5 мин.

Ross the Big Boss

На самом деле, 5 декабря 2008 года, когда «Хонда» огорошила формулический мир своим заявлением, вероятность того, что в наше время команда перейдет не в руки миллионера и не под контроль автопроизводителя, казалась равной нулю. Последним сейчас несладко и вовсе не до королевских автогонок, хотя все равно проскакивали слухи о том, что альянс «Пежо» и «Ситроена» присутствует в списке возможных покупателей. В миллиардерах, или на худой конец, миллионерах, и вовсе не было недостатка. Одним из первых заинтересовавшихся выходом «Хонды» на рынок назывался мексиканский миллиардер Карлос Слим, затем весьма логично появился «Продрайв» Дэйва Ричардса в связке с инвесторами с Ближнего Востока, всплыли слегка шальные предположения о заинтересованности Михаэля Шумахера, который за свою карьеру заработал где-то около миллиарда, о покупке хотя бы части команды самим Берни Экклстоуном и напоследок – о принце на белом коне, Ричарде Брэнсоне, который вроде бы готов спасти команду в тот момент, когда японцы уже готовились закрывать двери штаб-квартиры. О том, что есть еще один вариант, а именно, передача всего хозяйства в руки текущей администрации, также стало известно очень скоро, но Росс Браун в этой схеме не просматривался. Он молчал, а слухи приписывали и бурную деятельность Нику Фраю…

Так почему же «Хонда», при кажущемся столь широким спросе на конюшню, выбрала последний вариант, и, более того, именно его на протяжении долгого времени считала самым предпочтительным? Точный ответ на этот вопрос наверняка останется за закрытыми дверями Совета директоров японского концерна, но давайте рассмотрим возможные варианты.

В качестве первого вероятного ответа – отсутствие реального спроса на товар. Да-да, несмотря на заявленный интерес многочисленных персон, создается впечатление, что выбирать на самом деле было не из чего. Вообще, глядя на ситуацию вокруг «Хонды» и сравнивая ее с оптимистичными заявлениями руководства американской USF1, простите, – USGPE, создается впечатление, что создать команду сейчас гораздо проще, нежели от нее избавиться. Тут, в принципе, прав был Уиндзор, говоря, что, покупая конюшню, приобретаешь людей с их контрактными обязательствами, поставщиков с налаженными соглашениями по цене и организацию, которая доказала свою несостоятельность.

Можно считать абсолютно достоверным факт того, что «Хонда» по большей части собственноручно генерировала интерес к команде, рассылая запросы всем, кто хоть чуть-чуть мог быть привлечен к покупке. Так, точно известно, что подобное приглашение получил Михаэль Шумахер – в этом признался его бессменный менеджер Вилли Вебер. Аналогичное письмо дошло и до Ричарда Брэнсона, о чем стало известно со слов представителя компании Virgin, отметившего сразу, что предложение вряд ли заинтересует его босса…

Кто-то, как Шумахер (устами Сабины Кем) или Слим, сразу опровергал слухи, кто-то, как Ричардс, Брэнсон или Экклстоун, окунался в предложенную возможность чуть глубже. Но у всех находились причины для того, чтобы не связываться с командой из Брэкли.

«Продрайв», например, был бы совершенно логичным покупателем, поскольку его интерес к «Ф-1» давно известен, да и ресурсы высвободились после ухода «Субару» из чемпионат мира по ралли. Но Дэйв Ричардс довольно быстро взял самоотвод, заявив, что королевские автогонки еще не доросли до того момента, когда его коллектив мог бы работать эффективно и с прибылью. Ричард Брэнсон лихо воспользовался интересом «Хонды» к собственной персоне, пропиарился в медиа по полной во время своего турне, посвященного 25-летию Virgin, но, в конце концов, нашел отмазку – «Формула-1», оказывается, недостаточно «зеленая» для его группы, которая работает над биотопливом для самолетов. Какой удар по «зеленой» кампании ФИА!.. Берни же поднял в прессе вопрос о том, нет ли конфликта интересов в том, что владелец коммерческих прав одновременно является собственником команды «Формулы-1» (искажая, таким образом, треугольник ФИА-ФОМ-ФОТА), и после этого ограничился обычным предложением помощи другим покупателям.

Можно предположить, что не удостоенные внимания прессы личности из списка «Хонды», ежели таковые вовсе существовали, менее значимы и не менее нереальны. Итого, остался лишь выкуп конюшни ее администрацией. Именно такой сценарий, а не закрытие и роспуск штата, позволил японцам хотя бы частично сохранить лицо.

Второй вариант развития событий (в какой-то мере, возможный ответ на вопрос о предпочтительности сделки с руководством) я как-то рассматривала в одной из предыдущих заметок. Прошло два месяца, но пока ничто не разубедило меня в высокой вероятности возвращения «Хонды». Да, Берни как-то отметил, что японцев мы потеряли, и вариант не рассматривается. И тем не менее. Посмотрите на мотогонки: «Кавасаки» ушла, «Кавасаки» вернулась. Пусть уполовиненная, пусть под другим именем, но этот мотоцикл должен выйти на старт. Там, правда, Кармело Эспелета что-то упоминал о судебном процессе… Или послушайте будущего генерального директора «Хонды» Таканобу Ито: «Компания немного приболела, но мы постараемся как можно скорее ее вылечить, чтобы вновь получать удовольствие от гонок».

Пройдет годик, пусть два, экономика выкарабкается из тисков кризиса, и «Хонда» вполне может вернуться в стены завода в Брэкли. А тем временем компания настояла на максимально возможном сохранении рабочих мест (сокращения сейчас у всех участников из-за новых правил, поэтому и здесь увольнения неминуемы) и фактически оплачивает выступления новой команды «Браун ГП» из своего кармана. Никакой информации о спонсорах, инвесторах и прочих финансовых планах (кроме естественных притязаний на деньги от продажи прав на телетрансляции) конюшни пока не поступало, а поэтому приходится основываться на последней информации – бюджет в основном формирует «Хонда». Для нее так даже дешевле, нежели закрыть предприятие и выплатить неустойку семи сотням сотрудников…

Итак, Росс Браун – невероятный, но все же материализовавшийся владелец команды «Формулы-1». Рискну предположить, что он был не только самым подходящим вариантом для японцев, но и наиболее желанным среди всех других кандидатов (за исключением, возможно, Ричардса), с точки зрения болельщиков. Одно дело, Ник Фрай – фигура противоречивая и далеко не самая любимая поклонниками «Формулы-1», или миллиардер-новичок, от которого не знаешь, чего ожидать. Росса же нельзя не уважать. Великолепный стратег, которого мы все помним по годам в «Феррари», в первый же год руководства «Хондой» не заставил ее хватать звезды с небес, но вывез в Сильверстоуне Рубенса Баррикелло на подиум. Обращение ситуации, в которой все растерянно мечутся, в свою пользу – что-то вроде визитной карточки британца. Так может, в нынешней сложной ситуации он сможет применить тот же трюк и в бизнесе? Он уже делает правильные шаги – например, оставил в команде ветерана Рубенса Баррикелло, – завоевывая наряду с уважением, частичку любви фанатов. Если бы и в этом году «Хонда» RA109 плелась в хвосте пелотона, что бы мы, болельщики, сделали? Грустно вздохнули, махнули на команду рукой, а то и позлорадствовали где-то, поиздевались. Но «Брауну» BGP001 за те же достижения, наверняка, будет обеспечена поддержка и подбадривающие слова. Знаем, сложно, спасибо уже за то, что вы есть!