8 мин.

Разум и чувства

Что ж, итоги выбора лучшего гонщика сезона-2009 получились довольно любопытными. Наверняка кто-то, даже не глядя на итоговые результаты, уже решил, что в голосовании объективность была далеко не на первом плане, и многие льстили достижениям любимого гонщика, но уж что получилось…

Мне, например, было удивительно узнать, что из почти сотни отметившихся читателей вообще никто не вспомнил о Роберте Кубице, который привез «БМВ-Зауберу» подиум в Бразилии – второй в сезоне для команды, но единственный не обусловленный особыми, очень мокрыми обстоятельствами, как в Малайзии. Джанкарло Физикелла явно подпортил свою репутацию переходом в «Феррари» и безнадежными выступлениями за итальянскую конюшню – о нем, Бельгии, поуле и подиуме «Форс-Индии» также мало кто вспомнил, отдавая при этом предпочтение другим пилотам. Марк Уэббер – четвертое место в чемпионате – по итогам нашего голосования не дотянул и до пятерки лучших, а ведь парень гонялся с металлическими штифтами в ноге и в начале года еще бодренько хромал по пит-лейну. Зато Камуи Кобаяси, несмотря на всего две гонки в «Формуле-1», запал в душу болельщиков глубоко и надолго, а у нас, в итоге последним рывком обогнал самого Фернандо Алонсо! Что ж, в любом случае за ним остается титул новичка года. А на пятерку лучших давайте взглянем попристальнее.

5. Рубенс Баррикелло

Если бы в начале года кто-то предсказал, что бразильский ветеран будет бороться за чемпионский титул, в подобное развитие событий, наверное, не поверил бы и сам гонщик. Хотя у него лично с оптимистичными прогнозами как раз все в порядке – в прошлом сезоне, сравнявшись с Рикардо Патрезе по числу стартов в «Формуле-1», Рубенс бодро обещал проехать 300 Гран-при. И глядите: он их проедет, чему в немалой степени поспособствовал уходящий год.

Объективно, Баррикелло получил свой первый реальный шанс побороться за корону, а вот то, как он им распорядился, и обуславливает его третье место в чемпионате и пятое – в этом рейтинге. Вторая половина сезона в исполнении бразильца, с двумя победами на фоне сухой серии его напарника Дженсона Баттона, запомнилась, но первую, когда болид был на пике формы, он откровенно проиграл. Интересно, что обычно болельщики как раз больше ценят не доминирующие выступления на сильном болиде, а превосходство гоночного таланта над техникой, недотягивающей до звания быстрейшей на заданном промежутке времени, однако Рубенсу этот факт вовсе и не помог. Пожалуй, все дело в том, что Дженсон даже с теми проблемами «Брауна», которые больше сказывались именно на его результатах, мог поправить субботние неудачи сильной гонкой, тогда как Баррикелло по воскресеньям часто терял темп, и в итоге ему всего пять раз удалось опередить напарника на финише (и это с учетом единственного схода англичанина). Гран-при Бразилии, который он начинал с поула и еще в ранге претендента на титул, в некотором смысле показателен: его соперникам Баттону и Феттелю пришлось выбираться из хвоста пелотона, однако к моменту прокола на болиде Баррикелло они уже занимали позиции непосредственно позади него.

4. Льюис Хэмилтон

Лично я поставила бы Льюиса Хэмилтона как минимум в тройку лучших по итогам этого года. В прошлом году, если помните, в итоговом рейтинге я отдала первое место Фелипе Массе за трудолюбие и превращение сказки почти в быль собственными ни разу не опущенными руками. Такое же отношение в этом году и к Льюису. В ранге действующего чемпиона очень просто сделать две вещи: почить на лаврах и плюнуть на этот беспомощный болид, списав сезон задолго до его окончания. И гораздо сложнее бороться и верить в светлое будущее.

До сих пор Хэмилтону доставались быстрые машины, сильнейшие в пелотоне, в которых было легко и приятно удивлять, ставить рекордные серии и становиться самым молодым чемпионом мира. В этом году болельщики «Формулы-1» увидели его с другой стороны (и речь не о несчастных событиях Гран-при Австралии) и смогли оценить бойцовский дух англичанина и тот процесс закаливания характера, о котором он так много говорил по ходу сезона. Когда болид по ходу сезона серьезно прогрессирует, всегда сложно выделить одного человека, в заслуги которого будут записаны достижения, но Льюис в этом точно поучаствовал, ведь, в конце концов, гонщик – тот наконечник стрелы который ведет ее к цели. «Макларен» не стал лучшим болидом пелотона, но Хэмилтон привел команду к двум победам и потрясающе выступил на квалификации в Абу-Даби – еще одной гонке, которую можно было попробовать выиграть. Да, все это произошло на довольно медленных, извилистых трассах – ну так и не секрет, что машины с маркировкой MP сильны именно на таких конфигурациях. Осталось подтянуть быстрые секции, и Льюис будет снова в привычном амплуа, и, возможно, повыше в итоговом рейтинге.

3. Кими Райкконен

Кими Райкконен на третьем месте – это парадокс. Нет, понятно, что выиграть гонку на машине, на которую уже махнула рукой команда, и которая в данный конкретный момент едет ничуть не быстрее «Форс-Индии», это не на «Брауне» с ветерком прокатиться. Но, все же, третье место, это, по-моему, больше из любви наших болельщиков к Кими, да еще и в связи в проводами его в ралли. А парадокс даже не в третьем месте, а в этой любви: Кими ненавидит маркетинговые мероприятия, встречи с болельщиками, раздачи автографов и прочую сопровождающую «Формулу-1» мишуру. Если бы мог, наверное, вообще всего этого бы не видел и не встречал. Но при всех его попытках дистанцироваться, люди к нему тянутся толпами. Известное высказывание, перефразированное для Кими, будет описывать ситуацию очень точно: «Чем меньше публику мы любим, тем больше нравимся мы ей»…

Лично у меня сезон-2009 в исполнении Райкконена оставил один вопрос, ответ на который никогда не будет дан: что бы смог сделать на его месте Фелипе Масса, не проведи он вторую половину сезона перед телевизором? Сам бразилец уверен, что выиграл бы еще в Венгрии, где его напарник приехал вторым, вслед за Льюисом Хэмилтоном. Можно, в принципе, добавить еще один вопрос: а что было бы, если бы «Феррари» не остановила развитие F60 так рано, а пошла по пути тех же «Макларена» и «БМВ»? Тут уже сам Кими уверен, что побед в таком случае могло быть и побольше. В остальном, финн выступал хорошо там, где чувствовал себя хорошо, но огонек его прежнего загорался все реже, пока окончательно не погас от прихода в команду Фернандо Алонсо. Поэтому если Кими будет хорошо в ралли… В общем, признаюсь, мне не жаль, что он уходит – если человек занимается тем, что ему интересно, можно только за него порадоваться.

2. Себастьян Феттель

Поначалу в нашем голосовании Себастьян Феттель так шустро набирал баллы, что можно было подумать, будто он финиширует первым, или, как минимум, составит более серьезную конкуренцию победителю, чем в реальном чемпионате. Но итоговое второе место закономерно в обоих случаях.

Себастьян очень быстро превратился из лучшего новичка, проводящего полный сезон, в претендента на титул, и ошибки, помешавшие ему воспользоваться спадом формы «Брауна» и Баттона, – проблемы этого роста. Глядя на выступления Себастьяна так легко забыть, что для него это был лишь второй полноценный чемпионат, тогда как у Баттона – десятый, у Баррикелло – семнадцатый, а у Уэббера восьмой. Да вместе взятые они по опыту превосходят молодого немца в 17,5 раз! Если отбросить ошибки, многих из которых можно было избежать, как например, в Австралии, Монако или Турции, возможно, Феттель на самом деле был лучше всех именно как гонщик. Он был удивительно быстр и целеустремлен, его позиция в чемпионате не оставляла шансов для консервативного подхода и в тех Гран-при, в которых побеждал, он был просто безупречен. Да, 80 процентов его побед добыто с поула и все – с первой линии, но в год, когда чистота стартов испорчена KERS, это говорит только в пользу скорости пилота, добивающегося подобного результата.

1. Дженсон Баттон

О Дженсоне за прошедший сезон сказано и написано было уже очень много. Кто-то никогда не признает заслуженность его чемпионства, списывая все на доминирующий «Браун» с его двойным диффузором и вспоминая вторую половину чемпионата, когда англичанину не удалось выиграть ни одного Гран-при – да он и не особо стремился, перейдя в консервативную оборонительную позицию. Кто-то оценит стабильность Дженсона, его постоянные, за исключением схода из-за аварии в Бельгии, финиши в очках, способность легким атакующим движением поправить на первых кругах гонки свою позицию в пелотоне, на которую он честно недоработал накануне, и минимальное количество ошибок по ходу дистанции. Победную серию в первых семи гонках опять же.

Как бы там ни было, мое уважение к нему подросло уже после финиша чемпионата, когда он, недолго думая, принял вызов «Макларена» и Льюиса Хэмилтона. Храбрый ход, но ведь и терять ему фактически нечего…

И, наконец, полные итоги голосования:

1. Баттон – 364 2. Феттель – 322 3. Райкконен – 243 4. Хэмилтон – 202 5. Баррикелло - 95 6. Уэббер – 76 7. Кобаяси – 39 8. Алонсо – 37 9. Масса – 15 10. Росберг – 13 11. Сутиль – 11 12. Хайдфельд – 5 13. Физикелла – 4 14. Трулли – 3 15. Пике – 3 16. Глок – 2 17. Ковалайнен – 1 18. Бадоер – 1