9 мин.

Дрожь. Финал

Станислав Гридасов продолжает тянуть руку помощи. Даже зная о проблемах утопающих, все равно не оставляет младших товарищей в беде.

В гостиничном дворе – единственном месте, где можно честно совмещать виски с сигаретой – мы сидим за одним круглым столиком с Сергеем Рябцом и Катей Хряпой. На O2 World уже сошлись, пытаясь утешить своих болельщиков, «Оли» и «Барса», как и было сказано – в матче за третье место. Мы пока не спешим. День теплый, солнце норовит залезть прямо в бокал, и кроме этого вторжения, впрочем, вполне невинного, как детская шалость, ничто меня не тревожит. Я почему-то уверен в победе ЦСКА. Катя и Сергей обсуждают приметы на финал: надо прийти в той же самой одежде, что и на полу. За соседним столиком происходит более сложное приметообразование, это как-то связано с пивными открывашками, которые надо купить в день игры на блошином рынке. Катя извиняется («Мне надо немного побыть одной»), зябко поводит плечами, будто ее вдруг толкнул холодный ветер, и уходит к себе. Я вспоминаю, что три поражения прежнего, при Ивковиче, ЦСКА были связаны с Ясикявичюсом, а в двух победных для нас Ф4 он не участвовал. Позавчера было видно, как постарел Папалукас, что игра его – угасающие всполохи, и Шарас не стал за эти годы лучше, но высший ranking в матче против «Оли» все же набрал именно он. «Знаешь, что сказал в Москве Ясик? – отвечает мне Рябец. – Когда мы с Ивковчием проиграли третий полуфинал подряд? Что прежде, чем побеждать в Евролиге, надо научиться играть финалы. И вот теперь у нас четвертый финал. Подряд».

Только я приезжаю во дворец, как мне навстречу вываливает вся толпа курящих аккредитованных журналистов, «вынос тела», сообщает мне Женя Чежегов из «Ведомостей», понятно – чьего, Буруссис потом напишет одной моей знакомой, извиняясь, на facebook’е: «У нас совсем не осталось сил после «Пао». Мы все надеемся, что и «Панатинаикос» слишком многое, слишком важное оставил в полуфинале: я видел, как позавчера светились какие-то важные (что ваш Иванов) пиджачные люди с зеленым трилистником на лацкане – будто их воткнули в розетку счастья. Курящая и русскоговорящая пресса традиционно окружает Владимира Гомельского, никому из нас нет дела до утешившейся Каталонии, только финал, «ваши прогнозы?», – спрашивает Гомельский, с разной степенью уверенности называется: ЦСКА, ЦСКА, ЦСКА. «А как же «комплекс Обрадовича» у Мессины?» – снова спрашивает Гомельский, и разговор быстро гасится, как сигарета, которую нет времени докурить.

Когда в зале погас свет, и под музыку из «Пиратов Карибского моря» на экране взвился в слэм-данке Виктор Хряпа, меня проняла дрожь. Наверное, постыдная. В 15 лет тонкая художественная гимнастка прыгает под «пиратов» с лентой или обручем и помнит все ужимки Джека-Воробья, находя их очаровательными. А сейчас я выглядел, наверное, также по-дурацки, как если бы во время решительных переговоров из моего портфеля бы выпала мертвецкая команда «Черной жемчужины». И все равно меня колотило, будто я впал в детство, будто сижу в темном зале кинотеатра «Пионер» и отчаянно переживаю за героя в смертельной хватке: победит ли он или падет, пронзенный тонкой шпагой? Какой вопрос, Владимир Александрович? Конечно, победит. В детских сказках зло всегда проигрывает, милая добрая бабушка выходит из волчьего чрева, сокровища Флинта достаются кудрявому, как Федя Стуков, Джиму, а Ясикявичюс будет плакать.

И когда же Матеранский обнародует свои сто километров пленки? Весь youtube завален пао-пением, вот выход «Панатинаикоса» на финал:

 

После двух первых четвертей в курилку выползают все те же. «Минус 20» горят, как только что отодранные уши. Шансов на победу – ноль. Раздосадованный Гомельский пеняет Мессине (хотя сейчас его внимательней всех слушает Никита Загдай) за отвратительную защиту. Советует перейти на вариант «три маленьких, Хряпа – четвертый номер». «И надо же что-то сделать с самозаводящимся Ясикявичюсом!» Гомельский вспоминает, что вот раньше в ЦСКА были игроки (называются фамилии из 70-х), которые отлично умели незаметно от судьи спровоцировать такого Ясика на грубость, вывести из себя до потери себя. Я тоже зол, мне хочется сказать, что тот «великий ЦСКА» со всеми его возможностями по сбору лучших игроков со всего СССР последний раз выходил в финал в 1973-м, а победы ЦСКА в еврокубках закончились в 1971-м, когда в европейском баскетболе началась эпоха легионеров из США, но я молчу, у меня вообще нет сил говорить, ладно, пора на третью четверть.

Когда ЦСКА начинает активно работать челюстями, пережевывая очковое преимущество «Пао», ожидание чудесного, сказочного разрешения схватки становится невыносимым. Всего в нескольких метрах от нас – греческая лавка, в самом ее конце, ближе всего к нам – Фрагискок Алвертис в джинсах и зеленой майке, он не может уже сидеть, ходит из углу в угол. Ясикявичюс, если на лавке, колотит руками по рекламным щитам, что-то орет партнерам на площадке, заходится в бешенстве на каждое набранное ЦСКА очко, а когда Пекович ставит блок-шот кому-то из армейцев, двумя руками делает интернациональный жест с русским грубым смыслом «я вас е...». На каждый свисток судьи в пользу ЦСКА зеленые болельщики отвечают каким-то гомерическим свистом. Посреди этой трепки мы пытаемся смотреть видеоповторы: блок-шот Морриса – чистый, этот пао-фол – очень сомнительный, этот – похоже, тоже. В редких паузах пытаюсь еще успеть прочитать все прибывающие смски, в основном они все – матерные, выражающие разную степень офигения от происходящего. А Матеранский еще успевает одним глазом посматривать на свой MacBook, в котором играют в баскетбол «Майами» и «Атланта».

 

Photobucket

Волонтеры приносят листки с просьбой указать MVP финала. Одна графа – если победит «Пао», вторая – если ЦСКА. Я беру фломастер, пишу KHRYAPA # 31, а про вторую графу и думать не хочу. Позавчера на матче «Оли» с «Пао» говорили с Загдаем и Матеранским про Чилдресса, рекордно дорогой игрок Евролиги, оличные показатели в НБА, то да се, Матеранский восхищается его пластикой, что верно, то верно, только на уровне Евролиги Чилдресса не выделишь – ни на фоне Майка Батиста, который в НБА никогда не играл, ни на фоне нашего Хряпы, который в НБА был одним из ста никому не нужных запасных. Если в «Пао» главный харизматик – Ясикявичюс, то в ЦСКА именно Хряпа отвечает за злость и драйв. И где-то тут Хряпа – лучший, на мой взгляд, игрок ЦСКА в этом «Финале четырех» – промажет два штрафных. Матеранский вскочит, как от боли, но его попросят сесть коллеги рядом выше. Загдай покачает головой: «Теперь только чудо». Вслух я соглашусь. Хотя буду упрямо верить в чудо. Хотя давно уже знаю, что нет в спорте ни абсолютного добра, ни абсолютного зла. А потом останется 6 секунд на последнюю атаку.

Смодиш поднимет мяч над головой, игроки побегут по площадке, стукаясь, как кегли, об заслоны, мяч получит Шишкаускас, пойдет в проход, нога у него провернется, поедет, словно отдельно от всего тела, вернуть ногу, еще один разворорт, бросок, Смодиш успеет добежать до чужого щита, чтобы коснуться мяча после промаха, но по площадке уже будут летать зеленые, зеленые, ошалело-зеленые игроки «Пао».

 

Photobucket

В раздевалке ЦСКА сидит Моррис, закрыв голову руками, болтается на крючке забытая аккредитационная карточка Шведа, они с Забелиным только что вышли, на шее Забелина – карточка участника соревнований, в руках – книжка «Р.А.Б.» Сергея Минаева, молча сидит Кейру, его правое плечо обложено льдом, коллеги тихо-тихо берут интервью у игроков, кажется, даже тише, чем шум воды, доносящийся из душевой комнаты. В углу Хряпа зло швыряет вещи в сумку. «Витя, ты был лучшим», – лепечу я, на что он отвечает длинной и непечатной тирадой, нет, без мата, просто лучше это не печатать. За его спиной болтается на крючке медаль, я беру ее в руки. «Вот такую дали. Вместо настоящей», – говорит он мне. Возле входа в раздевалку вдоль стеночки стоит весь стафф ЦСКА, кроме Мессины, который еще не пришел после пресс-конференции, стоят молча, словно сейчас мимо них будут проносить покойника. Вместо покойника мимо вдруг проносится мокрый всклоченный Ясикявичюс, и не глядя ни на кого из нас, с выражением счастья кричит: «Бл*дь! Бл*дь!» Я иду к выходу с арены, в коридорах кисло пахнет чужим шампанским.

Этторе Мессина в финальных матчах Евролиги (4 победы – 5 поражений)

2009. «Панатинаикос» (Обрадович) – ЦСКА – 73:71

2008. ЦСКА – «Маккаби» (Шерф) – 91:77

2007. «Панатинаикос» (Обрадович) – ЦСКА – 93:91

2006. ЦСКА – «Маккаби» (Гершон) – 73:69

2003. «Барселона» (Пешич) – «Бенеттон» – 76:65

2002. «Панатинаикос» (Обрадович) – «Киндер» – 89:83

2001. «Киндер» – «Тау» (Иванович) – 3-2 (серия)

1999. «Жальгирис» (Казлаускас) – «Киндер» – 82:74

1998. «Киндер» – АЕК (Иоаннидис) – 58:44

Тренеры – победители «Финала четырех» (с 1988 года)

7 – Желько Обрадович («Партизан» – 1992, «Ховентуд» – 1994, «Реал» – 1995, «Панатинаикос» – 2000, 2002, 2007, 2009)

4 – Божидар Малкович («Югопластика» – 1989, 1990, «Лимож» – 1993, «Панатинаикос» – 1996)

4 – Этторе Мессина («Киндер» – 1998, 2001, ЦСКА – 2006, 2008)

3 – Пини Гершон («Маккаби» – 2001, 2004, 2005)

1 – Франко Казалини («Филиппс» Милан – 1988) 1 – Желько Павличевич («Югоспластика» – 1991) 1 – Душан Ивкович («Олимпиакос» – 1997) 1 – Йонас Казлаускас («Жальгирис» – 1999) 1 – Светислав Пешич («Барселона» – 2003)

10 лучших моментов «Финала четырех».