5 мин.

Бразилия дождалась

К мельканию пилотов на верхней ступени подиума мы, кажется, привыкли еще с прошлого года, а вот аналогичный калейдоскоп во главе личного зачета чемпионата мира вызывает удивление. И, надо признать, даже восхищение! Глядя на таблицу, понимаешь, что стал бы Фелипе Масса лидером после Гран-при Франции и без победы – второго места ему хватало для того, чтобы поравняться с Робертом Кубицей по очкам, но быть впереди по числу побед. Но вот такая славная традиция складывается на последних трех этапах: вместе с Большим призом получает гонщик и эстафету в зачете пилотов, приятный такой бонус. Сначала Льюис Хэмилтон после Гран-при Монако, затем Роберт Кубица в Канаде, и теперь вот Фелипе на «Маньи-Куре»…

Но поскольку Фелипе Масса никогда раньше не возглавлял чемпионат мира, так же, как не удалось это и его соотечественнику Рубенсу Баррикелло за все рекордное количество проведенных им гонок, сегодня Бразилия впервые за последние 15 лет получила своего представителя на верхней строке зачета. С Гран-при Монако 1993 года, когда на ней в последний раз побывал незабвенный Айртон Сенна… Для кого-то, возможно, это горький момент воспоминания и утраты, но не век же бразильцам жить без лидера в борьбе за титул. Кто знает, может сегодняшний прорыв станет первым серьезным шагом Фелипе к чемпионству, хотя, вспоминая, какое разнообразие нам уже пришлось пережить на этой высоте –  четыре лидера всего за восемь гонок! – поостерегусь делать дальнейшие предположения. Тем более что два очка ему все таки достались благодаря удаче.

Старался, конечно, бразилец не отставать от напарника, пытался использовать более позднюю первую дозаправку для того, чтобы если не пройти его, то хотя бы сократить стабильно пятисекундное отставание для атаки во время второй дозаправки. Но объективно Кими Райкконен был во французской гонке настолько же сильнее, насколько и менее удачлив. Уж не знаю, какова заслуга пилота в том, чтобы дотянуть до финиша на серьезно раненом болиде, который по словам финна на последних кругах чуть не останавливался из-за потери мощности (из «Аделаиды» наверняка ему было не слишком приятно разгоняться), но его второе место и дубль «Феррари» получились со вкусом героизма со стороны действующего чемпиона.

Правда, смущают действия итальянской команды, которая не стала удалять кусок выхлопной трубы с F2008 финна – он отвалился самостоятельно, и к счастью, безопасно, через несколько кругов после второй остановки в боксах. То ли механики не рассчитывали на то, что самоустранится эта деталь, то ли проблемно было оторвать его на пит-стопе, но рисковая ведь была ситуация! За такое повреждение вполне можно схлопотать черный флаг с оранжевой «меткой» – был такой, припоминается, показан Михаэлю Шумахеру на Гран-при Австралии 2003 года за гораздо менее опасную поломку. Тогда с F2003-GA начали отваливаться боковые дефлекторы, и один из них немец довольно долго тащил за собой по трассе «Альберт-парк», пока не получил приказ от судей отправиться на обслуживание в боксы. Аналогичное рвение стюардов в прошедшей гонке, несомненно, лишило бы Кими второй позиции, но к счастью для Скудерии, санкций не последовало.

Достаточно было того, что за уик-энд судьи уже вынесли два спорных решения, оштрафовав на пять позиций Хейкки Ковалайнена за блокировку в квалификации Марка Уэббера, но оставив без внимания действия Казуки Накадзимы, и наказав проездом по пит-лейн Льюиса Хэмилтона за срез шиканы «Нюрбургринг» на первом круге (это, Льюис, возмездие за кран на прошлогоднем «Нюрбурге»). Но если в первом моменте стюардам действительно виднее – они могли посмотреть телеметрию, скорость и время финна на том круге, оценить, насколько медленно он двигался, мешая не только Уэбберу, но и тормозя Накадзиму, штраф Льюиса, на мой взгляд, был не столь однозначен, даже если вспоминать, что в этой шикане британец лихо промахивался мимо апексов еще в квалификации. На обоих быстрых кругах.

С другой стороны, командному мостику «Макларена» следовало быть порасторопнее и предвидеть реакцию судей, точно так же, как это было сделано в квалификации, когда Хейкки Ковалайнен получил на борт гораздо больше топлива, чем требовала нормальная гоночная тактика. Со стратегией, нужно отдать должное, не промахнулись, даже вернее будет сказать – выстрелили, все-таки в ситуации, когда все против него, прогресс финна по пелотону – шесть позиций – оказался самым существенным и впечатляющим. За это – браво, но за работу с пилотами – кол. Три раза за два гоночных уик-энда можно было избежать аварии и трех штрафов, если бы в уши пилотам гоночные инженеры подсказывали о красном свете, надвигающемся сзади трафике или хотя бы, профилактики ради, о возвращении позиции Себастьяну Феттелю. В конце концов, при той прыти, что демонстрировал легкий «Макларен» Льюиса, обогнал бы он немца еще раз, и в результате, глядишь, дотянул бы до приличных позиций очковой зоны.

Но еще немного о стратегии Хейкки. Только после гонки, сосчитав соперников и просмотрев отрывы, которые сокращал финн, понимаешь, насколько феноменальную гонку он провел на французской трассе. В упрек ему можно поставить только беспомощные 25 кругов за спиной Нельсона Пике-младшего, когда он не смог обогнать бразильца, да и не слишком рьяно пытался. Возможно, именно эти круги, на которых было потеряно 20 секунд по отношению к Ярно Трулли, и помешали финну подняться на подиум. Потому что после, опередив Нельсиньо на выезде с пит-лейн, Хейкки просто полетел по трассе. Преследуя и в конце концов обогнав Марка Уэббера, он не терял время по отношению к итальянцу, а наоборот, отыгрывал, за счет более позднего пит-стопа прошел Роберта Кубицу – а ведь между ними было 10 секунд до остановки поляка, и сократил такое же отставание от Трулли. Не хватило финну каких-то пяти секунд для того, чтобы выскочить после дозаправки на третьей позиции, и не удался тот обгон, в котором коснулись колесами «Макларен» и «Тойота»…

Однако, прорыв Хейкки вовсе не умаляет заслуг Ярно, третье место которого заслужено без сомнений. Сегодня японская команда была второй вслед за «Феррари», но реально в командной иерархии она заняла место, которое сдал во Франции «БМВ-Заубер». А поскольку Роберт Кубица уверен, что отставание баварцев от Скудерии не претерпело изменений, остается констатировать прогресс «Тойоты» с ее новым аэродинамическим пакетом и модифицированной подвеской. Интересно, надолго ли этот бум у «Тойоты»?

А вообще, сегодня был бразильский день. Еще один представитель этой нации со славными автоспортивными традициями наконец-то расстался с баранкой в личном зачете – Нельсиньо Пике набрал сразу два очка, добавив к ним удовольствие финишировать впереди титулованного напарника. С обгоном Фернандо Алонсо ему, конечно, повезло, но главное в другом: в прошедший уик-энд он не совершал обычных ошибок, которые уже заставили сомневаться в целесообразности продолжения его карьеры в «Формуле-1». Будем надеяться, что Гран-при Франции станет поворотным моментом для бразильца, а уж отодвинуть теоретический дедлайн на проявление своих способностей, который назначен на Гран-при Великобритании, он, кажется, уже сумел.