одноимённого герцогства. В 1139 году город вошёл в состав могущественного Сицилийского королевства, а в 1266 году стал его столицей. Однако в конце 13 веке королевство распалось.

Неаполитанская гавань. Тавола Строцци. Темпера, 1472 г.

С 1504 года город стал принадлежать Испании и был главной военной базой Габсбургов в борьбе с Валуа. В XVII веке Неаполь насчитывал 300 тысяч жителей и был вторым по величине городом Европы после Парижа.

В ходе войны за Испанское наследство город  перешел под власть Австрии. В 1734 году захвачен Бурбонами, а в январе 1799 года — Наполеоном, после чего в городе была провозглашена Партенопейская республика, которая в свою очередь пала в июне — июле того же года.

В 1805 году из-за извержения Везувия разрушается значительная часть города, около 26 тыс. человек погибает.

В 1806—1815 годах Неаполь являлся столицей зависимого от Франции Неаполитанского королевства, а с 1815 — Королевства обеих Сицилий. В сентябре 1860 года в город вступила революционная армия Дж. Гарибальди, после чего в результате референдума был объявлен конец королевства и основание государства Италия. А 17 марта 1861 года завершился процесс объединения южных и северных итальянских земель в единое государство во главе с королём Виктором Эммануилом II.

Район Санта-Лючия, Неаполь 1888 г.

В 1942—1943 годах город был подвергнут интенсивной американской бомбардировке. Во время налётов погибли около 1900 человек. Помимо промышленных объектов были уничтожены вокзал, порт, оперный театр, церкви, многие жилые дома. В сентябре 1943 года в городе, оккупированном немецкими войсками, вспыхнуло восстание, в результате которого в начале октября 1943 года Неаполь перешёл под контроль союзных войск.

Современный Неаполь также ассоциируют с итальянской мафией каморрой и коррупцией. В 2007—2008 годах город испытывал трудности с утилизацией мусора и переработкой отходов, из-за чего разразился «Мусорный кризис».

Достопримечательности

На протяжении всей истории Неаполь был свидетелем жестоких сражений и многие цивилизации стремились завоевать его. Греки, римляне, испанцы, французы – каждый из этих народов оставил свой след. Здесь, на узких улицах, среди старых зданий, древних достопримечательностей и старинных церквей застыла настоящая история.

Помпеи

Помпеи

Помпеи – один из самых знаменитых археологических памятников в мире, расположенный в окрестностях Неаполя. Это легендарный древний город, погребённый под слоями лавы и пепла во время разрушительного извержения Везувия в 79 году н.э. Когда группа археологов повторно открыла это место в 1748 году, они были удивлены, обнаружив, что под толстым слоем вулканической пыли и обломков Помпеи практически не пострадали и сохранились для двухтысячелетних руин в фантастическом состоянии. 

Помпеи были основаны греческими поселенцами в 8 веке до н.э. Город попал под влияние Рима примерно во 2 веке до н.э. К началу 1 века н.э. город, расположенный примерно в 10 км от Везувия, стал процветающим курортом для самых богатых граждан Рима. Элегантные дома и роскошные виллы выстроились вдоль мощеных улиц. Горожане и рабы суетились на небольших фабриках, работали в ремесленных мастерских и тавернах. Также здесь процветали бордели и бани. В праздники люди собрались на 20-тысячной арене и на открытых площадях и рынках.

Накануне того рокового извержения, по оценкам ученых, в Помпеях проживало около 12000 человек, а также почти столько же в окрестностях.

«Последний день Помпеи» картина русского художника Карла Брюллова 

Помпеи оставались нетронутыми до 1748 года, когда группа исследователей, ищущих древние артефакты, прибыла в Кампанию и начала раскопки. Они обнаружили, что пепел действовал как чудесный консервант. Под слоем пыли Помпеи были почти такими же, как и 2000 лет назад. Постройки, в большинстве своём, остались нетронутыми, а останки несчастных жертв застыли прямо там, где упали. На улицах были разбросаны предметы повседневного обихода. Позже археологи даже обнаружили банки с консервированными фруктами и булки хлеба!

Помпеи на фоне Везувия

Помпеи на фоне Везувия 

Многие ученые говорят, что раскопки Помпеи сыграли важную роль в неоклассическом возрождении 18 века. Самые богатые и модные семьи Европы выставляли искусство и репродукции предметов из руин, а  найденные рисунки и мозаики помогли сформировать архитектурные тенденции той эпохи. 

 

Геркуланум

Геркуланум

Геркуланум – город сосед Помпеи который разделил его участь , и так же был разрушен извержением Везувия в 79 году нашей эры. Как и соседние Помпеи, город прекрасно сохранился благодаря слою вулканического пепла толщиной в несколько метров. Затем пепел был покрыт потоком лавы, который превратился в камень, сохранив даже органические остатки. 

Этот археологический памятник внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Изначально Геркуланум был небольшим городом, расположенным на отроге вулкана Везувий, всего в 8 километрах к юго-востоку от Неаполя. Точная дата основания города неизвестна, но, возможно, он был основан в 6 или 5 веке до н.э. как спутник греческого Неаполиса. 

Геркуланум в эпоху своего расцвета торговал со своими соседями и превосходно использовал свою небольшую гавань, но при этом он никогда не смог вырасти, чтобы стать большим городом, сопоставимым по размеру с Неаполем или даже с Помпеями. Геркуланум был идеально расположен для того, чтобы стать тихим курортом с хорошей погодой и живописным видом на море, популярным среди богатых римлян. Но при этом здесь были все атрибуты для комфортного отдыха: театр, форум, базилика и даже термы. 

Артефакты, обнаруженные в Геркулануме, выставлены в археологическом музее Неаполя. Здесь были найдены фрески и редкие античные деревянные предметы быта (столы, кровати и детские колыбели). Есть даже образцы обугленного хлеба, статуи и фигурки, образцы прекрасной посуды. Выдающийся образец мозаики Геркуланума – это сцена с Нептуном и Амфитритой из одноименной виллы, сделанная из маленьких кусочков цветного стекла. 

Везувий – «спящий зверь»

Гора Везувий (1281 м) – легендарный стратовулкан, разрушивший Помпеи и Геркаланум, который возвышается над горизонтом и ландшафтом, окружающим Неаполь. Везувий – единственный вулкан в континентальной Европе, извергавшийся за последние 100 лет. Из Неаполя можно заказать экскурсию, чтобы посетить это великолепное природное явление и подняться по его склонам, а также заглянуть в кратер и насладиться великолепными видами. 

Катакомбы Неаполя

Катакомбы Неаполя

Катакомбы Сан-Дженнаро датируются 2 веком н.э. и представляют собой лабиринт древних проходов и гробниц. Они состоят из двух уровней, а в своде катакомб в верхней части находятся фрески конца 2 века. Здесь также есть небольшая крипта епископов и большая подземная базилика с тремя высеченными в камне нефами, украшенными фресками 4 – 6 века н.э.

Базилика, построенная рядом с катакомбами в 5 веке, претерпела несколько изменений, но является редким примером раннехристианской архитектуры. Даже после капитального ремонта в арагонскую эпоху в 14 – 15 веках, оригинальная структура здания из трех нефов и полукруглой апсиды сохранилась

Кастель Нуово

Кастель Нуово

Кастель Нуово (или замок Маскио Анджоино) – один из символов Неаполя, огромный и могучий средневековый замок, расположенный на берегу Неаполитанского залива в непосредственной близости от знаменитой площади пьяцца дель-Плебисцито. Замок представляет собой крепость с 5 мощными башнями. Триумфальная арка раннего Возрождения является входом. Кастель Нуово был построен в 13 веке и являлся резиденцией королей и наместников Неаполя. Сейчас здесь расположен городской музей с акцентом на итальянскую живопись 19 века. 

Кастель-дель-Ово

Кастель-дель-Ово

Замок Кастель-дель-Ово – старейшее укрепленное сооружение Неаполя. Он расположен на бывшем острове Мегариде (ныне это полуостров), который был местом, где греческие колонисты основали первоначальное ядро ​​города в 6 веке до н.э. В 1 веке до нашей эры римский патриций построил на этом месте великолепную виллу, укрепленную Валентинианом III в середине 5-го века н.э. и ставшую местом изгнания последнего императора Западной Римской империи. 

Остатки построек римской эпохи и более поздних укреплений были снесены местными жителями в 9 веке, чтобы предотвратить их использование сарацинскими налетчиками. Первый замок на этом месте был построен норманнами в 12 веке и стал королевской резиденцией. Нынешний вид замка относится к эпохе арагонского владычества (15 век). Кастель-дель-Ово был повреждён французской и испанской артиллерией во время итальянских войн. В период существования Неаполитанской республике (1799 г.) его пушки использовались повстанцами для сдерживания бурбонских войск. Свой нынешний вид, после долгой эпохи запустения, замок обрёл во время масштабной реконструкции, начатой ​​в 1975 году. 

В 19 веке вокруг восточной стены замка возникла небольшая рыбацкая деревушка Борго Маринаро, которая существует до сих пор. Сейчас она известна своей пристанью для яхт и ресторанами.

За замком находится самая оживленная часть порта с круизным портом и пунктом отправления паромов на Сицилию, Сардинию и другие места Средиземноморья. Неаполь – главный порт южной Италии, а гавань – его сердце.

Пьяцца-дель-Плебесцито

Пьяцца-дель-Плебесцито – самая знаменитая площадь Неаполя. Это обширное открытое пространство заполнено важными памятниками архитектуры: королевский дворец и базилика с колоннадой, построенная в 19 веке по образцу римского Пантеона, палаццо Салерно, дворец префектуры и статуя, посвященная Карлу III, королю Испании.

Королевский дворец

Вдоль восточной стороны площади Пьяцца-дель-Плебисцито находится бывший Королевский дворец , построенный в 17 веке Доменико Фонтана и восстановленный в первой половине 19 столетия. Это великолепное здание в стиле барокко и неоренессанса, а также один из четырех дворцов, которые использовались в качестве королевских резиденций. На длинном фасаде дворца расположены восемь мраморных статуй королей, правивших Неаполем. Внутри можно увидеть оригинальную парадную лестницу из белого мрамора, построенную в 1651 году, театр и более двух десятков комнат с старинной мебелью, гобеленами, фарфором и скульптурами. 

Королевская базилика

Королевская базилика

Королевская папская базилика Сан-Франческо ди Паола, расположенная на площади Пьяцца-дель-Плебисцито, считается одним из важнейших образцов итальянской неоклассической архитектуры. Строительство базилики было начато в 1809 году и завершено в 1846 году, полностью отражая архитектуру неоклассицизма и черпая вдохновение в формах римского Пантеона. 

Сан-Франческо ди Паола – нетипичная церковь с особым шармом, начиная с ее большого неоклассического фасада с колоннадой, увенчанной тремя статуями, огромного центрального купола, напоминающего купол Пантеона в Риме, и двух небольших боковых куполов. Интерьер базилики имеет круговой план с впечатляющей серией колонн с коринфскими капителями и огромного кессонного купола, в центре которого выделяется характерный окулус (круглое отверстие в ротонде). Над колоннадой расположена трибуна, предназначенная для королевской семьи.

Церковь имеет мягкое и тусклое освещение, достаточное для того, чтобы выделить ценные произведения искусства 19 века. Украшения базилики, в основном, выполнены в неоклассическом стиле, за исключением главного алтаря 17 века. В боковых часовнях хранятся картины Луки Джордано, Паоло де Маттеиса, Томмазо Де Виво и неизвестных учеников Джузепе де Риберы. Мраморный пол украшен геометрическими узорами. 

Дуомо

Дуомо – кафедральный собор и самый главный храм Неаполя. Построен в 13 веке Карлом I Анжуйским на фундаменте древних церквей. Это религиозное здание сочетает в себе множество стилей, включая готику, ренессанс и барокко. Собор имеет большую центральную башню, красивый фасад и множество декоративных скульптур. 

Хотя собор восходит к концу 13 века, он был изменён в 15 веке после землетрясения. В южном проходе находится роскошная часовня 17-го века святого Дженнаро, который является покровителем Неаполя. На её главном алтаре находится серебряный бюст с черепом святого, замученного в 305 году при императоре Диоклетиане. В подземной археологической зоне можно увидеть базилику Санта-Реститута 4-го века – самую старую церковь в Неаполе с великолепными потолочными фресками и колоннами из древнеримского храма.

Собор окружают несколько красивых церквей и дворец архиепископов:

  • готическая церковь Санта-Мария-Доннаредгина с прекрасными фресками 14-го века Пьетро Каваллини, современником Джотто

  • церкви Сан Филиппо Нери и Сан Паоло Маджоре в стиле барокко

  • отреставрированная готическая церковь Сан-Лоренцо Маджоре 13 – 14 века, под которой находятся археологические раскопки, позволяющие посетителям увидеть слои древних цивилизаций: от эпохи древних греков и римлян до времен Византии и Средневековья. 

Сан-Доменико-Маджоре

Сан-Доменико-Маджоре

Сан-Доменико-Маджоре – необычная церковь, основанная монахами доминиканцами в 14 веке. Является одной из самых красивых и интересных церквей Неаполя, наполненных шедеврами раннего Возрождения. Расположена в центре старого города недалеко от университета и станции метро Dante. Несмотря на довольно невыразительный фасад, базилика поражает внутренним убранством: ренессансные произведения искусства и великолепные скульптуры, панельный потолок позолоченный золотом и потрясающий алтарь.

В центре площади, на которую выходит фасад базилики, установлен обелиск, являющийся одной из трех «чумных колонн» в Неаполе. Он был построен после чумы 1656 года и увенчан статуей святого Доминика (основателя доминиканского ордена). 

Рядом с базиликой расположен аристократический дворец 18 века Сангро ди Касакаленда. Говорят, что во время его строительства была снесена церковь византийской эпохи Санта-Мария-делла-Ротонда. Эта церковь, предположительно, была построена императором Константином на вершине древнеримского храма Весты. Колонны храма сейчас используются во дворе нынешнего палаццо. 

Сан-Северо

Сан-Северо

Капелла Сансеверо была построена в 1590 году как небольшая часовня для одноимённой аристократической семьи, позже став её погребальной часовней. В 18 веке она была искусно украшена в стиле барокко эксцентричным мистиком Раймондо ди Сангро. Капелла содержит огромное количество произведений искусства и несколько известных скульптур. Потолок украшает великолепная фреска. Центральное место занимает прекрасная статуя покрова Христа, созданная Джузеппе Санмартино.

Самые необычные экспонаты часовни – пара анатомических машин, демонстрирующих кровеносную систему и мышцы человека. Они построены на реальных скелетах с использованием проволоки, шелка и пчелиного воска. Излишне говорить, что странная коллекция ди Сангро и множество масонских символов, которые он включил в часовню, породила мрачные слухи о научных экспериментах, которые он проводил в соседнем дворце. 

Санта-Лючия

Санта-Лючия

К западу от площади Пьяцца-дель-Плебисцито, на склонах холма Пиццофальконе, спускающихся к морю, находится очаровательный район Санта-Лючия, в котором можно почувствовать дух настоящего Неаполя. К югу от широкой дороги Виа Санта-Лючия это район представляет собой переплетение современных улиц с регулярным планом, но к северу – это живописное скопление узких ступенчатых переулков, полных традиционной неаполитанской жизни с магазинами и пекарнями, мастерскими и уютными кафе, где местные жители пьют эспрессо, а также верёвками, протянутыми между домов, на которых до сих пор сушат белье.

Колонна Сан-Дженнаро

Колонна Сан-Дженнаро

Колонна Сан-Дженнаро на площади, посвященной кардиналу Систо Риарио Сфорца, была установлена в середине 17 века одним из величайших архитекторов неаполитанского барокко. Шпиль, увенчанный фигурой святого Дженнаро, был воздвигнут в ознаменование избавления города от землетрясения 1631 года.

Спакканаполи

Спакканаполи

Спакканаполи – одна из главных улиц старого Неаполя. Это настоящее сердце города, пересекающее исторический центр столицы Кампании. Улица четко разделяет древний город на север и юг, а её истоки уходят в римские времена,  о чем свидетельствуют остатки древних терм, найденных под монастырем базилики Санта-Кьяра .

В эпоху Возрождения улица претерпела колоссальные изменения. Средневековые готические постройки были реконструированы, а также были построены новые здания на территории снесенных сооружений. Основными архитекторами неаполитанского Возрождения были Джованни Франческо Мормандо и Джованни Франческо ди Пальма , спроектировавшие Палаццо Марильяно и Палаццо Пинелли. В 16 веке Дон Педро де Толедо инициировал процесс городского планирования в направлении холма Сан-Мартино и выровнял Спакканаполи с артерией испанских кварталов, чтобы связать их с центром города.

Национальный археологический музей

Национальный археологический музей

В национальном археологическом музее Неаполя хранится одна из лучших в мире коллекций древностей, многие из которых были привезены сюда из ранних раскопок в Помпеях и Геркалануме. Кроме того, здесь выставлены художественные сокровища королей Неаполя, коллекции Фарнезе из Рима и Пармы, коллекции из дворцов Портичи и Каподимонте.

На первом этаже, который посвящён, в основном, мраморным скульптурам, находится колоссальная статуя Фарнезского Геракла высотой 3,17 метра, найденная в термах Каракаллы в Риме, а также Фарнезскый бык – крупнейшая скульптурная композиция из мрамора, сохранившейся с древних времен. В мезонине находится коллекция старинных мозаик из Помпеи, в том числе знаменитая «битва Александра».

 

Театр Сан-Карло

Театр Сан-Карло

Сан-Карло – один из крупнейших театров в Европе и один из лучших оперных театров Италии, построенный королем Карлом из династии Бурбонов рядом с Королевским дворцом. Завершенный в 1737 году, он является старейшим постоянно действующим оперным театром в Европе.

Монастырь Сан-Мартино

Монастырь Сан-Мартино

В бывшем картезианском монастыре Сан-Мартино, построенном в 1325 году и перестроенном в 17 веке, ныне находится музей. Монастырская церковь имеет красивую ризницу и сокровищницу, богато украшена мрамором, потолочными фресками и картинами 17-18 веков.

Монастырь Санта-Кьяра

Базилика Санта-Кьяра

Монастырь Санта-Кьяра, основанный в 1310 году, больше похож на парк в приморском курортном городке, чем на монастырскую обитель. Яркая керамическая плитка, изготовленная в мастерских Каподимонте, покрывает 66 восьмиугольных колонн, окружающих его. Между колоннами находятся длинные скамейки, также покрытые плиткой. Стены под портиками со всех четырех сторон монастыря украшены фресками 17 века с изображением сцен Ветхого Завета. Во время ремонта повреждений после Второй мировой войны здесь были обнаружены нетронутые остатки римских терм 1 века, которые, вероятно, были частью виллы. Эта и другие находки составляют небольшую археологическую зону и музей. 

Несостоявшаяся-состоявшаяся достопримечательность

В 1880 году к кратеру Везувия торжественно открыли фуникулёр. По этому случаю композитор Луиджи Денца написал знаменитую неаполитанскую песню Funiculì, Funiculà. Песня быстро получила известность, остаётся популярной в наши дни и останется популярной, чего не скажешь про фуникулёр. Извержения Везувия в 1906, 1911, 1929 и наконец в марте 1944 годах положили конец его функционированию.

Нравы, люди и традиции .10 символов Неаполя

Неаполь — город контрастов, тут есть чем восхищаться и чему ужасаться, но сложно оставаться равнодушным. Неаполитанцы очень любят свой город, у них прямо глаза горят, когда они про него рассказывают. К сожалению, это не мешает им мусорить, расписывать граффити памятники архитектуры и ужасно вести себя за рулем, но любовь к городу его традициям и символам остается с неаполитанцем на всю жизнь.

Неаполитанский язык

Неаполитанский язык является диалектом Италии. Так же как и современный итальянский, он произошел от латинского языка. Вместе с тем, на него повлияли множество языков и культур тех народов, которые пребывали на территории Кампаньи за многие века его существования.

Неаполитанский язык второй по распространенности в Италии после официального итальянского. На нем говорят не только в регионе Кампанья, но и почти по всей территории юга Италии, всего более 7 миллионов человек.

Неаполитанский известен в мире благодаря песням, которые распространились эмигрантами. После объединения Италии экономика юга пришла в упадок и миллионы носителей неаполитанского языка хлынули большим потоком за лучшей жизнью в северную и южную Америку, Австралию.

Неаполитанский язык является культурным наследием человечества. Это задокументировано ЮНЕСКО. В 2008 году региональное правительство Кампаньи официально провозгласило неаполитанский полноценным языком. Это было сделано не просто так, а для того, чтобы защитить язык, продвигать его изучение, а также сохранить местную культуру и традиции.

В Неаполе до сих пор значительная часть населения разговаривает на диалекте или смеси диалекта и итальянского языка.

Жители северной Италии считают неаполитанский вульгарным диалектом, на котором разговаривает малообразованная часть общества. Называют его «крикучим», «горланистым» и шипящим. В основном из-за того, что неаполитанцы все «c» заменяют на «ш» и удаляют гласные в конце слова, густо сопровождая каждую фразу возгласами надлежащего настроения. От этого он резковат, грубоват, но есть в нем и мелодичность, и собственный ритм.

Пицца Маргарита

Хоть пицца и не единственный символ Неаполя, но начну я, пожалуй, именно с нее, отдам дань одному из самых популярных блюд в мире.

Прообраз итальянской пиццы появился очень давно в 1522 году благодаря завозу в Европу томатов. Самая популярная пицца Маргарита была создана в Неаполе в 1889 году. Существует легенда, что король Умберто I и королева Маргарита, находясь в неаполитанской резиденции, захотели попробовать это популярное среди крестьян блюдо. На тот момент это считалось дурным тоном среди богатых, так как пицца считалась пищей бедных. Ко двору был призван пиццайоло Рафаэле Эспозито. Он приготовил пиццу напоминающую по цвету итальянский флаг из моцареллы, томатов и базилика. Королева по достоинству оценила это блюдо и пицца была названа её именем — Маргарита. Именно благодаря королеве мир узнал о пицце, она стала не только пищей для бедных, богатые тоже оценили ее вкус.

Сегодня в Италии насчитывается более двух тысяч наименований пиццы.

Моцарелла ди буфала

Mozzarella di bufala — это больше, чем просто сыр: это один из символов итальянской кулинарии. Классическая моцарелла ди буфала поизводится из молока чёрных буйволиц, обитающих на юге Италии. Молоко должно быть доставлено на сыроварню не позднее, чем через 16 часов после дойки.

Название «моцарелла» происходит от способа отделения кусочков в процессе изготовления, сыровар вручную рассекает на части готовую сырную массу: mozzare означает отсекать, отрубать.

Считается, что этот сыр появился в двенадцатом веке и изобрели его совершенно случайно. В то время холодильников не было, и местные жители в регионе Кампанья хранили молоко в желудке буйволицы в погребе. Однажды они забыли про молоко, а когда вспомнили, то обнаружили сыр в форме шарика с мягкой творожной массой внутри.

Со временем сыр распространился и в другие регионы Италии.

В начале XX века очень сократилось поголовье буйволов, и крестьяне стали производить моцареллу из обычного коровьего молока. Но моцарелла ди буфала на порядок ценнее и дороже. Сегодня лучшая моцарелла производится в регионе Кампанья.

Тарантелла

Tarantella — итальянский народный танец. Эту зажигательную мелодию вы тоже точно слышали! Под нее сразу хочется броситься в пляс.

С его историей связано много легенд. Начиная с XV века тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого укусом ядовитого паука тарантула (название и паука, и танца, пошло от названия итальянского города Таранто). В связи с этим по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Ведь местные жители были уверены, что единственным способом подавить симптомы и изгнать злого духа «таранты» из тела можно только силой шумной, быстрой, ритмичной музыки. Действие ритуала могло продолжаться несколько часов. Учащающийся ритм барабана приводил больного в состояние естественного транса, в результате которого одержимый «тарантизмом» доводился до изнеможения и падал без сил.

Различают неаполитанскую и сицилийскую тарантеллу. Особенностью сицилийской тарантеллы является использование кастаньет, в то время как неаполитанская разновидность танца исполняется под тамбурин. В Неаполе этот танец молодые люди использовали для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка: кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет.

Красный неаполитанский перчик

Гуляя по улочкам Неаполя невозможно не обратить внимание на красные перчики, которые изображаются почти на всех местных сувенирах. На самом деле эти перчики, вовсе не перчики, а рога. Неаполитанцы считают, что рог — это символ благополучия, удачи, помогает от сглаза, его нужно всегда носить с собой. Поскольку красный цвет — цвет Неаполя, цвет страсти, цвет любви, то обычные рога со временем трансформировались в красные рога, ну а потом стали просто остроконечными красными перчиками.

Пульчинелла

Пульчинелла — это знаменитый персонаж неаполитанской комедии масок. Начиная с XV века, на улицах города устраивали «театры комедии» или передвижные театры, главными героями которых были либо куклы, либо артисты в масках. Они изображали народ, высмеивая недостатки и восхваляя достоинства. Самыми знаменитыми героями этих спектаклей были Панталоне, Арлекино и как раз Пульчинелла.

Одет он в белый широкий балахон, на голове конусообразный колпак, а лицо прикрыто черной маской с длинным носом, напоминающим клюв петуха.

Образ Пульчинеллы соответствовал слегка глуповатому и простоватому крестьянину, вечно голодающему и желающему найти свое счастье (по возможности, не прилагая для этого особых усилий), но вместе с тем он был изворотливым и хитрым. Этот образ так полюбился жителям города, что Пульчинелла стал народным героем, «прожившим» в Неаполе не одно столетие.

Недавно на виа деи Трибунали Пульчинелле открыли памятник.

Пресепе

Presepe (рождественские ясли, вертеп)- традиция составления рождественской композиции, которая представляет собой сцену Рождества Христова и выглядит, как некая основа из дерева, коры, пробки с расставленными на ней фигурками Иисуса, Девы Марии, волхвов, ангелов, животных и остальных персонажей, выполненных из различных материалов.

Впервые рождественский вертеп изготовил Франциск Ассизский в тринадцатом веке как подарок неграмотным христианам для наглядного примера сцены рождения Христа. Пещеру он выложил соломой, украсил, сам изготовил фигурки Марии, младенца Христа, и в этой обстановке отслужил Рождественскую мессу. С тех пор появилась традиция в церквях и семьях простых христиан в канун Рождества выставлять рождественский вертеп.

Сфольятелла

Sfogliatella — считается самым древним неаполитанским пирожным. Оно бывает двух видов — frolla (из песочного теста) и riccia (из слоеного). Наполнено начинкой из рикотты, манки, корицы, ванили и апельсиновой цедры. Подается оно теплым, посыпанным сахарной пудрой. Это невероятно вкусно!

Одна из поговорок гласит: «В Неаполе три вещи по-настоящему прекрасны: море, Везувий и сфольятелла».

Пирожное фольятелла родилось почти случайно, когда на кухню монастыря Санта Роза недалеко от Амальфи вместо муки для теста привезли манную крупу. Монахини вместо того, чтобы выбросить крупу, добавили в неё немного сухофруктов, сахар и лимончелло, получив таким образом наполнитель для пирожного из слоеного теста. Десерт имел большой успех.

В 1818 году один неаполитанский кондитер открыл этот секретный рецепт, внес несколько изменений и придал фигурное оформление десерту в виде ракушки. Сладость сохраняет свою треугольную форму и её можно попробовать во всех кондитерских в Неаполе. 

Энрико Карузо

Энрико Карузо — великий певец, имя которого, известно во всех уголках мира. Его песни и чарующий вокал являют собой образец высшего музыкального искусства.

Он родился в Неаполе в бедной многодетной семье, получил только начальное образование, пел в церковном хоре. Когда Энрико было 15, умерла его мать, и он стал зарабатывать на жизнь, выступая на церковных праздниках. Его голос выделялся очень сильно и на Энрико стали обращать внимание. Карузо пел везде, где только можно. Работая не покладая рук смог добиться всемирной славы, выступал на сценах крупнейших оперных театров, много записывался — одним из первых среди оперных певцов зафиксировал основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках.

Карузо никогда не забывал о родной Италии. Каждых год он находил время, чтобы выступить на сценах ее театра. В его репертуаре основное место занимали неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии.

Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства, выдающимся оперным певцом мира.

Марадона

Неаполь и футбол неразделимы, а имя Диего Марадоны здесь – символ божественного культа.

Неаполитанцы любят смотреть футбол в компании, и, очень многие любят смотреть дома в кругу семьи, смотрят даже неаполитанки и молодые, и взрослые, это просто зрелище смотреть на Маму в кругу мужчин или даже Бабушку, переживающую за команду и кричащую вместе со всеми. Все сосредотачиваются на игре – и вот здесь, ну, никак не получится кого-то отвлечь разговорами – только реклама и кусочек пиццы, но даже вовремя рекламы обсуждается игра команды! Во время игры команды «Наполи» жизнь в городе замирает, только из окон домов или баров слышаться либо восторженные крики болельщиков, когда команда забивает гол, или все затихает и замирает, если команда проиграет!

Имя Диего Марадоны всегда в первую очередь ассоциируется с местным «Наполи». До перехода в чемпионат Италии Диего успел перейти из «Бока Хуниорс» в испанскую «Барселону» и провести там пару сезонов. Но главным клубом Марадоны стал именно «Наполи», который на тот момент очень давно не добивался каких-либо успехов и обычно заканчивал чемпионат ниже десятого места.

Марадона смог выиграть с «Наполи» два скуддето, а также первый в истории Неаполя европейский трофей – Кубок UEFA. И этим горды и благодарны неаполитанцы Марадоне. Они вспоминают это по сегодняшний день с сияющими от радости глазами. Эта гордость передаётся подрастающему поколению, и, совсем маленькая ребятня уже становится фанатами футбола, местного «Наполи» и Марадоны.

В любой сувенирной лавке города вы найдете фигурку знаменитого игрока, а в городе нет квартала где бы не было граффити с изображением Марадоны. В местных барах и ресторанах есть фотографии Марадоны и газетные страницы в рамках, посвященные сезону, когда он выиграл скудетто. В баре Nilo даже есть своеобразный храм Марадоны где есть святыня, посвященная игроку, которая включает в себя несколько прядей волос и «слезы Неаполя» с того дня, как Марадона покинул город.

Даже домашняя арена футбольного клуба «Наполи» 4 декабря 2020 года  была официально переименована в Stadio Diego Armando Maradona в память о любимом игроке и символе города.

Наполи – страсть и энтузиазм

«На́поли» (итал. Società Sportiva Calcio Napoli) — итальянский профессиональный футбольный клуб из Неаполя, основан в 1926 году.

«Наполи» — трёхкратный победитель чемпионата Италии (1986/87, 1989/90, 2022/23), шестикратный обладатель Кубка Италии. На европейской арене клуб имеет одно весомое достижение — победа в Кубке УЕФА 1988/89. «Наполи» является одним из сильнейших клубов Южной Италии и 4-й командой страны по количеству болельщиков.

Клуб является действующим чемпионом высшего дивизиона Италии (серии А). Футболисты клуба завоевали титул в третий раз спустя 33 года с последнего чемпионства в сезоне 1989/1990

Цвета, эмблема и прозвища

Поскольку Неаполь – прибрежный город, цвета клуба были заимствованы из голубых вод Неаполитанского залива.

Первоначально, при использовании названия Naples FBC, цвета клуба были двух оттенков синего. Однако с 1920-х годов используется только один особый синий тон – небесно-голубой или лазурный. Таким образом, у «Наполи» общее прозвище «Адзурри» с национальной командой Италии.

Наполи обычно носит лазурные рубашки с белыми шортами дома и белые рубашки с белыми или синими шортами на выезде, хотя в последние годы выездные комплекты часто отклонялись от этой традиции.

Эмблема футбольного клуба «Наполи»

На первом значке «Наполи» была изображена вздыбленная лошадь поверх футбольного мяча с буквами «ACN» вокруг нее. На нынешнем значке клуба изображена большая буква «N», заключенная в круг. С тех пор, как клуб официально принял значок «N» в качестве своего символа, они в разное время немного изменял его, но общая стилистика эмблемы оставалась неизменной. Основное различие между каждым значком заключается в используемом оттенке синего на окантовке и цвета самой буквы «N».

Одно из прозвищ «Наполи» – ««I ciucciarelli», что на неаполитанском языке означает «ослы«. «Наполи» получили это название после особенно неудачного выступления в сезоне 1926-27. На гербе «Наполи» тех времён был изображён вороной конь — символ Неаполя, но после неудачного выступления клуба послышались призывы не позорить символ города, а руководство и игроков команды называли ослами. Прозвище, поначалу оскорбительное, вскоре закрепилось за «Наполи», а талисманом клуба стал ослик под названием «’O Ciuccio».

«Партенопеи» – другое популярное прозвище клуба и жителей Неаполя в целом. Оно происходит из греческой мифологии, когда сирена Партенопа пыталась очаровать Одиссея . По сюжету Одиссей приказал своим людям привязать его к мачте корабля, чтобы он мог сопротивляться пению сирены. Партенопа же не в силах смириться с отказом от своей любви, утопилась, и ее тело море выбросило на берег Неаполитанского залива . По преданию, возле её могилы и был построен Неаполь, а его древнее название — Партенопа.

История

Истоки футбола в Неаполе

Хотя клуб был официально основан в 1926 году, «Наполи» уходит своими корнями в первый неаполитанский футбольный клуб, основанный как Naples Football & Croquet Club в 1905 году английским моряком Уильямом Потсом и его помощником Гектором М. Байоном при поддержке местных неаполитанцев, таких как Конфорти, Каттерина и Амедео Сальси. Сальси был назначен первым президентом клуба. Первым матчем команды стала победа со счетом 3: 2 над командой экипажа английского корабля «Арабик».

На заре своего существования чемпионат Италии по футболу был ограничен только северными клубами, поэтому южные клубы соревновались между собой в местных играх или в таких кубках, как Кубок вызова Липтона(футбольный турнир, в котором соревновались команды Юга Италии и Сицилии)

В 1911 году один из основателей «Наплес» англичанен Гектор Байон решил отделиться и основать свой клуб — «Интернационале» преимущественно из иностранцев. Каждая из команд выиграла титул чемпиона Южной Италии в Прима-категории и, следовательно, участвовала в национальном полуфинале, «Наплес» сделал это в 1912-13 годах, а «Интернационале» в 1913-14.Они должны были снова встретиться друг с другом за титул чемпиона юга в 1914-15 годах, но он был отменен из-за Первой мировой войны.

Из-за финансового давления два конкурирующих клуба объединились в футбольный клуб «Интернационале Неаполь», сокращенно FBC Internaples 2 октября 1922 года.

Рождение Ассоциации футбола Неаполя

Под председательством Джорджо Аскарелли и, вероятно, под давлением нового фашистского правительства с целью итальянизации названия клуба, 25 августа 1926 года «Интернаплес» изменил свое название на Ассоциационе Кальчо Наполи.

Аттила Саллюстро в центре с товарищами по команде « Наполи» в 1927 году

Первый сезон под новым названием команда провалила — в своей группе чемпионата Италии «Наполи» занял последнее место, набрав лишь одно очко в 18-и матчах. Однако в следующих сезонах клуб заиграл успешнее. В те же годы в «Наполи» заблистал Аттила Саллустро — первая звезда неаполитанцев. Его 118 голов долгое время являлись рекордом клуба.

Серия А

В эпоху Серии А «Наполи» вошёл под руководством известного английского тренера Уильяма Гарбатта, до этого трижды выигрывавшего чемпионат с «Дженоа». За 6 лет работы «Наполи» Гарбатт создал команду, способную бороться за место в верхней части турнирной таблицы. Дважды команда под его руководством занимала 3-е место. На первых ролях в «Наполи» тех годов были такие игроки как Салюстро, Михалик, Войяк и Бускалья. После ухода Гарбатта в 1935 году дела у клуба пошли хуже и в сезоне 1939/1940 «Наполи» не вылетел в Серию В только за счёт лучшей, чем у «Лигурии», разницы голов.

Associazione Calcio Napoli,1938-39 г.

«Наполи « проиграл ожесточенную битву за право остаться в высшем дивизионе в конце 1942 года и вылетел в Серию B. В 1943 году клуб переехал со «Стадио Джорджио Аскарелли», на котором играл с 1930 по 1942 годы, разрушенного в результате бомбардировок на «Стадио Артуро Коланна».

Послевоенная эпоха и первые трофеи

Вернуться в Серию А «Наполи» смог только в 1950 году выиграв Серию В . В 50-х команда выступала успешно, редко опускаясь ниже 10-го места и несколько раз поднимаясь на 4-ю строчку. В 1959 году клуб вновь переехал на новый стадион — «Сан-Паоло».

Первая половина 60-х годов ознаменовалось выигрышем первого серьёзного трофея «Наполи» — Кубка Италии 1961 года. Победа сделала «Наполи» первой командой, выигравшей Кубок играя на тот момент в Серии В. Успехами в чемпионате клуб похвастать не мог — «Наполи» чередовал вылеты из Серии А с возвращениями в неё.

«Наполи» с Дино Дзоффом, Хосе Альтафини и другими

25 июня 1964 года клуб сменил название на Società Sportiva Calcio Napoli. И с этим совпало начало светлой полосы клуба . В 1965 году «Наполи» вернулся в Серию А, в 1966 победил в Кубке Альп. В чемпионате 3 сезона подряд клуб занимал высокие места (3-е, 4-е и 2-е соответственно), однако выиграть чемпионат у «Наполи» так и не получилось. В команде выступали популярные футболисты тех лет: Дино Дзофф, Жозе Алтафини, Омар Сивори. В полузащите выделялся неаполитанец Антонио Юлиано, являющийся рекордсменом команды по числу проведённых матчей.

Удачные выступления «Наполи» продолжилось в начале 70-х годов. В сезонах 1970/1971 и 1973/1974 клуб занимал 3-е место. Также неаполитанцы принимали участие в первых розыгрышах Кубках УЕФА: в сезоне 1974/1975 «Наполи» дошёл до 3-го раунда, пройдя во 2-м раунде грозный «Порту». В этом же сезоне команда заняла второе место в чемпионате, уступив только туринскому «Ювентусу».

После победы в 1976 году «Наполи» над «Саутгемптон» в Англо-итальянском кубке Лиги клуб получил право выступать в Кубке обладателей кубков сезона 1976/1977. В главном европейском клубном соревновании «Наполи» дошёл до полуфинала, где уступил «Андерлехту». Вторая половина 70-х так же принесла команде второй Кубок Италии (1976 год). В чемпионате неаполитанцы занимали, как правило, места в первой шестёрке.

80-е поначалу начались для «Наполи» удачно — 3-е и 4-е место в первых 2-х сезонах, однако к 1984 году клуб уже стоял на грани вылета из Серии А.

Эра Марадоны

Презентация Марадоны на стадионе «Наполи»

В июне 1984 года грянула настоящая сенсация в мире футбола. Скромный «Наполи» подписал знаменитого аргентинца Диего Марадону. «Барселона» получила за игрока 12 млн долларов и на тот момент эта сделка была самой дорогой в истории футбола. Так же к команде присоединились такие игроки, как Чиро Феррара, Сальваторе Баньи, Фернандо Де Наполи.

Результат пришёл быстро — в сезоне 1985/1986 «Наполи» поднялся на 3-ю строчку, а ещё через год завоевала свое первое в истории «скудетто» , прибавив к нему Кубок Италии.

«Наполи» впервые за 33 года стал чемпионом Италии

Неаполь ликует ! «Наполи» завоевывает первое «Скудетто»

Это превратило Марадону в культурную, социальную и погранично религиозную икону для неаполитанцев. Любовь к игроку начала простираться далеко за рамки футбола.

В следующем сезоне клуб однако потерпел неудачу в Кубке Европейских чемпионов и занял второе место в Серии А.. Тем не менее, «Наполи» был включен в Кубок УЕФА в сезоне 1988-89 и выиграл этот турнир, тем самым завоевав свой первый крупный европейский титул.

Диего Марадона с товарищами по команде празднует победу в  Кубка УЕФА, май 1989 г.

«Наполи» завоевал свой второй титул в Серии А в 1989-90 годах, обыграв «Милан» с отрывом в два очка в чемпионской гонке. Однако это произошло со скандалом , поскольку «Наполи» получил два очка за игру, когда в Бергамо болельщик «Аталанты» бросил монету в 100 лир в голову игрока соперников.

Противоречивый ряд событий положивший конец эпохе Марадоны в «Наполи» начался на чемпионате мира 1990 года, когда звездный аргентинец прокомментировал неравенство Севера и Юга в стране , попросив неаполитанцев болеть за Аргентину в полуфинале против Италии в Неаполе.

«Мне не нравится тот факт, что сейчас все просят неаполитанцев быть итальянцами и поддерживать свою национальную команду. Неаполь всегда был маргинализирован остальной Италией. Это город, который страдает от самого несправедливого расизма.»

— Диего Марадона, июль 1990

Болельщики «Наполи» ответили баннером: «Диего, мы тебя любим, но мы итальянцы». «Сан-Паоло» был единственным итальянским стадионом, на котором не был освистан аргентинский гимн. В конце матча Марадона поклонился болельщикам Неаполя, а его страна вышла в финал. 

Однако после финала Федерация футбола Италии (FIGC) заставила Марадону сдать допинг-тест, который он провалил, дав положительный результат на кокаин; и Марадона, и персонал «Наполи» позже утверждали, что это был заговор мести за события на чемпионате мира. Марадона был дисквалифицирован на 15 месяцев и больше никогда не будет играть за клуб. В том году клуб все же выиграл Суперкубок Италии, но это был их последний крупный трофей в XX веке .

Банкротство и возрождение

После ухода Марадоны «Наполи» перестал быть топ-командой и превратился в середняка. Клуб постепенно терял своих лучших игроков — Дзола и Фабио Каннаваро ушли в «Парму», Феррара — в «Ювентус», Фонсека — в «Рому». Несмотря на большие потери, в 1997 году «Наполи» дошёл до финала Кубка Италии, но уступил «Виченце». Постепенно дела у клуба ухудшались и итогом стала очень слабая игра в сезоне 1997/1998 — «Наполи» одержал только две победы, заняв последнее место и вылетев в Серию В. Через два года клуб вернулся в Серию А, но лишь на сезон.

Начало 21 века «Наполи» встретил в Серии В. В то же время финансовая ситуация в клубе ухудшалась, и к августу 2004 года долги составили 70 миллионов евро. «Наполи» был объявлен банкротом и прекратил своё существование.

Сохранить футбол для Неаполя смог кинопродюсер Аурелио Де Лаурентис, возродивший клуб под названием Napoli Soccer. Новая команда была допущена к участию в Серии С1. С первого раза вернуться в Серию В у неё не получилась — в переходных матчах сильнее был «Авеллино».

Аурелио Де Лаурентис президент «Наполи»

Повышение в классе клуб заработал в следующем сезоне. Де Лаурентис выкупил права на историческое название клуба, эмблему и историю. В мае 2006 года команда была вновь переименована в Società Sportiva Calcio Napoli. Первый же сезон в Серии В «Наполи» завершил на 2-м месте, уступив только ссыльному «Ювентусу». Это позволило неаполитанцам вернуться в Серию А. В элитном дивизионе клуб с ходу занял 8-е место и получил право играть в Кубке Интертото. Ярко проявили себя новички клуба — словак Марек Гамшик и аргентинец Эсекьель Лавесси.

Став одним из победителей Кубка Интертото, «Наполи» попал в первый раунд Кубка УЕФА, но правда сразу же проиграл «Бенфике». В чемпионате Италии, несмотря на удачный старт, команда заняла лишь 12 место. Тренер Эдоардо Рейя был отправлен в отставку, на его место был назначен именитый специалист Роберто Донадони, однако в начале сезона 2009/2010 он покинул свой пост.

После него во главе «Наполи» встал новый тренер Вальтер Мадзарри (спортивный директор клуба стал Риккардо Бигон), и именно при нём клуб смог выиграть первый с 1990 года трофей — Кубок Италии в 2012 году, нанеся в финале поражение «Ювентусу», ставшее для него единственным в том сезоне. Также под руководством Мадзарри неаполитанцы становились вице-чемпионами и дважды бронзовыми призёрами Серии А, пробивались в плей-офф Лиги чемпионов. Главной звездой команды в тот период был уругвайский нападающий Эдинсон Кавани.

После этих успехов Мадзарри покинул клуб, уступив своё место испанскому специалисту Рафаэлю Бенитесу. При нём в команде появился звездный аргентинец Гонсало Игуаин, пришедший на замену ушедшим в «Пари Сен-Жермен» Кавани и Лавесси.В свой первый сезон во главе клуба Бенитесу удалось выиграть Кубок Италии, а летом подкрепить этот успех победой в национальном Суперкубке. Однако в Серии А «Наполи» выступал нестабильно и, несмотря на достаточно высокие места (3-е и 5-е), в реальной борьбе за чемпионство не участвовал. В результате этих результатов Наполи два раза участвовал в групповом этапе Лиги Европы. В сезоне 2014/15 неаполитанцы были близки к победе в Лиге Европы, однако в полуфинале турнира неожиданно уступили украинскому «Днепру».

«Наполи» празднует победу в Суперкубке Италии 2014 года

По окончании этого сезона Бенитес покинул «Наполи», его место занял Маурицио Сарри. После трёх сезонов во главе Наполи, каждый из которых команда смогла завершить в тройке, и привив команде новый стиль называемый в Италии «Саррибол», Маурицио Сарри покинул футбольный клуб.

Его место занял именитый патриарх тренерского дела – Карло Анчелотти. Он довел клуб до очередного второго места, но был уволен 10 декабря 2019 года из-за плохих результатов в сезоне 2019-20, которые оставили их седьмыми в таблице. 

Дженнаро Гаттузо был назначен главным тренером неаполитанцев на следующий день. «Наполи» занял пятое место в Серии А в том сезоне после ничьей в последний день, не дотянувщись до места в Лиге чемпионов на одно очко. 14 июня 2020 года новая легенда клуба Дрис Мертенс стал лучшим бомбардиром «Наполи» за все время, забив свой 122-й гол в полуфинальном матче Кубка Италии против «Интера». «Наполи» выиграл Кубок Италии 2019-20 в серии пенальти против «Ювентуса» в финале.

Долгожданное чемпионство и настоящее время

В сезоне 2021-22 Лучано Спаллетти заменил Дженнаро Гаттузо на посту главного тренера и вывел команду на третье место в Серии А, обеспечив «адзурри» путевку в Лигу чемпионов после двухлетнего отсутствия.

В сезоне 2022-23 «Наполи» добился исторического для себя успеха завоевав Скудетто впервые с сезона 1989-90 и свой третий титул в общем зачете после ничьей 1: 1 против «Удинезе» 4 мая 2023 года, впервые в качестве обладателей титула со времен Диего Марадоны.

«Наполи» чемпион Италии 2022-2023 г.

Тем временем в Лиге чемпионов Спаллетти впервые в их европейской истории вывел «Наполи» в четвертьфинал, где они были обыграны со счетом 2-1 (1-0 в гостях и 1-1 дома) товарищем по Серии А «Миланом».

Летом после триумфального сезона Лучано Спаллетти неожиданно покидает «Наполи» . Вместо ушедшего с поста Спаллетти был назначен Руди Гарсия, который в Италии до этого работал с «Ромой». Однако, результаты команды при французе были нестабильными. В ноябре, после поражения в 12 туре от «Эмполи« Гарсия был уволен. На его место был назначен уже работавший в команде в 2009-2013 г.г. Вальтер Мадзарри. Но результаты при нем стали еще хуже – вместо 4-го места, которое команда занимала после увольнения Гарсии, «неаполитанцы» опустились на 9-е место после 24 туров.

Франческо Кальцона – новый тренер «Наполи»

19 февраля 2024 г .Мадзарри был уволен, а на его место назначили нового тренера – Франческо Кальцону.

Положение команд перед игрой

В предпоследнем поединке 27 тура чемпионата Италии в футбольном клинче сойдутся «Наполи» и «Ювентус». В нынешнем табеле о рангах Серии А хозяева идут пока только девятыми, гости располагаются на высокой второй позиции, но явного преимущества в данной дуэли нет ни у одной из сторон.

«Наполи»

Пойдет ли на пользу «партенопейцам» третья смена рулевого в текущем сезоне (с недавних пор на тренерском мостике пребывает Франческо Кальцона) — покажет время, а нерешенных задач у неаполитанского клуба немало. И если чемпионские полномочия «адзурри» с себя уже сложили, то попадать в еврокубки статусный коллектив обязан, а с этим пока проблемы — отставание от шестой «Ромы» исчисляется в данный момент четырьмя очками.

В принципе, в себя «Наполи» в последнее время приходит — в семи предыдущих баталиях чемпионата лишь один провал. А в минувшую среду сыграл пропущенный матч 21 тура, и сделал это на выезде против тонущего «Сассуоло». Где вполне напомнил себя прошлогоднего, разорвав хозяев в клочья с теннисным исходом при помощи хет-трика восстановившегося Осимхена и дубля проснувшегося Кварацхелии — 6:1.

«Ювентус»

Еще в январе «старая синьора» боролась за Скудетто, наступая на пятки «Интеру», но четыре тура без побед поставили на чемпионских амбициях туринцев жирный крест. Лидирующие же в Серии А «нерадзурри» себе такой роскоши не позволили, и теперь опережают команду Масси Аллегри уже на внушительные 12 баллов. Впрочем, в Лигу Чемпионов по итогам нынешнего итальянского розыгрыша «бьянконери» на 99% попадут, если только снова не вляпаются в какой-нибудь санкционный скандал.

А черную безвыигрышную полосу «Юве» прервал лишь на прошлых выходных, встретившись на домашнем «Альянц Стэдиуме» с дебютантом Серии А «Фрозиноне». Но и здесь потрепал туринским тиффози нервы, поскольку уже к 32-й минуте соперники успели огорчить друг друга по два раза, а победную точку «старая синьора» поставила только в компенсированное к удивительно результативному поединку время — 3:2.

Оба коллектива выплеснули свои эмоции и утолили голевую жажду в последних матчах, однако цели на сезон еще не выполнены. «Наполи» достойный соперник, тем более на домашней арене, но все болельщики ожидаю важной победы от любимого «Ювентуса». Forza Juve!