Борис Ротенберг теперь босс всех гонок России: забрал федерацию. Что ждет наш автоспорт?
Планы – свой «формульный» болид и альтернатива мировым гонкам.
В минувшие выходные бизнесмен Борис Ротенберг стал новым президентом Российской автомобильной федерации (РАФ), получив еще большее влияние на отечественный автоспорт. 18 мая основатель программы развития российского автоспорта «СМП Рейсинг» и промоутер РСКГ – крупнейшего турнира в наших кольцевых гонках – набрал на выборах большинство голосов представителей региональных федераций. Руководство главной автоспортивной организацией России Ротенберг перенимает у Виктора Кирьянова, возглавлявшего структуру на протяжении последних 20 лет.
Планы: создание болида «Формулы-4» и намек на альтернативу гонкам ФИА
Основные пункты будущей программы на посту президента РАФ Борис Ротенберг изложил в инаугурационной речи после избрания.
«В работе Российской автомобильной федерации назову ключевыми следующие направления.
[Первый пункт] – создание российского гоночного автомобиля класса «Формула-4». С учетом опыта программы «СМП Рейсинг», которая проводила международный чемпионат SMP F4 NEZ (североевропейский чемпионат юниоров, проходивший в 2015-18 годах по лицензии ФИА – прим. Sports), и компетенций российской компании BR Engineering, для этого есть все возможности».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/8/34/b8e242cc54657a8812d521959b3a6.jpeg?f=webp&q=90)
Идею создавать формульные болиды для юниоров Ротенберг озвучивал еще прошлым летом на полях Петербургского международного экономического форума. На данный момент проект выглядит более чем актуальным, учитывая, что в «СМП Рейсинг» с этого года занимаются организацией чемпионата и первенства России по картингу, плюс активно расширяют по стране свою гоночную академию. А «Формула-4» как раз идет следующей обязательной ступенью для тех, кто прошел всю картинговую «лестницу» и хочет выступать в автоспорте дальше.
Следовательно с таким количеством юных гонщиков потребность в этих болидах очень скоро будет превышать нынешнее предложение, ведь в России находится всего около двух десятков подходящих машин марки «Татуус», да еще и самого первого поколения. Технику, выпущенную примерно 10 лет назад, «СМП Рейсинг» успели восстановить и обкатать на недавней фиджитал-гонке «Игр будущего», но ресурс итальянских болидов неумолимо подходит к концу.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/8/56/fc99c567941c5bc0642fb2e2a208c.jpeg?f=webp&q=90)
Теперь же во главе РАФ Ротенберг получает значительный админресурс под ключевой проект своей программы. Все-таки на посту президента автомобильной федерации гораздо легче быть вхожим в министерские кабинеты и доказывать целесообразность тех или иных идей, чем будучи одним из многих промоутеров.
Позволяет ли опыт конструкторского подразделения «СМП» BR Engineering построить не самый сложный болид «Ф-4» либо скопировать и доработать с большой долей локализации один из имеющихся аналогов? В чем-то похожий подход «СМП Рейсинг» опробовали при запуске в серию своего прототипа BR03 – гоночной машины, которую полностью собирают в России с использованием разработок отечественных специалистов и доступного импорта. Примечательно, что тестер этого болида и первый русский в гонках Гран-при Виталий Петров сравнил его «скорее с формулой», хотя спортпрототип условно создавали под класс LMP3, а значит определенные наработки в нужном направлении уже есть. BR03 и силуэтом во многом напоминает машины юниорских серий, словно изначально хотели собирать именно их.
Из других интересных пунктов в программе стоит отметить «укрепление международного сотрудничества со странами-партнерами из азиатского региона и странами БРИКС», а также «развитие прорывных автоспортивных проектов формата фиджитал».
Разговоры о проведении своих турниров с «дружественными странами» идут уже давно: например, в 2021-м «СМП» анонсировал так и не состоявшийся евразийский чемпионат «Формулы-4». Возможно к чему-то похожему решат вернуться и сейчас, предлагая все тому же СНГ, где среди спортсменов постепенно растет спрос на участие в крупных турнирах, доступную альтернативу по соседству вместо дорогостоящих выступлений в европейских сериях.
Но еще амбициознее выглядит заявление Ротенберга о сотрудничестве в рамках БРИКС. Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка обладают собственными трассами (включая действующие и бывшие автодромы «Ф-1»), полноценными внутренними соревнованиями и продвинутой техникой – от туринговых машин Lynk&co и MG Power до прототипов Metalmoro. Сотрудничество с такими игроками кажется очень заманчивым на фоне почти повсеместного отлучения российского автоспорта от системы ФИА, куда после 2022 года пускают только отдельных пилотов в нейтральном статусе или с лицензиями других стран. Однако, судя по последним тенденциям «партнеры» за редким исключением пока не слишком горят желанием углублять связи.
Что касается развития фиджитал-дисциплин, где совмещаются гонки на симуляторе и реальном болиде: судя по недавним «Играм будущего» у формата хорошие перспективы, а «СМП Рейсниг» по силами организовывать гибридные заезды в том числе на больших автодромах и с формульными машинами. Программа много работала с фиджитал-форматом в картинге и в этом году просто масштабировала накопленный опыт на более высокий уровень. Единственной слабой стороной таких соревнований является проблема со зрелищностью виртуальной части – в трансляции бесшовная гонка в цифровой и физической реальности смотрится бодро и необычно, но на трибунах болельщикам приходится откровенно скучать, пока участники сидят за рулем симуляторов в боксах.
Что дальше? Не повредит ли развитию полная концентрация автоспорта в руках Ротенберга?
Первые предложения Бориса Ротенберга после вступления в должность главы РАФ позволяют более-менее четко определить, какой вектор развития выбран для нашего автоспорта на ближайшее будущее.
Создание полноценной системы подготовки гонщиков (чтобы в России было кому ездить на фоне оттока большого количества перспективной молодежи за границу), проведение уникальных форматов соревнований, способных привлекать местных и иностранных участников (как было с фиджитал-гонкой на «Играх будущего»), и поиск тех самых международных партнеров среди активно развивающейся и лояльной периферии мирового автоспорта (то есть в основном стран СНГ и по возможности желающих из БРИКС) – выглядят своевременными и нужными мерами для отрасли, которая уже не может существовать в прежнем формате, когда все было завязано на ФИА и серии под ее эгидой.
«СМП Рейсинг» в этом плане уготована роль базовой структуры, на основе компетенций которой будут выполняться пункты из программы Ротенберга. И в этой зацикленности всех будущих процессов на компании нового президента РАФ кроется основной риск для российского автоспорта.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/2/ab/9510b8d4c44f7804a6adef18fa35e.jpeg?f=webp&q=90)
Борис Ротенберг как негласный владелец одной из внутрироссийских серий и крупной гоночной команды не может считаться нейтральной фигурой на посту руководителя федерации, каким был его предшественник Кирьянов – выдвиженец из системы госавтоинспекции, державший равноудаленную позицию от всех фракций в отечественном автоспорте. Кроме того за последние годы многие ключевые должности в федерации успели занять представители «СМП»: экс-пилот «Формулы-1» и воспитанник программы Сергей Сироткин стал исполнительным директором РАФ, а Андрей Брусникин, с этого сезона руководящий РСКГ, шефствует над комитетом спортивной техники.
Параллельно «СМП Рейсинг» старается включать в свою орбиту даже отдельные гоночные коллективы: из недавних шагов в этом направлении можно упомянуть туринговую команду «Лукойла», объявившую сотрудничество с программой и сразу тремя ее пилотами Александром Смоляром, Владимиром Атоевым и Кириллом Смалем, а также выступающую в Эндуранс и классе спорткаров GT4 «Кэпитал рейсинг тим», за которую теперь ездит Ирина Сидоркова – тоже гонщица системы «СМП».
Такое наращивание влияния происходит на волне роста конкуренции гоночных проектов «СМП» с мероприятиями других российских промоутеров. Например, турнир по гонкам на выносливость «РСКГ Эндуранс» и кубок ретро-автомобилей SMP Historic Cup по сути были созданы «СМП» в противовес аналогичным внутренним сериям Russian Endurance Challenge и Classic Touring. А Фестиваль скорости, организуемый РСКГ в Подмосковье, соперничает с популярным автоспортивно-музыкальным ивентом Garage Fest, который проводит на питерском автодроме «Игора Драйв» экс-промоутер российского этапа «Формулы-1» из «Росгонок» (чей руководитель Алексей Титов выступал оппонентом Бориса Ротенберга на минувших выборах РАФ). Как сложится судьба конкурентов «СМП» после того, как босс программы получил контроль над главным регулятором российского автоспорта, и ждет ли отечественные гонки монополизация в руках одного единственного промоушена? Хотелось бы верить, что до этого все-таки не дойдет.
Еще один настораживающий момент вызывает отсутствие в речи Ротенберга какого-либо упоминания о развитии инженерных кадров. В строители российского болида «Ф-4» судя по всему уже определена дочерняя структура «СМП» – BR Engineering, но как быть, если найдутся другие желающие, чьим руководителям не повезло возглавлять Российскую автомобильную федерацию? И значит ли это, что лучшие условия для создания гоночных болидов со временем будут только у «СМП»? Кроме логичного вопроса о том, потянет ли программа Ротенберга такие объемы, дополнительно встает проблема конкуренции, без которой в автоспорте и не только любое развитие очень быстро заходит в тупик.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/b/76/084ee8d7e4f13b8f9efd3af64a044.jpeg?f=webp&q=90)
Концепция «СМП Рейсинг» изначально строилась на подготовке и поддержке гонщиков, и в этой сфере проект безусловно достиг значительных успехов – кроме множества побед в России и за рубежом, воспитав своего пилота «Ф-1» в лице Сергея Сироткина и поспособствовав взлету карьеры Роберта Шварцмана до резервиста Скудерии и гонок в «Ле-Мане» на заводском гиперкаре «Феррари». Однако, пилотам нужна еще и техника, но если никак не вкладываться в тех, кто умеет ее создавать, либо привлечь всех для постройки машин только одной команды, а остальным «перекрыть кислород», то ничего хорошего из этой затеи естественно не выйдет.
Поэтому без развития студенческих программ вроде «Формулы-Студент», где ребята на практике учатся собирать болиды и выстраивать работу гоночной команды, создания равных условий конкуренции для всех конструкторов, да и в целом популяризации технической части автоспорта... гонки в России может ждать постепенный регресс, который не компенсируешь завозом импортных машин и мощностями одного единственного производителя.
Таким образом Борис Ротенберг на посту босса российского автоспорта может, как сыграть важную роль в его преображении при новых реалиях, так и превратить отрасль в свою персональную вотчину. Для первого варианта сейчас наступил самый идеальный момент, а второй наоборот несет в себе мало позитива.
Что еще почитать об автоспорте в России?
Гоночные треки России правда на уровне мировых! Спросили наших пилотов про повороты и суперместа
Гонщик из Питера – в «Феррари» на главном марафоне планеты! Шанс на победу выше, чем у Квята
В России утечка топовых гонщиков: массовая смена флага и лицензий. Кто-нибудь вообще останется?
Источники фотографий: SMP Racing, Российская автомобильная федерация
Вопрос: Почему вы думаете, что он бизнесмен?
Утверждение: Зато виниры у него отпадные! 🦷
"Россия! Слышишь страшный зуд?
Тьма Ротенбергов по тебе ползут..."
что получается, у нас есть Аркадий Ротенберг. Борис Ротенберг, Роман Ротенберг, Борис РОтенберг мл.
что еще?
Когда таким, как ты - пути открыты/Растут ряды антисемитов
какой незамутненный взгляд на иерархию кремлевских башен.