7 мин.

Начало конца

Стоит лидеру чемпионата мира Дженсону Баттону чуть оступиться, и над ним сразу же нависают вопросы о психологической устойчивости. Вторым местом на Гран-при Италии англичанину удалось от них отмахнуться, но квалификация в Сингапуре на 12-й позиции вскрыла старые раны. К счастью, ненадолго: в гонке Дженсон смог восстановиться, а если у кого и возникли проблемы психологического или технического характера, то у всех его принципиальных соперников…

Не секрет, что Баттону для хорошего результата нужно, чтобы с болидом все было идеально. Как только условия отклоняются от этого критерия, например, температуры внешней среды усложняют прогрев покрышек, Дженсон сразу начинает проигрывать Рубенсу Баррикелло на аналогичной технике. Бразильца, в силу его более агрессивного стиля пилотирования, чуть меньше задевают температурные колебания, и решение возникающих проблем он находит быстрее, вследствие чего начинают появляться комментарии команды о том, что Баттон посмотрел на то, что творится в другом конце боксов, да и решил применить те же самые настройки. Как правило, безуспешно.

Росс Браун, оценивая то, что случилось накануне в квалификации, провел параллель с трудностями, с которыми команда столкнулась в Венгрии. Тогда в пятницу «Браун» был быстр, но из-за незначительного падения температур в воскресенье все снова пошло наперекосяк. В субботу после квалификации пилоты выделили основную проблему – недостаток сцепления, и, похоже, как это ни парадоксально для душного Сингапура, винить нужно снова температуры.

Главная особенность Гран-при на «Марина-Бэй» – вечернее время проведения заездов, а это значит, что в отличие от всех дневных этапов трасса здесь не прогревается по ходу сессий, а наоборот остывает. В первой практике, которая стартовала в шесть вечера, у «Брауна» все шло отлично. Во второй, начавшейся на полчаса ранее, чем субботняя квалификации, дела пошли уже хуже, соответственно, сама квалификация была названа катастрофой. Гонка же стартовала на два часа раньше, чем борьба за стартовые позиции, (и закончилась к тому часу, когда началась квалификация), что в итоге дало разницу температур трассы в четыре градуса. Немного, но, наверное, вполне достаточно, чтобы объяснить колебания формы британской конюшни. В начале гонки Дженсон на тяжелой машине был очень стабилен, под конец – показал четвертое лучшее время круга и посетовал: если бы вчера был такой темп!

Возвращаясь к соперникам Баттона, Баррикелло, Феттель и Уэббер уже в который раз не могут воспользоваться провалом главного претендента на титул, чтобы повысить свои шансы. На летние каникулы Дженсон ушел с преимуществом в 18,5 очка над ближайшим соперником – тогда это был Марк, сейчас прошло четыре этапа, а преимущество – теперь над Рубенсом – все еще составляет 15 очков. Негусто конкуренты отыграли.

Австралиец сегодня и вовсе выбыл из борьбы за титул, после разрушения тормозов завершив Гран-при в стенке из отработанных покрышек. Но даже если бы не этот сход, финиш на восьмой позиции все равно не позволил бы Марку удержаться в числе претендентов, ибо для этого ему нужно было финишировать непосредственно позади Баттона. Однако гонка, которую еще накануне приписывали «Ред Булл», у пилотов не задалась. Для начала, как и предполагалось, четная сторона стартового поля помешала и Уэбберу, и Феттелю сохранить свои позиции. Затем Марк пострадал из-за инцидента в седьмом повороте, где он обошел Фернандо Алонсо, воспользовавшись зоной вылета, после чего был вынужден отдать сразу две позиции – испанцу и успевшему его обогнать Тимо Глоку. Наконец, во время первого пит-стопа по непонятным причинам (камеры в это время вовсю смаковали вылет Нико Росберга за пределы выезда с пит-лейн) потерял пять секунд, что в итоге стоило ему трех позиций.

На инциденте первого круга хотелось бы остановиться чуть подробнее. Марк, похоже, мастер собирать на свою голову спорные штрафы от стюардов, причем в самые неподходящие моменты. В Германии за несколько сумбурный, но не такой уж крамольный старт австралиец получил проезд по пит-лейн. И хотя ту гонку он выиграл, наказание ему там было вовсе ни к чему. Сегодня штрафа как такового не было, но, естественно, «Ред Булл» не сам тупил семь кругов, прежде чем сообщить своему гонщику, что позицию нужно вернуть. «Фернандо также не удержался в пределах трассы, поэтому я подумал, что маневр – 50 на 50. Но стюарды решили иначе», – сетовал после гонки Марк. В том, что Уэббер получил преимущество в данном инциденте – сомнений нет. Все как и на Гран-при Бельгии в случае с Райкконеном: при желании он мог не идти на провокацию Алонсо и не тормозить так поздно, вписаться в поворот и остаться позади соперника. Разница в том, что маневр Кими признали законным, а Марка под угрозой проезда по пит-лейн заставили вернуть сразу две позиции. Конечно, может быть, принципиальная разница еще и в номере поворота, хотя, например в Монце, когда гонщиков предупреждали о штрафах за срез шикан, первый круг из рассмотрения исключили. Что еще обращает на себя внимание в данном моменте – у Марка не было шансов быстренько после маневра исправить ситуацию. Алонсо начал вилять в момент возвращения на трассу и уже к следующему повороту пропустил вперед Тимо Глока. Интересно, если бы Уэббер удержался чуть позади, а потом воспользовался ошибкой испанца, его бы все равно попытались оштрафовать, как Хэмилтона год назад в Бельгии?

Себастьян Феттель сегодня тоже потерял бы все шансы на чемпионство, если бы на Гран-при Малайзии в этом году давали полный комплект очков. Тогда пилот «Ред Булл» сошел, а Баттон недобрал пять очков, что с имеющимися 25 дало бы ровно 30 за три гонки до финиша и преимущество британца по числу побед. Но гонку в Малайзии не перепишешь, так что у немца еще есть надежда. К ней у него также имеется оптимизм, связанный с «Сузукой», где «быки» обещают выглядеть лучше, и полная поддержка команды, вплоть до помощи со стороны напарника. Соперникам из «Брауна» о последнем только мечтать приходится.

Болид Феттеля сегодня от тряски по кочкам и поребрикам разваливался на части, что совсем не заинтересовало стюардов этапа, зато позволило сейчас констатировать, что техника двух фаворитов чемпионата – «Ред Булл» и «Браун» – в огне не горит и от потерь диффузора не сильно страдает. Баррикелло недавно финишировал в боксах в дыму и в огне, тормоза на болиде Баттона сегодня испускали дух последние пять кругов, но до финиша продержались, а Феттель с покалеченной аэродинамикой хоть и не мог показывать стабильные круги, приехал четвертым.

А мог быть вторым. В чем причина превышения скорости на пит-лейн во время второй остановки, сам Феттель определить не смог – вроде, говорит, нервничать и ошибаться причин не было. Возможно, это какой-то технический сбой, вылившийся в лишних 1,4 км/ч. Вот где должно быть обидно…

Рубенсу Баррикелло за свой второй пит-стоп и подаренные Дженсону +2 очка в отрыв личного первенства винить приходится только себя. Прессинг на Баттоне? А что же тогда говорить о его напарнике, который в ответственный момент заглушил мотор? И это, надо признать, не первый раз, когда на болиде бразильца что-то не включается в нужный момент – только у него на счету в этом сезона два очень медленных старта. В Турции и Бельгии.

Естественно, в таких условиях на подиум поднимаются те, кто прошел дистанцию ровно и безошибочно. К победителю Гран-при Сингапура Льюису Хэмилтону, правда, данный тезис не относится – что бы ни происходило с соперниками за его спиной, он в любом случае выигрывал гонку. Да, на втором отрезке Себастьян Феттель неотступно следовал за лидером, иногда сокращая дистанцию до каких-то полсекунды, но даже без штрафа шансов у немца не было. Здесь «Ред Булл» проиграл борьбу стратегически, запланировав второй пит-стоп Себа на семь кругов раньше, чем намечалась последняя дозаправка Льюиса. Еще не отбыв своего наказания за превышение скорости, Феттель уже проигрывал 30 секунд, что давало его сопернику все шансы на удержание позиции.

Тимо Глоку повезло несколько раз, когда его противники ошибались, уступали дорогу, пересекали белую линию или спешили по пит-лейн, но, в конце концов, и сам он мог где-то оступиться, а «Тойота» – перемудрить со стратегией. Однако, практически копируя пит-стопы Хэмилтона, пилот и команда сделали все верно и заслуженно поднялись на вторую ступень подиума.

Фернандо Алонсо после не самого чистого первого круга остальную часть дистанции прошел безупречно, под занавес еще и успел записать на свой счет лучший круг. Безусловно, очень нужный для поднятия морального духа «Рено» подиум, но что в связи с гонкой испанца навсегда останется для меня загадкой, так это как он дотянул свою дозаправку до 21-го круга, когда у него было меньше топлива, чем у Хэмилтона, сравнимо с Росбергом, и при этом первый остановился на 20-м, а второй и вовсе на 18-м…