6 мин.

Капитан Неочевидность

Забудьте о матче «Арсенал» – «МЮ» и чемпионской интриге – вся Англия который день обсуждает моральный облик Джона Терри и требует лишить его капитанской повязки в сборной. За полгода до чемпионата мира Фабио Капелло нежданно-негаданно должен принять решение, которое многие и вправду всерьез считают судьбоносным. В колонке на Sports.ru Дмитрий Долгих выступает со своим видением самой злободневной английской проблемы, не впечатлившись этой ее злободневностью.

С тех пор, как за занятия футболом в Британии люди стали получать существенно больше четырех фунтов в неделю, спортивная игра начала медленно и верно, сама по себе двигаться в сторону шоу-бизнеса. К настоящему времени путь почти завершен и не было бы в этом вполне естественном процессе ничего, заслуживающего качественной или эмоциональной оценки, если б порой самые неприглядные законы шоу-бизнеса самым бессовестным образом не вмешивались в то, что многие старомодно называют духом футбола.

Мораль в этих условиях, конечно, перестала быть категорическим императивом, обзавелась цветом, запахом и целью и в одном из своих популярных проявлений просто превратилась в самую опасную и неприятную форму лицемерия. Вот сейчас этот мутант напал на Джона Терри, человека во всех отношениях неидеального и конкретно в этом отношении особенно уязвимого. Понятное дело, что в биографии защитника «Челси» полно задокументированных проступков, достойных осуждения. Весь вопрос – чьего. Гая Баснетта, автора той самой публикации в News of the World, который в семи с лишним тысячах знаков запредельного по объему для таблоида текста смакует все доступные ему подробности интрижки женатого Терри с французской моделью, матерью ребенка Уэйна Бриджа, и копается в обстоятельствах аборта, который той пришлось сделать? Или почтенной публики (общественности, толпы), которая без проблем залезла в грязной по британской непогоде обуви в чужую личную жизнь и, не убрав ошметков грязи и не особенно заморачиваясь пониманием общей картины, посчитала себя вправе судить незнакомых людей? Или вдруг политиков, которые не упустили возможности вставить пару привычных высокопарных предложений о национальном достоинстве, предложений, которые, будучи произнесенными кем попало по любому поводу, окончательно утратили смысл примерно при тысячном бездумном повторении?

Это, конечно, все лирика. Просто обвинения в извращении морали со стороны моральных извращенцев у нормальных людей в зависимости от темперамента чаще всего вызывает либо смех, либо негодование. И неужели вправду £170k в неделю, что получает Терри, – достаточная плата за то, чтобы полмира копалось в интимных подробностях его личной жизни? И неужели вправду входят в эти £170k обязанности не только цементировать оборону «Челси», но и быть некой ролевой моделью для тех, кто не в состоянии отыскать себе ролевые модели в более пригодных для этого местах? И неужели вправду никому не кажется, что вся эта история касается лишь троих, максимум четверых человек? И неужели вправду умение играть в футбол, известность и богатство дают людям право на общенациональную демагогию и позволяют отказывать Джону Терри в том, что зовется неприкосновенностью частной жизни какого-нибудь Терри Джонсона, бухгалтера из Саусворка?

Пока все остальные задаются идеалистическими вопросами, Фабио Капелло приходится искать прагматические ответы. Ему наверняка нет дела до устройства современного общества, в котором сплетни вполне естественным образом являются самой востребованной темой для обсуждения, а национальное эгоистическое самосознание не менее естественным образом само себя ставит выше чисто футбольных интересов сборной. Большой оптимизм и уважение в этой ситуации вызывает позиция английской футбольной ассоциации, которая, несмотря на отдельные призывы, предоставила право разруливать этот Терригейт самому Капелло, по собственному усмотрению и в интересах команды.

В прагматичном варианте задача о капитанстве Терри ставится очень просто. Фабио Капелло, который на днях возвращается в Англию, предстоит выяснить, как последние события сказались на авторитете Терри среди других игроков «трех львов». Именно это в сложившейся ситуации и есть самое главное – и самое неочевидное. Если кто-то вдруг был введен в заблуждение, капитан сборной – это не духовный наставник нации и не ее дипломатический посол (и не обязательно примерный семьянин и скромник – тогда бы эта роль была на полтора десятилетия закреплена за Скоулзом), а прежде всего человек, выполняющий вполне определенные функции на поле, помогающий в этом качестве команде достичь своей цели. Здесь все конкретно и осязаемо – это лидер раздевалки, человек, которого слушаются, игрок, который может подсказать/накричать/завести/успокоить, повести за собой. Это, в общем, Джон Терри. Лишить его этой роли по политическим мотивам, из-за любовной интрижки – значит пойти на поводу у толпы и априори ослабить команду.

Значит, конечно, только в том случае, если положение Терри в иерархии сборной не изменилось. Этого со стороны оценить нельзя – просто потому, что логика партнеров Джона в данном случае может сильно отличаться от логики наблюдателей. Понятное дело, что не измена жене может напрячь игроков, а то, что Терри закрутил роман с подругой своего партнера и друга, пусть и бывшей. В этом «пусть», вероятно, тоже кроется особый смысл – ведь вроде бы считается, что Терри начал отношения с Ванессой Перронсель уже после того, как она рассталась с Бриджем. Впрочем, уже договорились, что эту логику тут не понять, а потому наверное и зря начали пытаться. Два десятка других сборников – это не безликая толпа негодующих, от которых можно отделаться школьными разговорами о морали или на которых в крайнем случае можно просто не обращать внимания. Если они действительно недобро настроены по отношению к Терри (а партнеры Бриджа по «Ман Сити», например, в воскресенье натянули под игровые футболки майки в поддержку Уэйна), у Капелло не будет другого выхода, кроме как лишить защитника «Челси» капитанской повязки.

Впрочем, если проблема действительно глубока, одним этим шагом ее не решить. Отдельный вопрос, что теперь будет с Бриджем, который, по некоторым данным, уже готов объявить о завершении карьеры в сборной. С чисто игровой точки зрения, справедливости ради, невелика потеря – Эшли Коул все равно основной левый защитник, а на роль его сменщика многие и так активно рекомендуют Лейтона Бейнса, – но сам факт может испортить микроклимат в команде.

Вопрос не только отдельный, но и главный – что будет с самим Терри. То, что вся эта история сама по себе мало отражается на его игре, Джон показал в субботу, вполне по-лидерски и по-капитански принеся «Челси» победу в сложном матче с «Бернли». Однако факт лишения капитанства способен повлечь за собой более чувствительные последствия. Во-первых, для Терри это неминуемые финансовые потери от индивидуальных и коллективных спонсорских контрактов, целесообразность заключения которых с ним персонально уже многие поставили под сомнение. Сие, правда, наверняка сильно волнует самого Терри, но вряд ли особо заботит остальных. Остальных особо заботит игра Джона – лучшего защитника страны и ключевого звена сборной, который к тому же проводит очень сильный сезон. Он ведь не Галлас, который был лишен повязки в «Арсенале» не за сигарету в баре, а за неумение управлять партнерами что на поле, что в раздевалке, и который, как выяснилось потом, спокойно это пережил. Для Терри же, действительно лидера, потеря статуса по нефутбольным причинам может обойтись куда дороже.

В общем, за полгода до чемпионата мира в ЮАР, на который «три льва» в кои то веки собрались в роли фаворита не в угоду традиции, а благодаря собственной игре и результатам, англичане по собственной инициативе начали в своем тылу подрывные действия. Постарался Терри, вовсю стараются журналисты, закипела общественность. Раз уж есть повод, наивно было бы полагать, что все они вдруг на время приглушат свои вечные инстинкты только потому, что инстинкты эти, собственно, вечные и никуда не убегут. За фанов сборной, которые по вышедшей из моды привычке переживают за сборную, а не за свои переживания за сборную, в этой ситуации, пожалуй, обиднее всего. Ну и за жену Терри, конечно, чисто по-человечески. Все, конечно, со временем утрясется, а пока им на помощь может прийти разве что традиционный английский юмор. По уверениям одного из колумнистов The Times, Терри стоит взять в ЮАР хотя бы ради спокойствия остальных сборников. За своих жен.