11 мин.

Интервью Кассьерры: путь от нуля голов за полгода до лучшего бомбардира России

Поговорил о нем с Дорским.

«Зенит» мощно подготовился к рестарту РПЛ: в центр обороны подписали Нино, на края атаки – Артура и Педро, российскую обойму в центре поля расширили за счет Ильзата Ахметова. Резкий старт Педро на сборах восхитил и, видимо, открыл для 18-летнего бразильца место в старте, но главная звезда атаки «Зенита» по-прежнему Матео Кассьерра.

Еще полгода назад над этим утверждением можно было лишь посмеяться. Но после грустнейшего прошлого сезона (всего два гола в РПЛ, первый – только в апреле) Кассьерра резко улучшил реализацию. Неуверенных действий в штрафной больше нет – зато есть огромное преимущество в гонке бомбардиров (14 голов, у ближайших преследователей – по 8). 

На Кубке Равноправия, организованном «Зенитом» в Катаре при поддержке Winline, Кассьерра снова вынес всех: 3 гола и 4 ассиста. Петербург выиграл товарищеский турнир, в том числе эффектно расправившись с «Шанхай Шеньхуа» Леонида Слуцкого (6:0).

Зимой Кассьерра был так же прекрасен, как в первой части сезона, но кое-что серьезно поменялось. С этого и начнем. 

После первой части сезона Кассьерра пересадил волосы. Игроки «Зенита» не подозревали о проблемах Матео

– Матео, трудно не заметить изменения в твоем внешнем виде. Как решился на пересадку волос?

– Пару лет назад у меня появились залысины, но сразу на операцию не решился. Спокойно обдумывал, узнавал детали: где лучше ее сделать, сколько стоит, как правильно восстанавливаться. Много говорил с родными и близкими – все поддержали. 

– Нервничал перед операцией?

– Нет, потому что к операции подходил постепенно и осознанно. Главной проблемой были сроки: из-за короткого межсезонья летом операцию делать нельзя. 

Хотел сделать пересадку в Амстердаме, но в клинике, которая мне понравилась, не было свободных дат сразу после окончания первой части РПЛ. В клинике предлагали сделать операцию 20 декабря – так потерял бы неделю, важную для восстановления перед началом сборов. К счастью, у этой клиники оказалось представительство в Стамбуле – там 12 декабря оказалось свободно. 

– Футбольная раздевалка – место жестких шуток. Как отреагировали на операцию игроки «Зенита»? 

– Да, были шутки, но ничего такого, что бы запомнилось. Скорее было удивление: ребята привыкли видеть меня с достаточным количеством волос, поэтому не подозревали, что у меня есть какие-то проблемы. Кто-то и после операции не понял, зачем я пересадил волосы. 

Но это не так важно. Главное – мои ощущения, а я чувствовал, что мне будет комфортнее с пересадкой.

– Нет ограничений в тренировках и играх?

– Уже нет, все-таки сборы начались через месяц после операции. Можно играть головой – никаких проблем. Единственная деталь – нужно быть аккуратным с солнцем, поэтому во время утренних тренировок надевал специальную шапку. 

– Через сколько ждать результатов?

– Пока у меня выпали пересаженные волосы, это нормальная история спустя несколько недель после операции. Надеюсь, где-то к маю будут видны первые результаты, а полные – к декабрю. 

Кассьерра уверен: сейчас он играет так же, как в прошлом неудачном сезоне

– Первая часть сезона – лучшее время в карьере? 

– Да вообще отличный год: в мае «Зенит» стал чемпионом, летом и осенью я много забивал. Но не идеал: в первой части сезона мы были далеки от футбола, который должны показывать. Поэтому не могу сказать, что последние полгода – лучшее, что у меня было.

В «Аяксе» не получилось в главной команде, но много забивал за вторую. В «Белененсеше» много забивал во втором сезоне (10 голов в 32 матчах – Sports.ru). В «Сочи» сразу все получилось (14 голов в 22 матчах – Sports.ru). Так что индивидуально у меня уже были хорошие отрезки. Но всегда нужно прибавлять.

– Почему такие качели в индивидуальном смысле в разные сезоны?

– Я не сравнивал бы. Например, в «Аяксе» я был очень молод, это был мой первый европейский опыт. Бытовые моменты, изучение английского – это же отражается на поле. В остальных клубах я не видел большого различия в своей игре, единственное изменение от сезона к сезону – количество голов. 

– Осенью ты говорил, что не видишь разницы в игре и в двух сезонах за «Зенит». 

– Абсолютно. В прошлом сезоне я забивал очень мало, но я не чувствую, что сейчас играю лучше. Раньше я точно так же прессинговал, старался участвовать в комбинациях и оказываться в опасных позициях. Пытаюсь оставаться спокойным – и когда забиваю, и когда этого сделать не получается. 

Когда переходил в «Зенит», не думал о конкретном количестве голов, но, конечно, после такого сезона в «Сочи» хочется продолжения. Даже больше: я был уверен, что оно будет, тем более забил в контрольном матче в ворота «Црвены Звезды», а также «Спартаку» в Суперкубке.  

– Казалось, что после нескольких нереализованных моментов на старте прошлого сезона РПЛ эта уверенность пропала.

– Да, каждый нереализованный момент – удар по уверенности в себе. Признаю, что в прошлом сезоне мне ее не хватало, но после каждого матча говорил себе: «Рано или поздно это закончится, продолжай так же работать».  

Когда забил «Локомотиву» (2:1), подумал: «Наконец-то!» То, что происходит в этом сезоне, в том числе следствие того гола. Сложный соперник, тяжелое поле, гостевой матч, красивый удар – все сложилось.  

– Мысль об одном качестве игры в двух сезонах за «Зенит» – только твоя оценка или то же самое говорят тренеры?

– Не только моя. Я знаю, что благодаря школе «Аякса» не имею проблем с техникой. Там меня научили играть как центральный нападающий: куда и когда открываться, как взаимодействовать с крайними форвардами. Это было много лет назад – глобально с тех пор ничего не поменялось, никто не открыл для меня новый футбол.

– В прошлом сезоне «Зенит» играл в одного нападающего, теперь вы часто выходите в паре с Сергеевым. Это тоже никак не изменило твою игру? 

– «Зенит» так же много владеет мячом, атакует, старается прессинговать. Поэтому концептуальных отличий тоже нет. Но благодаря Сергееву я получаю больше пространства: люблю уходить в глубину, взаимодействовать с фланговыми игроками. Ване комфортнее постоянно находиться в штрафной, поэтому мы дополняем друг друга. 

– Невероятная реализация (14 голов при 8,52 ожидаемых) в этом сезоне – везение?

– Не сказал бы, вообще не очень верю в везение в футболе. Знаю, сколько я прилагаю усилий, чтобы забивать – какое тут везение? Партнеры создают для меня моменты, у меня сразу пошло – в первом туре оформил дубль в ворота «Пари НН» (2:0). Отсюда и реализация.

«Зенит» плохо стартовал из-за недостатка концентрации. Новичок «Краснодара» Кастаньо вытеснил Барриоса из сборной?

– Почему «Зенит» так неудачно начал сезон?

– На старте мы были не так сконцентрированы, как, например, год назад. Дома проиграли «Динамо» (2:3) и «Локомотиву» (1:2), сразу после «Локо» провели плохой матч в Оренбурге (1:3). 

От «Динамо» и «Локомотива» решающие голы мы пропускали на последних минутах, от «Оренбурга» – сразу после забитого гола,  затем еще два гола в течение десяти минут. Это только вопрос концентрации. 

– С мотивацией все в порядке? Все-таки большая часть состава уже не раз выигрывала РПЛ, а еврокубков сейчас нет. 

– За всех отвечать не буду. У меня лишь одно чемпионство. Но в целом мне кажется, что такой проблемы нет, любой спортсмен скажет, что самое приятное – титул в конце сезона. Весной мы классно отпраздновали титул на стадионе, затем проехались на автобусе по городу, нас очень тепло приветствовали болельщики. Думаешь, мы не хотим пережить это снова?

– Многие считают, что на результаты «Зенита» сильно повлиял и уход Малкома и Кузяева.

– Безусловно, они были ключевыми игроками «Зенита»: Малком очень много забивал, Кузяев был полезен на обеих половинах поля. Но и без них у нас случались хорошие матчи – например, дома против «Краснодара» (1:1). В матче против очень сильного соперника «Зенит» выглядел лучше, имел больше моментов, но не победил.

Поэтому футбол не всегда справедлив. Но в том, что «Зенит» идет вторым, виноваты только мы: нельзя было проигрывать «Динамо», «Локомотиву» и «Оренбургу». Если ты столько проигрываешь в первом круге, то недостоин лидерства. «Краснодар» ни разу не проиграл дома – в этом главное отличие между нами. 

– В январе «Краснодар» подписал Кевина Кастаньо, с которым ты играешь в сборной Колумбии. Что это за игрок? В России считают, что он вытеснил из старта сборной Барриоса.

– Я не так много видел Кастаньо в игре, мы провели лишь несколько совместных тренировок в сборной. Кевин – техничный игрок, который больше времени проводит в атаке. Если и сравнивать Кастаньо с кем-то из игроков «Зенита», то с Венделом, а не Барриосом. Кастаньо не питбуль, который постоянно идет в отбор, а игрок, который чаще участвует в конструировании атак. 

В детстве Кассьерра покупал диски с игрой Роналдо и Роналдиньо, а центральным нападающим научил быть Бергкамп

– Твои кумиры детства – Роналдо и Роналдиньо. Почему они, а не колумбийские игроки?

– К сожалению, когда я был маленьким, в Колумбии было не так много хороших атакующих игроков, на которых можно было бы равняться. Если брать шире, говорить о кумирах юности, безусловно, скажу о Радамеле Фалькао. Сейчас можно сказать, что колумбийский футбол держится на трех фигурах: Вальдеррама, Фалькао и Хамес.  

Не помню, после какого матча влюбился в Роналдо и Роналдиньо – их часто показывали по телевизору, потому что они были главными звездами в начале 2000-х. Сначала мне нравилось, что они такие известные и успешные, а затем начал углубляться. В Барбакоасе был магазинчик, в котором продавалась разная футбольная продукция. В нем покупал диски с игрой Роналдо и Роналдиньо – так еще лучше понимал, что это за игроки. 

– Что стало с теми дисками?

– Ха-ха, думаю, их давно нет. Все же время изменилось, сейчас дисками никто не пользуется.

– Клаудиньо говорил, что после просмотра финтов Роналдиньо шел во двор и пытался повторить их. У тебя было так же?

– Да, но я не так хорош, как Клаудиньо, поэтому достаточно быстро сконцентрировался только на голах. 

– В «Аяксе» ты пересекался с еще одним великим атакующим игроком прошлого – Деннисом Бергкампом. Как он на тебя повлиял?

– Бергкамп отвечал за нападающих, после каждой тренировки три-четыре человека вместе с ним работали над завершением атак. Деннис постоянно объяснял, в какой момент и куда открываться, как правильно наносить удар. 

– Главный совет Бергкампа? 

– Пожалуй, их было два. Первый: «Всегда думай о голе». Второй оставлю для себя.

– Бергкамп не показывал нарезки своей игры, чтобы вы лучше усваивали требования? 

– Нет, он достаточно скромный человек, поэтому все объяснял только на поле. 

В какой-то момент передо мной оказался еще один пример – Клас-Ян Хунтелар, который вернулся в «Аякс» из «Шальке». Хунтелар был совсем не быстрым, но невероятно умным игроком. Я восхищался, как он пролезал между двумя центральными защитниками: тонко чувствовал момент, когда нужно ворваться в эту зону, понимал, как завершить момент. Это искусство для нападающего.  

В «Аяксе» меня научили быть центральным нападающим.

Телеграм-канал Дорского

«Коваль на поле – все на Никольскую». Ироничное интервью Александра Коваленко

Сборные первой части РПЛ: с Венделом и Глушенковым, без Файзуллаева, Промес – в альтернативной

Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов; Alexander Kulebyakin/Global Look Press, Maksim Konstantinov/Global Look Press/Global Look Press; РИА Новости/Александр Гальперин; East News/VI Images / Gerrit van Keulen; East News/Alberto Valdes-Pool